Рынок ценных бумаг, проблемы становления и развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение организации рынка ценных бумаг, проблем становления и развития в России.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- дано понятие рынка ценных бумаг, рассмотрены основные определения рынка;
- выделены виды ценных бумаг и финансовых вложений;
- раскрыты особенности формирования рынка ценных бумаг в РФ;
- рассмотрены проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Рынок ценных бумаг: понятие и основные определения 5
1.2. Виды ценных бумаг и финансовых вложений 9
ГЛАВА 2. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ В РФ 14
2.1. Особенности формирования рынка ценных бумаг в РФ 14
2.2. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг, проблемы становления и развития в России.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Вексель - это письменное обязательство, составленное в предписанном законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении конца срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы. Посредством передаточной надписи он может циркулировать среди неограниченного круга лиц, выполняя функции наличных денег. Депозитные и сберегательные сертификаты - это письменные свидетельства кредитных учреждений о получении денежных средств от вкладчика, удостоверяющее право вкладчика на получение внесенных денежных средств с процентами. Депозиты бывают до востребования (дают право на изъятие определенных сумм по предъявлению сертификата) и срочные (на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающегося процента).

Ценные бумаги делятся на:

    • ценные бумаги на предъявителя, для реализации и подтверждения прав владельца которых достаточно простого предъявления ценной бумаги.
    • именные ценные бумаги, права держателей которых подтверждается как на основе имени, внесенного в текст бумаги, так и в записи в соответствующей книге регистрации ценных бумаг.

Ценные бумаги могут выпускать корпорации (акции и облигации) и государство (облигации).

Для финансирования текущих затрат и будущих проектов корпорации необходимы средства. В этом случае корпорация прибегает к их заимствованию через выпуск облигационных займов. Размещение облигационных займов осуществляют инвестиционные дилеры(посредники). Они могут выкупить у эмитента весь заем с целью перепродажи своим клиентам. Выпуск облигаций - это более дешевый способ финансирования, чем выпуск акций, так как по закону процент по облигациям выплачивается из прибыли до налогообложения.

Типы корпоративных облигаций таковы [12, с.17]:

    • облигации под заклад (Закладные облигации обеспечиваются физическими активами. Закладные облигации возникли тогда, когда потребности корпорации в капитале стали превышать финансовые возможности отдельных лиц. Поскольку непрактично закладывать имущество небольшими порциями под отдельные долги, корпорации выпускают одну закладную на все имущество.);
    • беззакладные облигации (Это прямые долговые обязательства [обещание вернуть деньги], не создающие имущественных претензий к корпорации. Продаются, когда финансовый рейтинг фирмы достаточно высок, чтобы обойтись без заклада имущества, или когда отсутствуют физические активы для заклада [торговые компании] или активы уже заложены и выпуск новых закладных облигаций невозможен.);
    • облигации под заклад других ценных бумаг фирмы (Выпускается, когда фирма не желает, закладывать физические активы или не имеет таковых. Обеспечиваются акциями или долговыми обязательствами компании. Последние в случае неуплаты долга переходят в собственность держателей таких облигаций.);
    • конвертируемые облигации (С течением времени и при определенных условиях могут быть обменены на акции того же акционерного общества. Они дают инвестору право на покупку обычных акций той же компании по определенной цене в определенный срок.);
    • доходные облигации (Приносят процент только тогда, когда заработан доход.); Муниципальные облигации выпускаются с целью мобилизации средств для строительства или ремонта объектов общественного пользования: дорог, мостов, водопроводной системы и т.п.

Муниципальные облигации подразделяются на следующие виды:

    • облигации под общее обязательство. Такие облигации подкрепляются добросовестностью эмитента. Поскольку в качестве эмитента при выпуске муниципальных облигаций выступает орган управления, который обладает правом обложения налогами на своей территории, эти налоги служат косвенным обеспечением муниципальных облигаций (подоходные, с оборота, на недвижимость и т.д.). Обычно облигации под общее обязательство выпускаются для финансирования проектов, не приносящий доходов.);
    • облигации под доход от проекта Облигации этого типа погашаются за счет доходов от проектов, для финансирования которых они выпускаются (за счет различных муниципальных сборов, пошлин, комиссионных, платежей за аренду и т.д.).

