Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить международный кредит, его сущность и современные формы, особенно факторинг, как одну из форм кредитования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и рассмотреть основные формы международного кредита;
2. Рассмотреть факторинг, как одну из форм кредитования
3. Описать рынок факторинга в России;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………… 3
1 Международный кредит как экономическая категория…. 4
1.1 Сущность, принципы, функции и роль международного кредита……. 4
1.2 Формы международного кредита и их классификация………………... 8
1.3 Условия международного кредита……………………………………… 11
2 Факторинг во внешней торговле…………..…………………. 15
2.1 Виды факторинга………………………………………………………… 15
2.2 Состояние мирового рынка факторинга……………………………….. 19
2.3 Разнообразие видов факторинга на мировом рынке………………….. 22
2.4 Перспективы развития рынка факторинга…………………………….. 23
3 Рынок факторинга в России……………………..……………. 25
3.1 Рынок факторинга в условиях кризиса………………………………… 25
3.2 Актуальные проблемы и перспективы развития……………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….….. 35
Факторинг позволяет поставщику расти «под присмотром» и использовать инфраструктуру фактора для проверки текущего состояния покупателя, его бизнес-репутации, а также платежной дисциплины. А это в условиях кризисной неразберихи может уберечь поставщиков, у большинства которых и так наступают тяжелые времена, от опасных и ненужных контактов с банкротящимися дебиторами. Каждый из них может оказаться «роковым» и окончательно подрубить финансовую устойчивость поставщика.
Что касается непосредственно финансирования поставок, то и здесь факторы уверяют, что с ними работать сейчас удобнее и проще, чем, например, с кредитными организациями. Главная особенность факторинга – это финансирование без оформления материального залога, поэтому такой инструмент наиболее востребован предприятиями малого и среднего бизнеса, которые испытывают серьезные проблемы в кризисных условиях. Без обеспечения кредит в банке им получить невозможно, а зачастую единственным ликвидным активом является дебиторская задолженность. В случае наличия постоянных отношений с крупными надежными потребителями продукции (например торговые сети) факторинг позволит эффективно решить проблему недостатка оборотных средств.
Создается ощущение, что от кризиса пострадали только поставщики, а у факторов нет проблем, поэтому они готовы прийти на помощь выжившим. Но это не так – кризис внес свои коррективы и в сегмент факторинга. Многие факторинговые компании были закрыты и многие банки свернули свои факторинговые подразделения.
Однако, несмотря на потери, рынок факторинга смог устоять и даже готовится к росту. Непоследнюю роль в этом сыграла специализация факторинга на оказании услуг представителям сегмента FMCG – независимо от кризисных явлений в экономике люди продолжают приобретать продукты, напитки, одежду, лекарства. Можно говорить о некотором перераспределении покупательского спроса, но не о снижении потребления предметов первой необходимости.
Хорошим сигналом для рынка стало появление нового игрока с участием иностранного капитала – 4 апреля 2009 года состоялось подписание соглашения между Транскапиталбанком, мальтийским FIM Bank и International Finance Corporation о создании совместного предприятия, предлагающего факторинговые услуги в России. К тому же в нынешних условиях, когда цена даже незначительной потери велика, все больше компаний задумываются о сохранности дебиторской задолженности, предпочитая обращаться к факторинговым компаниям. Получается, что кризис дал толчок популяризации факторинговых услуг, связанных с основной компетенцией фактора – работой с дебиторской задолженностью.
В общем, к развитию факторинга есть некоторые предпосылки. Сейчас на рынке можно весьма выгодно прикупить факторинговый бизнес, и желающие вложить туда инвестиции тоже найдутся [18].
Что касается статистики, то объем рынка факторинга по итогам 2009 года составил 361 млрд руб. В поисках новых клиентов Факторы начнут активнее развивать безрегрессный факторинг, который и станет локомотивом роста в 2010 году. Другой точкой роста станет региональный рынок факторинга. Здесь шанс увеличить свою долю рынка есть у банков с широкой филиальной сетью. По оценкам объем рынка в 2010 году составит около 450-500 млрд. руб (темпы прироста составят 25-35%).
