Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Большинство современных экономик в той или иной мере основаны на рыночной системе и различаются лишь институциональными особенностями организации и степенью государственного вмешательства в экономические процессы. Поэтому изучение принципов и механизмов функционирования рынков экономических благ и производственных ресурсов составляет основу подготовки современных экономистов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….……………………………... 3
2. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция…………………………………………………………………………………….…3
3. Конкуренция: понятие, классификация видов……………………………………………9
4. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике……………………………………………………………..…13
5. Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике……………….16
6. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели…..21
Литература…………………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач-макроэк.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

 

Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике

В предыдущем параграфе речь шла о рыночных структурах, различающихся по способу организации отрасли, способу взаимодействия фирм, виду конкуренции. Теперь рассмотрим структуру рынка, понимаемую как взаиморасположение и взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка.

 

Как известно, субъектами рынка являются:

• домашние хозяйства (индивидуумы);

• фирмы;

• государство.

Под термином "домашнее хозяйство" не понимается какое-то производство, семейное предприятие, личное подсобное хозяйство, он никак не связан с процессом производства. Человек может работать на каком-то предприятии либо быть собственником предприятия, но одновременно являться членом домашнего хозяйства. Домашние хозяйства, владеющие ресурсами, получают факториальные доходы (доходы собственников производственных ресурсов). Выделяют следующие укрупненные виды ресурсов: труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательская способность (см. гл. 2). Их собственниками являются исключительно индивиды (домашние хозяйства), фирмы не владеют ресурсами. Правда, некоторые виды ресурсов (земля, капитал) могут также находиться в государственной собственности. С собственностью на ресурсы связаны доходы домашних хозяйств (рис.4.4).

Человек, который работает по найму, продает свой труд, получая взамен доход в виде заработной платы. Доход собственника капитала - процент с капитала. Собственник земли может сдавать ее в аренду и получать ренту (следует оговориться, что понятие "рента" в экономической науке и практике имеет много других значений, кроме приводимого здесь). Наконец, человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, использует свой специфический ресурс - предпринимательскую способность и получает доход в виде прибыли.На рис.4.5 показана примерная структура доходов домашних хозяйств Республики

Беларусь.
С учетом того, что основная часть земельных ресурсов находится в собственности государства, земельная рента на схеме не выделена. Прибыль как доход от предпринимательской способности определить достаточно сложно, поэтому приведен другой, менее точный показатель - доходы от предпринимательской деятельности, который частично включает прибыль, доходы на вложенный капитал (процент), ренту. Кроме того, ощутимую часть доходов населения составляют государственные социальные трансферты (помощь), не связанные напрямую с обладанием ресурсами.

Вторая категория участников рынка - это фирмы. Они занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Соответственно, плата за привлекаемые ресурсы составляет издержки фирм, а выручка от продажи произведенных благ - доходы фирм.

 

Домашние хозяйства, получив доходы от продажи на рынке своих ресурсов, тратят их на покупку благ, производимых фирмами. Так осуществляется кругооборот доходов и товаров в экономике (рис.4.6).

Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка означает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют.

В простейшем виде рынок делится на рынок потребительских благ (товаров и услуг) и рынок ресурсов (см. рис.4.6). Блага (товары) производятся фирмами и покупаются людьми для конечного потребления. Ресурсы принадлежат домашним хозяйствам и покупаются фирмами для производства товаров. Среди ресурсных можно выделить рынки труда, капитала, земли, которые в свою очередь подразделяются на рынки квалифицированного и неквалифицированного труда, фондовые и валютные, рынки различных природных ресурсов и т.д. Товарные рынки структурируются по видам товаров, которые бывают длительного пользования, широкого потребления, продовольственными и т.д.

Структуру рынка можно классифицировать по географическому принципу, выделив местные (локальные) рынки, региональные, национальные и международные.

Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры - совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка; организации, с помощью которой работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы).

Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. В зависимости от широты интерпретации данного понятия к инфраструктуре можно отнести даже все магазины, дороги между местами проживания потребителей и местами расположения фирм и т.д. Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи.

Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известными являются аукционы с повышением цены (так называемый "английский" аукцион).

Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные - это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи. Биржа труда (во многих странах ее роль выполняют различные службы занятости) осуществляет посреднические операции на рынке труда, здесь анализируется конъюнктура данного рынка, ведется учет безработицы, выплачиваются пособия безработным, организуется помощь в трудоустройстве. На товарной бирже осуществляются посреднические операции с товарами, формируются цены на данные товары. Во многих сделках, даже производимых вне биржи, в качестве ориентировочной цены принимается биржевая цена товара. На фондовой бирже торгуют капитальными ресурсами в нематериальных формах (т.е. не машинами и зданиями, а акциями, облигациями и другими ценными бумагами).