Государственные облигации - ценные бумаги эмитируемые государством с целью привлечения в государственный бюджет части заемных средств.

Доходы, получаемые от ценных бумаг государства, в отличие от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное налогообложение.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ В РФ

 

2.1. Особенности  формирования рынка ценных бумаг  в РФ

 

В настоящее время уже  можно с полным основанием заявить, что рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг и инструмента, с помощью которого он  обеспечивается, -  ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг имеет длительную историю развития - от финансовых афер древности и средне-вековых меняльных контор до рынка государственных облигаций конца 18 века начала 19 века, а за тем рождения современного фондового рынка.

Российский рынок ценных бумаг  возник  и стал  развиваться преимущественно в порядке стихийной  инициативы. История биржевого дела в России  включает его подъем в период НЭПа, ликвидацию в 30-е годы, многочисленные дискуссии вокруг проблем фондового рынка временна «отметили” 60-х годов, которая не привела  к возрождению рынка ценных бумаг в Союзе Советских Социалистических республик положения меняется в эпоху перестройки. Об этом говорит, в частности, факт создания в конце 1990 года Московской центральной фондовой  биржи и Московской международной фондовой биржи [3, с.29]:.

Однако  и сейчас еще в стране не сложилось единого фондового пространства, нет единой инфраструктуры.

Тем не менее, динамическое развитие  последних лет изменило ситуацию. Естественно, что накопленный за многие годы опыт организации фондового дела используется при создании различных институтов Российского рынка ценных бумаг. В процессе практической деятельности будут определены схемы и модели, которые наиболее приемлемы в Российской Федерации.

Достаточно энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и важной для экономики сфере.

До принятия закона « О рынке ценных бумаг” от 22.04.96 года действовало более 300 нормативных актов. Это федеральные законы Российской Советской Федеральной Социалистической Республики, Указы президента России, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции и иные нормативные документы Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, РНС Российской Федерации, Роскомимущества Российской Федерации, Государственного комитета статистики Российской Федерации и других Министерств и ведомств Российской Федерации.  Они регулируют выпуск и обращение акций, облигаций, векселей, чеков и других ценных бумаг [8, с.21]:.

Особое место занимает Федеральный Комитет по ценным бумагам Российской Федерации, образованный  Указом Президента от 04.11.94 года № 2063

« О мерах  по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”, на которую возлагается  контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка  ценных бумаг.

Следует отметить, что развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования носило не только бурный  характер, но и сопровождалось естественными «болезнями роста”, к  числу которых можно отнести недостаточную последовательность и системность. На рисунке 1 представлена динамика индекса РТС за период с 2005 по 2012 гг.

Как видно из рисунка, периоды роста индекса РТС сменяются периодами его падения.

Наиболее динамично развивающийся рынок – это рынок корпоративных и региональных облигаций

 

Рис. 1. Динамика индекса РТС за период 2005-2012 гг.

На ФБ ММВБ торгуется 693 облигаций 504 эмитентов. Совокупный номинальный объем обращающихся облигаций — 61,2 млрд. долл. В листинг ФБ ММВБ внесены 256 облигаций 184 эмитентов. Общий объем торгов на всех рынках ММВБ-РТС в 2011 году составил 10,1 трлн. долларов США или 297,9 трлн рублей. Объем торгов на фондовом рынке объединенной биржи достиг 1,05 трлн долларов США или 30,7 трлн рублей, на срочном – 1,9 трлн долларов США или 56,8 трлн рублей , на валютно-денежном – 7,1 трлн  долларов США или 210,4 трлн рублей, на товарном – 259 млн долларов США или 7,6 млрд рублей.  По объему торгов на фондовом рынке (акции и облигации) ММВБ-РТС по итогам года входит в "двадцатку" крупнейших бирж мира, а по оборотам срочного рынка - в ТОП-10 мировых лидеров. Общее количество сделок на всех рынках ММВБ–РТС в 2011 году превысило 358,5 млн штук. Суммарная капитализация торгуемых акций в ММВБ-РТС на конец года составляла около 800 млрд  долларов США.  