Темпы прироста рынка факторинга в 2009 году относительно прошлого года отрицательны – минус 40%. Если не учитывать результаты ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка в 2008 году, за прошедший год сократился на 29,3%. Обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, не характерно для прошедшего года: во втором полугодии 2009 года объёмы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия [16].
В таблице 3 представлены топ-15 российских Факторов по объему портфеля на 01.01.2010 г. из которой можно сделать вывод, что по объёму портфеля и по его приросту лидирующие позиции занимают коммерческие банки. Из специализированных факторинговых компаний можно выделить ЗАО "ТрансКредитФакторинг" и ЗАО "РФК".
Таблица 3 - Топ-15 российских Факторов по объему портфеля на 01.01.2010 г [16]
№ |
Наименование Фактора |
Объем портфеля Фактора на 01.01.2010, тыс. руб. |
Прирост портфеля по сравнению с данными на 01.01.2009 |
1 |
ОАО "Промсвязьбанк" |
24 711 220 |
13,4% |
2 |
ОАО "Банк "Петрокоммерц" |
7 763 785 |
55,2% |
3 |
ЗАО "ТрансКредитФакторинг" |
4 003 706 |
1,7% |
4 |
Банк НФК (ЗАО) |
3 702 892 |
-34,2% |
5 |
ООО ФК "Лайф" |
2 963 475 |
43,6% |
6 |
ООО ВТБ Факторинг |
2 806 422 |
н/д |
7 |
ОАО "АЛЬФА-БАНК" |
2 201 257 |
399,9% |
8 |
ОАО АКБ "Металлинвестбанк" |
1 765 253 |
-15,0% |
9 |
ООО "БСЖВ Факторинг" |
1 704 454 |
-41,9% |
10 |
ЗАО ЮниКредит Банк |
1 441 900 |
-23,2% |
11 |
"НОМОС-БАНК" (ОАО) |
619 591 |
-41,1% |
12 |
ЗАО "РФК" |
566 681 |
4482,1% |
13 |
ГПБ (ОАО) |
508 817 |
-71,5% |
14 |
ОАО "Нордеа Банк" |
415 688 |
-62,6% |
15 |
ФК "Санкт-Петербург" |
413 410 |
10,7% |
3.2 Актуальные проблемы и перспективы развития
Конец 2008 – начало 2009
года стало переломным этапом для
рынка факторинга. Два «признанных
лидера» перестали
Нынешняя ситуация вынудит уйти с рынка или серьезно задуматься над необходимостью повышения своей эффективности, особенно в сфере риск-менеджмента, и начать действовать.
Сейчас наблюдается активный процесс создания факторинговых компаний, но приходится признать, что перспективу успешного развития имеют в основном компании, связанные с банковскими группами. Дело в том, что для создания факторинговой компании требуются определенные инвестиции, размер которых увеличивается год от года, и фондирование, которое не предполагает валютных рисков и является долгосрочным. Невозможно построить факторинговый бизнес на коротких валютных кредитах, несмотря на то, что такие отдельные попытки сейчас предпринимаются.
Несомненно стоит отметить, что факторинговому бизнесу нужно двигаться дальше – коллекторам необходимо развивать корпоративное направление, Факторам – строить системы риск-менеджмента и развивать технологии. В частности в области АУДЗ (Административное управление дебиторской задолженностью) Факторы, которые занимаются этой проблематикой, пришли к выводу, что нужна постоянная работа по мониторингу состояния клиентов, дебиторов, отраслевых и прочих рисков. Причем информацию для их анализа чаще всего приходится добывать из открытых источников – Интернета, СМИ, социальных сетей и проектов и т.д. Безусловно, даже отбор, а тем более анализ информации требуют автоматизированных решений. В этой области уже несколько лет ведутся серьезные работы на базе Системы автоматизированного учета факторинговых операций «SmartFactor», в рамках этого проекта создается модуль мониторинга и анализа портфеля факторинговых операций.