К инфраструктурным организациям рынка можно отнести также брокерские фирмы, торговые дома, холдинги, страховые компании, торгово-промышленные палаты, аудиторские фирмы. Брокерская фирма (брокер) - это коммерческая организация, осуществляющая сделки по купле-продаже товаров, ресурсов, ценных бумаг и т.д. от имени своих клиентов. Фирму, которая проводит внешнеторговые операции (импорт и продажу внутри страны зарубежных товаров, экспорт и продажу за рубежом товаров национального производства), обычно называют торговым домом. Холдинг - это фирма, капитал которой формируется из пакетов акций других компаний, обычно для координации и контроля над их деятельностью с целью получения прибыли. Страховая компания - финансово-кредитная организация, осуществляющая страховую деятельность на рынке (по страхованию, нейтрализации рисков). Торгово-промышленная палата - коммерческая организация, в задачу которой входит содействие развитию торговых связей рыночных субъектов страны с зарубежными партнерами. Аудиторская фирма - независимая организация, анализирующая и контролирующая финансовую и учетную деятельность предприятий по их заказу.

 

Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике

Может ли рыночная система быть идеальной? При наличии полного набора рынков всех благ в каждом временном периоде, предупреждении всех рисков, всесторонней информированности субъектов рынка, создании ситуации совершенной конкуренции на рынках всех благ это было бы возможно.

В экономической науке выделяют ситуации "фиаско рынка", в которых общественное благосостояние не может быть максимизировано исключительно рыночными механизмами и требует вмешательства государства. Однако некоторые экономисты, проводя аналогию, говорят о существовании ситуаций "фиаско государства": государственное регулирование не обязательно воздействует на экономику благотворно.

В качестве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов, или экстерналий. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто участвует в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц - людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отрицательного внешнего эффекта. Но существуют и положительные внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу около своего дома ради удовлетворения собственных эстетических потребностей, одновременно доставляет удовольствие соседям, и им не надо за это платить. К положительным экстерналиям также относят образование: обучаясь, человек преследует собственные интересы, но чем больше квалифицированных специалистов в стране, тем эффективнее работает экономика в целом, и выгоды получают все граждане.

Как положительные, так и отрицательные внешние эффекты возникают в связи с нечетко определенными правами собственности на блага и ресурсы и значительными издержками на спецификацию и защиту прав собственности. Рынок не в состоянии сам решить данную проблему. Отрасли с отрицательными экстерналиями производят благ больше оптимального для общества уровня, в отраслях с положительными внешними эффектами наблюдается недопроизводство благ. Роль государства заключается в регулировании внешних эффектов - устранении отрицательных последствий (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам, полнее соответствующим общественным потребностям.

Серьезным поводом для государственного вмешательства в рыночные процессы является проблема производства общественных благ. Общественные блага приносят положительные внешние эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то. Они характеризуются признаками неисключаемости и неизбирательности. Другими словами, если общественное благо создано, затруднительно не позволить кому-то пользоваться им, даже если человек не желает платить. Кроме того, потребление блага одним человеком не снижает для других возможности пользоваться этим же благом (все имеют общественные блага в одинаковом количестве). Классический пример общественных благ - маяки: если маяк построен, никто не запретит смотреть на его огни капитанам всех кораблей вне зависимости от того, платят они за эту услугу или нет, и пользоваться услугами маяка все капитаны могут, не мешая друг другу.

Частные блага не обладают подобными свойствами. Например, хлеб, который продается в магазинах, во-первых, недоступен тому, кто не заплатит за него (конечно, кроме случаев воровства), а во-вторых, потребление хлеба одними людьми влияет на величину его потребления другими.

Подобные отличия общественных благ от частных обусловливают особенности функционирования рынков этих благ. Рынок хорошо (наверняка лучше, чем государство) справляется с обеспечением общества частными благами, т.е. тот же хлеб производится и продается в таких количествах и по таким ценам, которые близки к оптимальным для общества в существующих условиях. В то же время продавать общественные блага на рынке затруднительно - многие не согласятся платить за строительство маяка, зная, что их не смогут лишить возможности пользоваться его сигналами. Данная проблема "безбилетников" может привести к тому, что общественные блага либо вообще перестанут создаваться, либо объемы их производства будут недостаточными.

