Рыночная цена и механизм её формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Сущность цены и ее роль в рыночной экономике……………………..4
Цена и её функции в экономике…………………………………………5
Виды цен…………………………………………………………………14
Механизм формирования цены…………………………………………17
Последствия отклонения цен от рыночной…………………………….24
Заключение……………………………………………………………….25
Приложения………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 120.10 Кб (Скачать файл)

 

С учетом фактора времени цены бывают:

  1. Постоянные – цены, срок действия которых заранее не оговорен;
  2. Сезонные – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер. Такая цена определяется путем применения скидок (надбавок) с первоначальной продажной цены и действует в течение определенного периода времени (сезона);
  3. Ступенчатые – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По способу получения информации об уровне цен цены бывают:

  1. Справочные – цены, которые публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе. Они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
  2. Прейскурантные – особый вид справочных цен, публикуемых в прейскурантах фирм-продавцов;
  3. Расчетные – цены, применяющиеся в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам. Такие цены рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.

В зависимости от вида рынка цены бывают:

  1. Аукционные – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот). Они устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением;
  2. Биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;
  3. Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли. Эта форма торговли основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

В зависимости от территории цены бывают:

  1. Единые – цены, действующие на всей территории страны; эти цены устанавливаются и регулируются государством;
  2. Региональные – цены, формирующиеся на отдельных территориях страны. К ним относятся цены на сельскохозяйственную продукцию и сырьё, газ, электроэнергию;
  3. Местные – цены, установленные на продукцию, которая как производится, так и потребляется в данном регионе.

По условиям поставки и продажи цены бывают:

  1. Цены-нетто – цены на месте купли-продажи;
  2. Цены-брутто (фактурные) – цены, которые определяются с условием купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, условий страхования);
  3. Мировые – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.

Классификация цен позволяет выработать эффективные методы ценообразования, реально отвечающие требованиям, как производителя, так и потребителя.

Приложение 2. Стр.28

 

Механизм формирования цены

Ценообразование - процесс по установлению, регулированию, формированию уровней, структуры и динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени, а так же контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования.

Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйственных субъектов, потребителей, посредников при регулирующей роли государства и общества. Объект регулирования в механизме ценообразования - система цен в целом и ее отдельные виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.

         Рыночная  цена товара формируется под  влиянием большого числа факторов. Для выбора цены на товар  или услугу сначала нужно выявить  и проанализировать ценообразующие  факторы. 
 
Основные ценообразующие факторы.  
 
·спрос и предложение  
 
Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор имеет едва ли не самую ключевую роль в рыночной экономике.  
 
Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенное время. 
 
Предложение – количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.  
 
· эластичность спроса 
 
       При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменение в ответ на изменения цены товара или какого-либо другого параметра. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность. 
 
Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на 1%. 
 
· финансово-кредитная сфера 
 
        Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, когда на цены непосредственно влияют изменения покупательной способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно  
 
· потребители 
 
· государственное регулирование цен

Затратный механизм ценообразования

Суть затратного механизма ценообразования состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих собой затраты в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

При затратном методе широко распространено определение издержек на основе калькуляции, то есть бухгалтерского расчета затрат по отдельным экономическим элементам. Здесь также могут применяться средние издержки, которые определяются на единицу товара из всего количества производимых, и реализуемых товаров; и предельные издержки, под которыми понимается прирост общих издержек, обусловленный увеличением производства и продажи товара на одну единицу.

Себестоимость - общие затраты всех ресурсов на производство единицы продукции в денежном выражении. Относительная величина прибыли, рассматриваемая обычно в виде отношения прибыли к себестоимости продукции, называется рентабельностью. В случае, когда рентабельность рассматривается как нормативная величина, ее именуют нормой прибыли.

Затратный механизм ценообразования характерен для централизованно управляемой экономике и утверждаемым ценам. Вместе с тем элементы затратного подхода присутствуют и в рыночной экономике, так как продавец на рынке должен отталкиваться от цены на свой товар не ниже величины совокупных издержек производства и обращения. В противном случае он не покроет своих затрат и будет работать с убытками. Этот механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара, реализуя товар по определенной цене, должны иметь возможность не только возмещать издержки, но и получать прибыль.

Выделяют следующие затратные методы ценообразования:

* «издержки плюс»;

* минимальных затрат;

* целевого ценообразования.

