Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:50, реферат
Краткое описание
Фондовый рынок является важнейшим механизмом рыночной экономики предоставляющим возможность привлечения инвестиций и перераспределения капитала. Эффективно работающий фондовый рынок служит основным поставщиком инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. При помощи этого рынка в развитых экономиках обеспечивается решение многих макроэкономических проблем, среди которых особое значение имеет проблема экономического роста.
Частные лица, как масса, население начинают
вкладывать средства в ценные бумаги лишь
тогда, когда они достигают достаточной
степени личного богатства, которым нужно
управлять, то есть держать в форме капитала
- финансовых активов, приносящих доход.
Траст-департаменты коммерческих банков
стали первыми институциональными инвесторами,
которые стали вкладывать в ценные бумаги
средства, доверенные им их клиентами
для доходного помещения. Так, в США в конце
80-х годов траст-департаменты банков управляли
активами частных лиц и деловых предприятий
на сумму порядка 775 миллиардов долларов.
Крупнейшими инвесторами сначала в США,
а затем и в других развитых странах стали
страховые компании и пенсионные фонды
- государственные, местных органов власти,
корпоративные. Все свои свободные средства
они инвестируют в наиболее надежные ценные
бумаги, извлекая огромные доходы. Активы
пенсионных фондов в США в конце 80-х годов
составляли примерно 2,4 триллиона долларов.
Большую роль в качестве инвесторов приобретают
так называемые взаимные фонды, или инвестиционные
фонды - крупные финансовые учреждения,
возникшие еще в 20-х годах текущего века,
но особенно быстро развившиеся за последние
20 лет. Фонд - это управляемый портфель
ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают
долю в этом фонде, получая в свое распоряжение
некий усредненный актив, приносящий доход
с усредненным риском. В США после второй
мировой войны чистые активы всех взаимных
фондов составили сумму порядка 1 миллиарда
долларов, в конце 1980-х годов они превысили
800 миллиардов долларов.
Операции на биржах проводят только профессионалы,
объединенные биржевым комитетом. Вначале
это были простые посредники - маклеры,
но впоследствии среди них произошла четкая
специализация по различным видам биржевой
деятельности. Посредников в биржевых
операциях называют по-разному: биржевые
маклеры, куртье, комиссионеры, брокеры
и стокброкеры. Все они работают за вознаграждение
- куртаж, выраженный в процентах или долях
процента от общей суммы сделки. Маклеры
ведут расчетные записи - бродеро, которые
подписывают обе стороны. Они обязаны
быть беспристрастными, не должны за свой
счет участвовать в коммерческих делах
клиентов, не могут передавать кому-либо
свои функции.
Важнейшую посредническую роль на рынке
ценных капитальных бумаг играют инвестиционные
банки - особые финансовые институты, которые
занимаются организацией и гарантированием
реализации публичного размещения прежде
всего акций. В качестве консультанта
по всем финансовым вопросам, связанным
с эмиссией, банк вместе с потенциальным
эмитентом определяет реальные и наиболее
экономичные возможности выхода на конкретный
рынок, а затем в качестве ведущего гаранта
берет на себя обязанность организовать
синдикат или другую группу, которая обеспечит
полное размещение выпущенных ценных
бумаг. В случае неправильной оценки ситуации
банк рискует не разместить бумаги, оставить
их у себя, а затем продать со скидкой.
В США старейшей (с 1885 года) и крупнейшей
компанией - инвестиционным банком - является
"Мерилл Линч". На конец 80-х годов
у нее было несколько миллионов клиентов
в США и за рубежом, в том числе частные
лица, фирмы и правительства, она имеет
около полусотни отделений в 40 странах
мира.
На российском рынке ценных бумаг также
допускается деятельность посредников
(финансовых брокеров и дилеров), специализированных
инвестиционных компаний, занимающихся
организацией выпуска ценных бумаг, выдачей
гарантий по их размещению и куплей –
продажей ценных бумаг от своего имени
и за свой счет.
В настоящее время в качестве дилерско-брокерской
сети действует Центральный банк (около
90 территориальных управлений) и Сберегательный
банк России (42 тысячи территориальных
банков, отделений, филиалов). А с 1993 г.