По итогам прошлого года биржа стала абсолютным лидером по объему торгов во всех сегментах биржевого рынка не только в России и странах бывшего СССР, но и в Восточной Европе.

На рисунке 2 представлены данные о капитализации рынка акций за 2009-2012 гг.

 

Рис. 2. Капитализация рынка акций

Объем тортов облигациями представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Объем торгов облигациями на ММВБ с 2004 по 2007 годы.

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет сложную организационно-экономическую  систему с высоким уровнем  целостности и законности технологических процессов.

Рынок ценных бумаг в России - это динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами диверсифицированной инфраструктурой.

Типов организации рынка ценных бумаг очень много. Если «уличный” рынок, где инвесторы заключают сделки купли-продажи ценных бумаг между собой. Этот рынок достаточно рискованный, его очень сложно контролировать, особенно если сделки заключаются по предъявительским ценным бумагам. Обычно на этом рынке заключается и исполняется относительно небольшое число сделок, не сопоставимое с общими размерами национальных фондовых рынков.

Подавляющее большинство сделок заключается участием профессионалов. Отсюда сам собой напрашивается вопрос: почему нужна профессионализация.

Ценные бумаги - это один из сложных видов товаров, что требует профессионализации деятельности связанной с ними.

Собственно, возникают профессиональные участки рынка ценных бумаг, осуществляющие  финансовое посредничество между эмитентами и инвесторами, распределяющие и смягчающие финансовые риски и, наконец, ведущие деятельность на  рынке ценных бумаг на квалифицированной «профессиональной” основе.

Именно профессиональные участники рынка пользуются максимальным доверие мелких инвесторов имеют высокую квалификацию, жестко регулируются государством.

Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на фондовом рынке распределению денежных ресурсов на  основе  ценных бумаг, по организационно-техническому информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных  бумаг.

Как правило профессиональная деятельность должна  вестись  на исключительной  и преимущественной  основе,  составляя стержень работы к участника  рынка ценных бумаг, претендующего вступление   в члены профессионального сообщества.

Можно выделить три группы  лиц заинтересованных  в том, чтобы  получить полную и объемную информацию  о состоявшейся сделке с ценными бумагами:

1) эмитенты, они (по именным ценным  бумагам) должны иметь возможность  знать тех, лиц  перед которыми несут  обязательства, выражаемые в ценных бумагах;

2) инвесторы,  которые должны  иметь возможность четко определить  момент перехода права собственности  на приобретаемые ценные бумаги;

3) государственные органы, которые  заинтересованы в полном и своевременном  взыскании налогов связанных с ценными бумагами и операциями с ними.

Для обеспечения интересов каждой из указанных  групп лиц и необходимы профессиональные участники рынка ценных бумаг. Однако и  теперь, спустя два года после вступления в силу  Закона «О рынке ценных бумаг» № 39 от 24.04.96г., не сформировалось еще полное понимание того, какие функции  и каким  образом  должна выполнятся выше указанными  организациями. Все виды  профессиональной деятельности строят свою  деятельность вокруг одного и того же - сделок с  ценными бумагами, но  решаемые ими задачи при этом  различны. Правда, определенную ясность вносят в этот вопрос  Положение о Федеральной  комиссии ценных бумаг, которая в настоящее  время является основным органом, регулирующим  деятельность профессиональных  участников рынка ценных бумаг.

 

2.2. Проблемы  и перспективы развития рынка  ценных бумаг в РФ

 

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка  ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства и  контроль за выполнением этого  законодательства.

4. Повышение роли государства  на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:

    • создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
    • необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
    • ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
    • создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
    • гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
    • создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;
    • государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
    • приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для «запуска” рынка ценных бумаг;
    • перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
    • срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

Информация о работе Рынок ценных бумаг, проблемы становления и развития в России