Также очень важной для формирования информационного поля и взаимодействия всех заинтересованных в развитии отрасли компаний, в т.ч. и коллекторов, страховщиков, консультантов, сейчас является работа в области обмена информацией. Огромный вклад в этом направлении сделан компанией «ФакторингПРО». Также есть надежда на объединение всех заинтересованных компаний и персоналий в рамках Федерации факторинговых компаний (не путать с Ассоциацией факторинговых компаний, которая объединяет только банки и факторинговые компании, исключая страховщиков, коллекторов и т.д.), которая создана и начинает свою деятельность [17].
В Таблице 4 приведены прогнозные оценки перспектив функционирования рынка факторинга на 2009-2011 гг. с позиции мирового финансового кризиса, данные руководством основных компаний, работающих в данной сфере.
Анализ таблицы показывает,
что, если при прогнозной оценке развития
рынка факторинговых услуг
- необходимость
- нехватка квалифицированного персонала в части менеджнров, способных вывести бизнес на достойный уровень
- несовершенство бизнес-процессо
- рост барьеров для входа на рынок: увеличение сумм вложений в технологию организации продаж и развитие филиальной сети
Следует также отметить:
- несовершенство
- недостаток информации о факторинговых услугах
- нехватку средств на развитие бизнеса
- отсутствие доступа к дешёвым западным финансовым ресурсам, необходимых для фондирования собственных операций
В связи с мировым финансовым кризисом наблюдается ещё ряд проблем, например:
- наметившаяся тенденция роста стоимости факторинга
- растущий спрос и ограниченное предложение
- проблемы региональной экспансии факторов
- специфика ценообразования
в условиях повышенной
В настоящий момент с радостью можно отметить некоторое оживление на рынке факторинга, но успех дальнейшего развития во многом будет зависеть от серьезности отношения участников к технологиям, риск-менеджменту и взаимодействию друг с другом. Серьезные перемены необходимы подавляющему большинству участников рынка. Хочется верить, что время лозунгов «давай портфель, да хоть какой – лишь бы много и уже вчера» уже прошло, и что взаимодействие затронет не только непосредственных участников рынка, но и коллекторов, страховщиков и всех, кто заинтересован в развитии факторинга в России.
Таблица 4 – Прогнозные оценки развития рынка факторинга на 2009-2011 гг. [12]
Наименование фактора и ФИО руководителя |
Общая оценка развития рынка факторинга |
Направления развития рынка факторинга |
Национальная факторинговая компания, М. Трейвиш |
Устойчивый рост от 30% до 70% на год на протяжении 3-5 лет |
Приоритетным направлением
деятельности, помимо продаж и обслуживания,
станет совершенствование системы
риск-менеджмента |
Банк «Система», А. Лабзенко |
Динамичное развитие рынка продолжится, однако темпы роста несколько замедлятся |
Рост интереса стратегических инвесторов к факторингу; намерения факторов привлекать средства на открытом рынке |
МФК «Траст», Ю. Волков |
Рост доли безрегрессного факторинга, увеличение отсрочки платежа в среднем до 90 дней, рост доли объёма финансирования |
Выделение факторингового бизнеса из банков, особенно в случае решения проблемы лицензирования факторинга; смещение работы факторинговых компаний в направлении обслуживания среднего и малого бизнеса |
Московский кредитный банк, С. Красовский |
Расширение рынка факторинга за счёт усиления спроса на данную услугу со стороны торговых компаний и появление новых игроков |
Активное развитие факторингового финансирования в регионах; появление новых продуктов; повышение качества услуг основными игроками; развитие факторинга без регресса |
Банк «Петрокоммерц», А. Морозов |
Расширение рынка факторинга, ассортимента предлагаемых услуг, их качества |
Сегментация рынка на определённые целевые группы в зависимости от размеров бизнеса клиентов (крупный, средний и малый бизнес) |
Банк Сосьете Женераль Восток, И. Покаместов |
Рынок факторинга на ближайшие годы утроится и составит 3-3,5 от объёма ВВП |
Распространение подробной информации о факторинге, как о многофункциональном инструменте финансирования |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что международный кредит представляет собой сложное экономическое явление, роль которого огромна для всего мирового сообщества.
В данной курсовой работе международный кредит определен как экономическая категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.