В этой связи важно, чтобы государство выполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги (невзирая на возможную незаинтересованность меньшинства оплачивать общественные блага) и покупало для общества данные блага. Сколько и каких - должно определяться в рамках политического процесса (в демократической системе это выборы, референдумы и т.д.) принятия экономических решений. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, правоохранительная система.

Организовывать обеспечение страны общественными благами можно по-разному, необязательно задействуя при этом только государственные предприятия. Так, строить маяки, производить военное оборудование могут частные фирмы, а в некоторых странах действуют даже частные тюрьмы. Государство должно лишь оплачивать производство общественных благ из собранных налогов.

Еще одним фиаско рынка является монополизм. Мы уже рассмотрели ранее понятия конкуренции и монополии. Рыночная экономика функционирует нормально только в условиях соревнования, соперничества, конкуренции экономических субъектов - как продавцов, так и покупателей. Проблема заключается в том, что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все большую долю рынка и приобретает рыночную власть. Логическим завершением данного процесса является монополизация рынка. При монополии товары производятся в меньших количествах, нежели при совершенной конкуренции, качество их, как правило, хуже, а цены выше. Кроме того, некоторые отрасли являются естественными монополистами, поскольку обеспечение рынка отдельными благами с помощью нескольких поставщиков бывает технически затруднено или признается неэффективным.

Государственное вмешательство в экономические процессы оправданно при проведении антимонопольной политики.

Первые спланированные мероприятия такого характера были осуществлены в конце XIX - начале XX в., и все последнее столетие правительства разных стран пытались решить проблему монополий.

Антимонопольную политику можно разделить на два направления:

1. стимулирования конкуренции в тех отраслях, где она возможна;

2. регулирования экономических процессов в тех отраслях, где конкуренция в принципе затруднительна.

Примером первого направления в конце XX в. явилось судебное решение, предписывавшее разделить компанию (США) на две относительно независимые компании, с тем чтобы уменьшить рыночную власть данного производителя программного обеспечения. В ситуации же естественной монополии (например, поставщиков коммунальных услуг) государство регулирует цены, тарифы, стандарты объема и качества благ и т.д.

Зачастую правительства предпочитают национализировать отрасли естественных монополий, чтобы поставки благ для потребителей осуществлялись государственными предприятиями, для которых получение монопольной прибыли - не самоцель. Однако результаты таких мер неоднозначны, далеко не всегда государственные монополии действуют эффективнее частных. С одной стороны, у государственных предприятий меньше стимулов к получению сверхприбыли за счет повышения цен, но с другой - у них также меньше стимулов к экономии издержек. Какой из данных аспектов "перевесит", таким и будет результат для общества.

В проблеме асимметричности рыночной информации также проявляется несовершенство рынка. Как уже отмечалось, рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об экономической конъюнктуре. Продавец и покупатель чаще всего владеют различным объемом информации о товаре: иногда продавец знает больше, иногда покупатель. Сделка, разные стороны которой неодинаково осведомлены, лишь случайно может быть заключена с оптимальными ценами. Скорее всего, один ее участник получит выгоду за счет другого (обычно более информированный за счет менее информированного).

Экономисты считают проблему асимметричности информации очень серьезной. Что мы знаем о товарах, которые покупаем и продаем, о ситуации на рынке, о действительных издержках и выгодах экономических субъектов? Совсем недостаточно, чтобы считать понятия "экономический оптимум", "лучше" и "хуже" вполне обоснованными, особенно в долгосрочном аспекте. Проблему следует разделить надвое. Прежде всего, она связана с неполнотой информации, поскольку невозможно все знать об окружающем мире. К примеру, достоверно не известно, насколько вредны или полезны генетически модифицированные продукты питания. Будь иначе, рынок этих продуктов стал бы иным, развивался лучше или хуже либо вовсе исчез. В данном примере и продавец, и покупатель осведомлены одинаково слабо, причем их неосведомленность имеет временной аспект - неясно, что произойдет в будущем. Проблема собственно асимметричности информации заключается не в том, много или мало знают продавец и покупатель, а в том, имеют ли они одинаковую информацию. Продавец плохого товара может выдать его за хороший и попытаться продать по более высокой цене. Но иногда и покупателю известно об объекте сделки больше, чем продавцу, и он обращает это в свою пользу. Однако необязательно обладание информацией приносит выгоду. Так, потенциальный работник может знать, какой он хороший специалист, но если этого не знает работодатель, пользу такая осведомленность никому не принесет. В интересах обоих, чтобы работник поделился с нанимателем информацией о своей квалификации. Оговоримся, что плохому работнику выгодно скрывать свои характеристики от работодателя.

Информация о работе Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики