Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:35, контрольная работа
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Введение………………………………………………………………….3
Сущность цены и ее роль в рыночной экономике……………………..4
Цена и её функции в экономике…………………………………………5
Виды цен…………………………………………………………………14
Механизм формирования цены…………………………………………17
Последствия отклонения цен от рыночной…………………………….24
Заключение……………………………………………………………….25
Приложения………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………31
2
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Цена является основным элементом рыночного механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Цена определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев-посредников (возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли).
Велика роль цены в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
Становление рыночной системы
в России определяет динамичный, развивающийся
характер нормативно-правовой базы, влияющей
на ценообразование. Это вызывает необходимость
отслеживания законов РФ, указов
Президента, постановлений Правительства,
инструкций Государственной налоговой
службы РФ и иных ведомств по формированию
свободных и регулируемых цен, налогообложению,
таможенному регулированию и другим вопросам,
связанным с ценообразованием.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
В современных условиях цены
и ценообразование становятся одним из
основных элементов развития рыночной
экономики. Цена – это категория рынка
и, чтобы понять сущность цен, необходимо
их рассматривать в непосредственной
увязке с рынком.
Прежде всего, цена как конечный
оценочный показатель товара аккумулирует
в себе все понятия, составляющие фундамент
товарных рынков (нужда, потребность, запрос,
товар, обмен, сделка). Кроме того, цена,
как аккумулирующий показатель, является
и основной характеристикой товара. Эффективность
продукции апробируется рынком, ценой
ее реализации. Выгодна или невыгодна
данная продукция, нужна она или не нужна
– это подтверждается рынком и только
ценой ее реализации на нем.
Поскольку основной движущей
силой рыночного хозяйства является конкуренция,
то цена, непосредственно связанная с
рынком, является инструментом рыночной
конкуренции, перераспределения ресурсов,
перелива капитала. И тем самым она выполняет
важную роль в регулировании и саморегулировании
экономики.
Но, по мнению К. Маркса, цена
– это денежное выражение стоимости товара
(работ, услуг), поскольку стоимость любого
товара составляет основу цены. Цена находится
в прямой зависимости от стоимости товара,
с уменьшением стоимости цена товара снижается
и, с ее увеличением повышается.
Одновременно цена не только
показывает, как эффективно используется
труд, но в итоге определяет величину совокупных
издержек производства (себестоимости)
продукции и размер прибыли, получаемой
производителями (продавцами) за счет
производства и реализации товара.
Таким образом, в общем виде
цена Ц = С + П + Н,
где С – себестоимость (издержки
производства) продукции; П – прибыль
производителя (предприятия); Н – налоги,
сборы, платежи, отчисления .
В рыночной экономике функционирует
механизм цен, связанный с законом спроса
и предложения. Простая модель, по которой
изучают взаимодействие спроса и предложения
на рынке, существует почти 200 лет. На рынке
согласно этой модели выделяют две основные
силы – производителей (продавцов) и потребителей
(покупателей), которые соперничают между
собой, пытаясь извлечь наибольшую прибыль.
Цель продавцов – продать свои товары
по более высокой цене и получить большую
прибыль, а покупателей – приобрести нужные
им товары с большей полезностью по низкой
цене. Таким образом, рынок – это экономический
процесс, который путем столкновения интересов
продавцов и покупателей (спроса и предложения)
приводит к образованию цены. Рынок можно
выразить следующей схемой:
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор. В цене товара фокусируются материальные интересы всех участников рынка. Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.
Цена и её функции в экономике
Цена — это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке определенной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов продать свой товар. Если стоимость товара не устраивает покупателя, покупатель имеет право торговаться и предлагать свою цену. Стоимость товара это и есть его цена.
Цена — это экономическая категория, которая выражается в количестве денег, за которое покупатель согласен купить, а продавец готов продать единицу товара. Стоимость товара составляет цена его определенного количества, поэтому цена товара является его стоимостью в денежном выражении. В широком смысле слова, цена показывает ценность вещи.
Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие её функции:
Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.
Функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли».
Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.
В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.
В функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.
Количественные показатели — валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.
Качественные показатели — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.
В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Сущность ее выражается в поощрительном
и сдерживающем воздействии цены на производство
и потребление различных видов
товаров. Цена оказывает стимулирующее
воздействие на производителя (и это принципиально
важно) через величину заключенной в ней
прибыли. В хозяйственной жизни цены могут
способствовать или препятствовать увеличению
или сокращению выпуска и потребления
тех или иных товаров. Для производителей
особенно важны цены, по которым они сами
непосредственно продают свою продукцию.
С помощью цены можно стимулировать
или дестимулировать:
• научно-технический прогресс;
• экономию затрат ресурсов;
• изменение качества продукции;
• изменение структуры производства
и потребления.
Стимулирование осуществляется
путем повышенного уровня прибыли в цене,
надбавок и скидок к основной цене.
Стимулирующая функция характерна
для рыночной цены, которая позволяет
производителю выгодно реализовать свою
продукцию. В такой функции наиболее эффективны
цены, которые обеспечивают высокую прибыль
по сравнению с другими товарами. Возможности
стимулирования процессов воспроизводства,
с помощью действующего в России механизма
ценообразования довольно эффективны».
Важное значение имеет стимулирование
ценами научно-технического прогресса.
Это выражается в разработке и внедрении
новой передовой техники, более современной
технологии, в организации производства и труда, повышении
качества товаров, освоении новых изделий,
что позволяет в свою очередь значительно
повысить производительность труда, осуществлять
экономию материальных ресурсов.
Стимулирование оптимальной
структуры производства и потребления
совершается путем применения ценовых
мероприятий. Рационализация структуры
производственного потребления осуществляется
путем формирования соответствующего
уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые
виды продукции, путем установления одинакового
или различного уровня цен в расчете на
единицу полезного эффекта.
Стимулирование оптимальной
структуры личного потребления населения
осуществляется за счет дифференциации
ставок косвенных налогов (НДС, акцизов
и др.), а также путем использования различных
методов оценки сырья при калькулировании
себестоимости изделий, системы договорных
цен и т.д.
В настоящее время, в условиях
переходного, для России, периода, задачей
первостепенной важности является стимулирование
производства конкурентоспособных товаров,
как для внутреннего, так и для внешнего
рынков.
Информация о работе Рыночная цена и механизм её формирования