Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:50, реферат

Краткое описание

Фондовый рынок является важнейшим механизмом рыночной экономики предоставляющим возможность привлечения инвестиций и перераспределения капитала. Эффективно работающий фондовый рынок служит основным поставщиком инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. При помощи этого рынка в развитых экономиках обеспечивается решение многих макроэкономических проблем, среди которых особое значение имеет проблема экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования


Фондовый рынок является важнейшим механизмом рыночной экономики предоставляющим возможность привлечения инвестиций и перераспределения капитала. Эффективно работающий фондовый рынок служит основным поставщиком инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. При помощи этого рынка в развитых экономиках обеспечивается решение многих макроэкономических проблем, среди которых особое значение имеет проблема экономического роста.

Вопросам организации фондового рынка и объектам торговли на нем уделяется большое внимание в экономической науке. Становление рынка ценных бумаг имеет длительную историю, но формирование устойчивого обращения ценных бумаг происходит с конца XVIII века, с возникновением и развитием акционерных обществ. Именно тогда стало уделяться большое внимание рынку ценных бумаг в экономической науке. Наиболее весомый вклад в исследование проблем и различных аспектов рынка ценных бумаг внесли А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Р. Гильфердинг, Дж.М. Кейнс, А Пигу, Г. Марковиц и др.

Так, еще А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» неоднократно затрагивал отдельные аспекты обращения ценных бумаг. В его работе отсутствует комплексный анализ рынка ценных бумаг, но присутствуют важные замечания о его основных инструментах и его участниках, основанные на функционировании известных тогда акционерных обществ [152. С.345-347].

К. Маркс, несмотря на негативное в целом отношение к частной собственности, подчеркивал положительное влияние акционирования благодаря которому произошло расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые невозможны для отдельно взятого капитала [98. С.479-480]. Кроме того, его заслугой является введение категории «фиктивного капитала», представленного ценными бумагами, при котором отсутствует сам капитал, но имеются права на него, выраженные в ценной в настоящее время вопросам организации рынка ценных бумаг и создания механизмов его эффективного функционирования стало уделяться значительное место в отечественной экономической литературе. Большую роль в исследовании современных проблем российского фондового рынка сыграли работы Булатова В.В., Ланскова П.М., Маковецкого М.Ю., Миркнна Я., Рубцова Б.Б., Янукяна М.Г. и др.

Большинство исследователей уже не отрицают той роли, которую играет рынок ценных бумаг в развитии экономики любой страны. Однако подходы к ее определению неоднозначны. Так, например, в период рыночных реформ ,990-х годов рынок рассматривался как «отношения по поводу предоставления кредитными учреждениями ссуд путем оформления специальных документов, которые могут самостоятельно продаваться и покупаться» [31. С.5]. Следовательно, в начале І990-Х годов рынок ценных бумаг воспринимался исключительно как способ кредитного финансирования потребностей реального сектора экономики. В определенной степени такое утверждение можно назвать верным и сейчас, поскольку к настоящему моменту времени рынок ценных бумаг России складывается как долговой, но при этом нельзя не отметить излишнюю упрощенность такого понятия и ограничение рынка ценных бумаг сферой кредитных учреждений.

С развитием рыночных отношений взгляды экономистов на содержание рынка ценных бумаг неоднократно пересматривались. Так например, Алехин Б.И. рассматривает рынок ценных бумаг только как «част! финансового рынка» [32. С.б]. Многие авторы, по нашему мнению, также трактуют сущность рынка ценных бумаг излишне упрощенно. Так, например, Галанов В.А. н Басов А.И. рассматривают указанный рынок как «совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг» [141. С.7]. Бараховский А.С. определяет фондовый рынок как «совокупность институтов и правил, обеспечивающих процесс формирования и реализации потребностей продавцов и покупателей в финансовых ресурсах в рамках оборота ценных бумаг и производных инструментов по рыночным ценам в соответствии с принципами рыночной системы» [39. С.7].

По мнению автора, последнее определение не отражает экономической сущности рынка ценных бумаг, поскольку рассматривает только один аспект его функционирования - инвестиционный. Признавая первостепенное значение рынка ценных бумаг как механизма привлечения инвестиций, необходимо, тем не менее, отметить, что он используется только эмитентами в процессе эмиссии и конечными инвесторами в процессе перераспределения собственности. Вместе с тем, рынок ценных бумаг представлен большим разнообразием различных видов экономических целей, зачастую не связанных с привлечением необходимых для реального сектора экономики ресурсов, реализуемых на вторичном рынке (чаще всего в качестве такой цели выступает коммерческая).