Метод «издержки плюс» предполагает расчет цены продажи путем прибавления к рассчитанной себестоимости единицы продукции фиксированного размера прибыли и косвенных налогов. Определение цены в этом случае можно выразить следующей формулой:

Ц=С+П+Н (1),

где Ц - цена единицы товара,

С - себестоимость единицы товара,

П - прибыль, получаемая предприятием за счет производства и реализации единицы товара,

Н - косвенные налоги и отчисления в цене товара.

Одна из слабых сторон механизма затратного ценообразования заключается в том, что достоверных методов разделения собственно затрат и прибыли нет. Существующие инструкции, определяющие необходимость отнесения тех или иных видов затрат к издержкам производства и обращения, включения их в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг, способны лишь частично разделить себестоимость и прибыль. Это позволяет предприятиям относить практически любые свои расходы на издержки производства и обращения.

При установлении фиксированных цен на товары и услуги государством, исходя из затратного подхода, к приведенной выше формуле цены добавляется надбавка к цене или скидка с цены, исчисленной по затратному способу.

Если цена устанавливается государством, то себестоимость единицы товара исчисляют не в масштабе одного предприятия, а в масштабах целой отрасли или всей экономики страны.

Если товары не являются социально значимыми, а представляют собой предметы роскоши или удовлетворяют пагубные привычки, то на них вводится государственная ценовая надбавка в виде акцизного сбора, налога с продаж и других сборов в пользу государства.

Если затратная цена на социально значимые товары становится недоступной для основной массы населения, то государственные органы обеспечивают скидки с цены посредством денежных дотаций из государственного или местного бюджета. Товар продается потребителю по цене ниже затратой, но производители не несут потерь, так как недостающую часть цены компенсирует государственный бюджет.

Метод минимальных затрат предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, не проводя подсчет совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно окупить лишь минимальные затраты.

Метод целевого ценообразования (метод определения цены в соответствии с целевой прибылью). На основе данного метода рассчитывается себестоимость единицы продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость изменяется в зависимости от загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов. После этого определяют цену единицы продукции, которая обеспечила бы при существующих условиях целевую прибыль.

Рыночный механизм ценообразования

В рыночном механизме ценообразования целесообразно выделять механизмы государственно-общественного управления (регулирования) и свободно-конъюнктурного рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов. Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров для приведения в соответствие с общественными потребностями структуры общественного производства.

Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики чутко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и её движение: налогов, доходов, процентных ставок. Так, при росте доходов за пределы возможностей их материального обеспечения закономерны рост цен, обесценение денег, инфляция.

Между ценой и инфляцией существует двухсторонняя связь. Инфляция вызывает рост цен. Цены в свою очередь влияют на инфляцию, они могут её сдерживать, но могут и ускорять. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции.

Неотъемлемой частью процесса создания рыночного механизма является переход к свободным ценам (либерализация цен). Однако важно уяснить, что переход к свободным ценам должен осуществляться при реализации таких условий, как демонополизация производства и создание конкурентной среды; разгосударствление и приватизация собственности; умеренно-жёсткая бюджетная и денежно-кредитная политика.

Формирование цены представляет собой взаимодействие большого числа факторов, зависящих как от спроса (уровень издержек производства и реализации продукции, новизна, качество товара, наличие конкуренции и рыночная конъюнктура), так и от предложения (технология и т.д.). Но такие факторы как конкуренция и рыночная конъюнктура, зависящие от предложения, подвластны меньшему контролю. Тем не менее, именно эти два фактора - центр внимания предприятия.

Механизм ценообразования на конкурентных рынках основан на взаимодействии законов спроса и предложения. Из всех разработок, касающихся теории рыночного ценообразования, особого внимания заслуживают труды английского экономиста А. Маршалла, установивший простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях неограниченной (совершенной, чистой) конкуренции. Спрос и предложение связаны с ценой следующим образом: спрос при падении цены, как правило, растет, а при ее росте - снижается, динамика предложения в большинстве случаев совпадает с динамикой цены. Поэтому устойчивая цена, так называемая цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением, то есть, не возникает внутренних стимулов к изменению трех функционально статистически связанных величин: спроса, предложения и цены.

 

На основе стратегии разрабатывается тактика ценообразования – это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.

Информация о работе Рыночная цена и механизм её формирования