многие банки приступили к созданию сети
филиалов, специализирующихся на операциях
с ценными бумагами.
Кроме того, в середине 1993 г. в России
официально были признаны более 60 фондовых
и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов
товарных бирж. Крупнейшие 5 бирж расположены
в Москве. Растет сеть институциональных
инвесторов. Созданы первые саморегулирующиеся
организации: две федерации фондовых бирж,
ассоциация коммерческих банков, ассоциация
небанковских инвестиционных институтов.
Быстро развивается депозитарно-клиринговая
сеть, в том числе на основе телекоммуникационных
сетей, действующих в национальном масштабе.
Важнейшими структурами рынка ценных
бумаг как финансовой категории являются
участники рынка ценных бумаг, осуществляющие
свою профессиональную деятельность,
об этом и пойдет далее речь.
Профессиональная деятельность - это
специализированная деятельность на рынке
ценных бумаг по перераспределению денежных
ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-
техническому и информационному обслуживанию
выпуска и обращения ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке
ценных бумаг подразделяется на следующие
виды:
перераспределение денежных ресурсов
и финансовое посредничество,
брокерская деятельность,
дилерская деятельность,
деятельность по организации торговли
ценными бумагами,
организационно-техническое обслуживание
операций с ценными бумагами,
депозитарная деятельность,
консультационная деятельность,
деятельность по ведению и хранению реестра
акционеров,
расчетно-клиринговая деятельность по
ценным бумагам,
расчетно-клиринговая деятельность по
денежным средствам (в связи с операциями
с ценными бумагами).
На основании Указа Президента РФ от
4.11.1994 г. "О мерах по государственному
регулированию рынка ценных бумаг в Российской
Федерации" и закона "О рынке ценных
бумаг" можно дать следующие определения
каждого вида деятельности и указать основные
типы профессиональных участников, которые
ей соответствуют:
Брокерской деятельностью признается
совершение сделок с ценными бумагами
на основе договоров комиссии и поручения
(финансовый брокер).
Дилерской деятельностью признается
совершение сделок купли-продажи ценных
бумаг от своего имени и за свой счет, путем
публичного объявления цен покупки и продажи
ценных бумаг с обязательством покупки
и продажи этих ценных бумаг по объявленным
ценам (инвестиционная компания).
Деятельность по организации торговли
ценными бумагами - это предоставление
услуг, способствующих заключению сделок
с ценными бумагами между профессиональными
участниками рынка ценных бумаг (фондовые
биржи, фондовые отделы товарных и валютных
бирж, организованные внебиржевые системы
торговли ценными бумагами).
Депозитарной деятельностью признается
деятельность по хранению ценных бумаг
и/или учету прав на ценные бумаги (специализированные
депозитарии, расчетно-депозитарные организации,
депозитарии инвестиционных фондов).
Консультационной деятельностью признается
предоставление юридических, экономических
и иных консультаций по поводу выпуска
и обращения ценных бумаг (инвестиционный
консультант).
Деятельность по ведению и хранению реестра
- это оказание услуг эмитенту по внесению
имени (наименования) владельцев именных
ценных бумаг в соответствующий реестр
(специализированные регистраторы).
Расчетно-клиринговой деятельностью
по ценным бумагам признается деятельность
по определению взаимных обязательств
по поставке (переводу) ценных бумаг участников
операций с ценными бумагами (расчетно-депозитарные
организации, клиринговые палаты, банки
и кредитные учреждения).