Кроме того, практика функционирования фондовых рынков зарубежных стран наглядно свидетельствует о том, что выпуск, например, акций не является главным источником корпоративных инвестиций. В США, в экономике которой фондовый рынок играет наиболее значимую роль, нефинансовые компании уже более 30 лет больше приобретают акции, чем их размещают. Основным источником их финансирования (более 1/3) являются ссуды банков [27. С.37]. По данным сайта инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» [194] в 2004 году американские компании провели размещение акций на сумму 24 млрд. долл. В том же году стоимость акций, приобретенных нефинансовыми компаниями, превысила стоимость размещенных на 157 млрд.долл. Сумма кредитов нефинансовым организациям достигла 130, 5 млрд: долл., что в пять раз больше величины средств, привлеченных с помощью эмиссии акций. Тем не менее, вторичный рынок ценных бумаг оказывает серьезное влияние на объем инвестиций.

Оценка эффективности государственного регулирования рынка ценных бумаг


Оценка эффективности любого экономического явления выражается в системе абсолютных и относительных показателей, характеризующих состояние объекта оценки. При оценке же эффективности государственного регулирования считаем необходимым исходить из предпосылки, что эффективность такого регулирования будет определяться эффективностью самого фондового рынка. В связи с этим целесообразным, на наш взгляд, представляется определение критериев, в соответствии с которым можно считать рынок ценных бумаг эффективным, а государственное регулирование рынка - адекватным и соответствующим потребностям как самого фондового рынка, так и реального сектора экономики. В числе показателей, характеризующих количественные и качественные изменения фондового рынка, следует выделить те из них, которые в наибольшей степени отражают уровень эффективности фондового рынка. По нашему мнению, к таким показателям относятся: численность участников фондового рынка (квалифицированных, институциональных, частных); - степень участия банковского сектора в работе рынка ценных бумаг; - показатели работы институтов коллективного инвестирования; - капитализация фондового рынка; - уровень концентрации компаний по уровню капитализации активов; - уровень акций, находящихся в свободном обращении; - годовой оборот капитала на рынке ценных бумаг; - количество обращающихся инструментов и число эмитентов; . отношение годового оборота к ВВП, соотношение темпов роста капитализации и темпов роста ВВП; - активность эмитентов на первичном рынке и объемы ресурсов, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг. Рассмотрим каждый из показателей с целью оценки влияния государственного регулирования на достижение качественно высоких показателей развития фондового рынка. В качестве одного из ключевых количественных показателей, учитываемых органами государственной власти при формировании системы регулирования, является численность участников рынка ценных бумаг, - как институциональных, так и частных инвесторов. В настоящее время этот показатель характеризуется следующими значениями (табл. 3). Следует обратить внимание, что более 90% биржевых торгов в России приходится на фондовую биржу ММВБ, поэтому источником расчета большинства показателей являются отчеты этой биржи. В соответствии с представленными данными, за последние пять лет число профессиональных участников фондового сегмента ММВБ увеличилось на 20%, при этом доля банков в структуре участников сократилась с 62,2% до 54%. Остальную часть участников формируют финансовые компании.

Значительно выросло за последние годы и число институциональных инвесторов, прежде всего ПИФов. Только за три последних года число ПИФов возросло на 784, или в 4 раза. Но при этом следует учитывать, что абсолютный прирост числа работающих фондов не отражает эффективного функционирования институтов коллективного инвестирования. Именно в этом и проявляется поверхностный эффект, который можно выделить, опираясь на количественные показатели эффективности рынка.

Потенциал роста отрасли коллективных инвестиций за счет дальнейшего увеличения числа фондов является невысоким, поскольку эффективность функционирования ПИФов отражает не число работающих ПИФов, а такие показатели, как соотношение стоимости чистых активов к ВВП, средняя величина фондов, а также средняя величина счетов в ПИФах. По этим показателям Россия существенно отстает от большинства интенсивно развивающихся рынков. Уровень развития открытых и интервальных фондов не соответствует уровню экономического развития и фондового рынка России он отражает недостаточный уровень участия сбережений населения в инвестициях и капитализации российских компаний. В то же время ПИФы с точки зрения экономической эффективности, прозрачности механизма деятельности и способности противостоять рискам превосходят другие формы коллективного инвестирования, такие как страхование или банковские вклады.

По данным Национальной лиги управляющих, по состоянию на 20.08.2009 года общая стоимость чистых активов ПИФов составила 635 млрд.руб., что составляет порядка 7% от объема номинального ВВП.

