Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:55, курсовая работа
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Введение 3
1. Рынок: понятие, сущность и основные функции 5
1.1.Определение понятия «рынок» 5
1.2.Сущность и функции рынка 7
1.3.Особенности становления рыночных отношений в России 10
2.Достоинства и недостатки рыночной экономики 14
2.1.Достоинства рыночной экономики 14
2.2.Принцип «невидимой руки рынка» 17
2.3. Недостатки рыночной экономики 19
3.Государственное регулирование рыночной экономики 24
3.1.Общие принципы государственного регулирования экономики 24
3.2.Государственное регулирование экономики в России 26
3.3.Перспективы развития рынка в России 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Недостатки рыночной системы
Тенденция установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.
Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих – безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим – получать несоразмерные или чрезмерные доходы.
Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.
Наличие у рыночного механизма
существенных недостатков приводит
к необходимости его
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики.
В основном несовершенства
рынка связаны с отклонением
от условий, обеспечивающих совершенную
конкуренцию. К тому же рыночная экономика
оказывается неспособной
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
Чтобы
поддержать чрезвычайно
Особенность
общественных товаров состоит
в том, что ими может
Общественные
блага бесплатны для
По
мере роста общественного
Сам
рынок не способен устранить
или компенсировать ущерб,
«Нормальный»
рынок порождает ненормальные
пропорции распределения
Отсутствие
совершенной информации, неполнота
и неравномерность ее
Несовершенства («провалы»)
рынка могут быть смягчены
созданием соответствующих
3.Государственное регулирование рыночной экономики
3.1.Общие принципы
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.
Однако существует
много других причин, которые
вызывают объективную
Представление о роли
государства, степени его
В соответствии с
представлениями классиков,
В настоящее время существует
два ведущих методологических подхода
к вопросу государственного регулирования
рыночной экономики. Джон Кейнс и
его последователи полагают, что
государство должно постоянно следить
за состоянием параметров рынка. Любое
нарушение равновесия должно быть зарегистрировано
и на базе встроенных стабилизаторов
направлено на траекторию равновесного
сбалансированного роста. Неоклассическая
школа и ее последователи заявляют,
что вмешательство государства
в экономику должно быть ограничено,
и осуществляться в том случае,
когда этого требует
В настоящее время независимо
от принадлежности к той или иной
школе экономисты рассматривают
государство как субъект
Методы государственного регулирования экономики.
Государство осуществляет регулирование
социально-экономических
Общепринято деление методов государственного регулирования на административные, правовые, экономические.
Административное
Правовое регулирование
экономики состоит в
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование.
Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.
3.2.Государственное
Регулирование в целом
можно рассматривать как
В целом содержание государственного регулирования состоит из:
В экономике России роль и место государственного регулирования определяются рядом основных факторов.
Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.
Во-вторых, в условиях любого
кризиса роль государства как
стабилизирующего фактора неизбежно
возрастает, а в период реформирования
общества именно государство должно
выполнять системообразующую