2 Система государственного
регулирования РЦБ в РФ
2.1 Цели и принципы
регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо
для упорядочения деятельности на нем
всех его участников и операций между
ними со стороны организаций, уполномоченных
обществом на эти действия. Регулирование
рынка ценных бумаг охватывает:
- государственное регулирование;
- регулирование со стороны профессиональных
участников рынка ценных бумаг,
или саморегулирование рынка. Государство
может передать часть своих функций по
регулированию уполномоченным или отобранным
им организациям профессиональных участников
рынка ценных бумаг; последние также могут
договориться о том, что созданная ими
организация получает некие права регулирования
по отношению ко всем участникам данной
организации;
- общественное регулирование, или
регулирование через общественное
мнение. В конечном счете именно реакция
широких слоев общества в целом на какие-то
действия на рынке ценных бумаг является
первопричиной тех или иных регулятивных
действий государства или профессионалов
рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг нацелено
на:
- поддержание порядка на рынке,
создание нормальных условий для
работы всех участников рынка;
- защиту участников рынка от
недобросовестности и мошенничества
отдельных лиц или организаций, от преступных
организаций;
- обеспечение свободного и открытого
процесса ценообразования на ценные
бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка,
на котором всегда имеются
стимулы для предпринимательской
деятельности, а каждый риск адекватно
вознаграждается;
- формирование (в определенных
случаях) новых рынков, поддержку необходимых
обществу рынков и рыночных структур,
рыночных начинаний и нововведений;
- достижение каких-либо общественных
результатов (например, повышение темпов
роста экономики, снижение уровня безработицы
и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных
бумаг включает в себя:
- создание нормативной базы
функционирования рынка — разработку
законов, постановлений, инструкций, правил,
методических положений и других нормативных
актов, которые ставят функционирование
рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую
основу;
- отбор профессиональных участников
рынка, соответствующих определенным
требованиям по знаниям, опыту
и капиталу;
- контроль за выполнением всеми участниками
рынка норм и правил функционирования
рынка;
- систему санкций за отклонение
от норм и правил, установленных
на рынке.
Принципы регулирования российского
рынка ценных бумаг зависят от существующих
в стране политических и экономических
условий и при этом отражают проверенную
временем историческую практику мирового
рынка ценных бумаг. Основными принципами
регулирования являются:
- разделение подходов в регулировании
отношений между эмитентом и инвестором,
с одной стороны, и участниками рынка—с
другой. В первом случае регулируются
отношения между владельцем прав по ценной
бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором
— отношения, которые возникают в момент
заключения и исполнения сделки между
эмитентом и профессиональным участником,
инвестором и профессиональным участником
или между профессиональными участниками;
- выделение из всех видов
ценных бумаг так называемых инвестиционных
— выпускаемых массово, сериями, рынок
которых может быть быстро организован.
Именно такие бумаги нуждаются в тщательном
регулировании, поскольку оперируя подобными
инструментами, злоумышленники могут
нанести большой ущерб участникам рынка;
- максимально широкое использование
процедур раскрытия информации
обо всех участниках рынка
— эмитентах, крупных инвесторах и
профессиональных участниках;
- обеспечение конкуренции как
механизма объективного повышения
качества услуг и снижения их стоимости.
Все субъекты регулирования имеют равные
права перед регулирующими органами;
- разделение полномочий между
регулирующими органами. Нормотворчество
и нормоприменение не могут совмещаться
в одном лице;
- обеспечение гласности нормотворчества,
широкое публичное обсуждение путей
решения проблем рынка;
- соблюдение принципа преемственности
российской системы регулирования рынка
ценных бумаг, имеющей определенную историю
и традиции;
- оптимальное распределение функций
регулирования рынка ценных бумаг
между государственными и негосударственными
органами управления - коммерческими и
общественными организациями.
Роль государства в регулировании рынка
ценных бумаг сводится к следующему:
- идеологическая и законодательная
функция (концепция развития рынка,
программа ее реализации, управление программой,
законодательные акты для запуска и развития
рынка);
- концентрация ресурсов (государственных
и частных) на цели строительства
и в первую очередь на опережающее
создание инфраструктуры;
- установление «правил игры» (требований
к участникам операционных учетных
стандартов);
- контроль за финансовой устойчивостью
и безопасностью рынка (регистрация и
контроль за входом на рынок, регистрация
ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием
инвестиционных институтов, принятие
мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением
правовых и этических норм, применение
санкций);
- создание системы информации
о состоянии рынка ценных бумаг,
ее открытость для инвесторов;
- формирование системы защиты
инвесторов от потерь (государственные
или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия
на фондовый рынок других видов государственного
регулирования (монетарного, валютного,
фискально-го, налогового);