Институциональные основы повышения эффективности государственного регулирования рынка ценных бумаг


Одним из ключевых критериев эффективности и экономического роста в институциональной теории является оформление и регулирование института частной собственности. Чем выше уровень развития частной собственности, тем выше его позитивное влияние на долгосрочный экономический рост, инвестиции и, в конечном счете - на эффективность функционирования фондового рынка. При этом реализация принципов частной собственности является одним из ключевых условий развития фондового рынка, который, в свою очередь, отражает уровень защиты прав собственности в стране. Наиболее серьезными возможностями по регулированию прав собственности и совершенствованию фондового рынка обладает государство, которое для установления и защиты таких прав может применять насилие для реализации властных полномочий [77. С.556].

Поэтому создание и совершенствование институциональных основ государственного регулирования на рынке ценных бумаг России является одним из факторов, определяющих возможности дальнейшего развития фондового рынка, превращение его в международный центр фондовых операций. Но в настоящее время в российской экономике накопился целый ряд системных противоречий как общего, так и частного характера, носящих признаки институционального дисбаланса. В научной среде признается, что именно низкое качество институтов регулирования фондового рынка является ключевым фактором возникновения кризиса на этом рынке [171. С.62].

В числе общих системных характеристик институциональной среды российской экономики нового тысячелетия можно обозначить: разнонаправленность действий экономических и политических институтов в российской экономике; - формализация политических институтов, способных эффективно ограничивать те действия власти, которые направлены на извлечение ренты от? пребывания на определенном уровне власти; неопределенность и неадекватность законодательного правоприменительного и регулятивного обеспечения процессов развития; экономических институтов; - негативное взаимовлияние ключевых институтов, что может выступать признаком незаинтересованности органов государственной власти установлении прозрачных правил и исключать возможность эффективного регулирования в отдельно взятых сегментов [132. С.24]. К негативным институциональным характеристикам экономико-правового поля в России можно присоединить проблемы институционального характера применительно к объекту исследования - рынку ценных бумаг. В их числе следует, на наш взгляд, отметить: - фрагментарность законодательства в области рынка ценных бумаг и его отставание от потребностей рынка на несколько лет; разветвленная система институтов регулирования, отсутствие концентрации полномочий по регулированию рынка ценных бумаг в одном регуляторе; - неэффективность действующей расчетно-учетной инфраструктуры увеличивающей риски инвесторов по нарушению прав собственности на фондовые активы; - высокий уровень трансакций, не учитываемых в регулятивной деятельности государства и при оценке ее эффективности; - слабость институтов в области защиты прав собственности на ценные бумаги, а также прав инвесторов при осуществлении инвестиций в фондовые инструменты; - неразвитость институтов коллективного инвестирования, недоступность информации по их управлению для населения. Одной из ключевых проблем, по нашему мнению, является широкое правовое поле деятельности участников фондового рынка, отличающееся одновременно значительной фрагментарностью и отсутствием системного подхода к его формированию. Наличие формальных институтов является важнейшим условием существования фондового рынка, на котором риск нарушения прав собственности особенно велик. Но качество государственного управления должно определяться не числом нормативно-правовых актов, а уровнем их качества, системности регулирования, непротиворечивости соответствия потребностям времени. Только высокий уровень качества государственных институтов, проявляющегося в умеренном значении трансакционных издержек бизнеса, благоприятном макроэкономическом климате, прозрачном и качественном законодательстве, является основой для притока капитала на фондовый рынок и, в конечном счете, - в реальный сектор экономики. Излишняя регулятивная структура российского фондового рынка сформировалась в 90-е годы, когда в условиях зарождающегося рынка активно использовался опыт Германии по работе биржи с одновременным внедрением принципов работы фондового рынка в США. В этом заключается главное институциональное противоречие - попытка навязать экономике, находящейся в кризисном состоянии, механизмы работы фондового рынка характеризовавшегося длительным периодом трансформации, функционировавшего в условиях, принципиально отличных от российской действительности. Как справедливо отмечено А. Радыгиным и Р. Энтовым «эффект «трансплантации» зависит не столько от выбора того или иного «семейства правовых норм», сколько от реального восприятия трансплантируемых законов» [171. С. 16]. Поэтому простое насаждение чужих норм и законов вовсе не означает построения системы эффективных экономических и правовых институтов, особенно в том случае, если «трансплантируемые» институты замещают собой все без исключения внутренние институты, имеющие принципиально другую организацию.

Информация о работе Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования