Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:29, реферат

Краткое описание

Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЭЗ 4
2. ТИПЫ РОССИЙСКИХ СЭЗ 9
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

СЭЗ.docx

— 43.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СЭЗ 4

2. ТИПЫ РОССИЙСКИХ  СЭЗ 9

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И  УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Создание свободных экономических  зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система  льгот, устанавливаемых в свободных  экономических зонах, должна быть в  достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных  экономических зон. В зависимости  от поставленных задач они могут  быть ориентированы на расширение экспортного  производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том  числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Создание свободных экономических  зон может стимулировать экономический  рост России и обеспечить ее развитие.

Целью данной работы является рассмотрение истории СЭЗ, характеристика существующих СЭЗ на территории РФ, а также перспективы их развития.

Осуществляющиеся в настоящее  время экономические реформы  направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических  зон - создания благоприятных условий  для работы частного капитала, то они  могут привести к привлечению  дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим  результатам уже в краткосрочной  перспективе. 

В отдельных   случаях  создание   СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально  развитой  промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой,   но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные   программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Свободные экономические  зоны все больше становятся инструментом форсированного подъема экономики  стран и отдельных регионов и  являются «островками» мировой экономики  на национальных территориях. Для их формирования и функционирования важна  политическая и экономическая стабильность, уважение к частной собственности, законодательная база, в общем-то, что имеет  название «климат доверия».

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СЭЗ

1.1.Сущность и  характерные черты СЭЗ

В соответствие с документами  международной конвенции по упрощению  и гармонизации таможенных процедур под свободной зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются  как объекты, находящиеся за пределами  национальной таможенной территории и  поэтому не подвергаются обычному таможенному  контролю и налогообложению. Иными  словами, свободная экономическая  зона (СЭЗ) – это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное  законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов  в СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные  и залоговые отношения (в том  числе – касающееся прав собственности  на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной.

Свободные экономические  зоны формируются, как правило, в  морских и речных портах, международных  аэропортах, вблизи основных железнодорожных  и автомагистральных линий, туристических  центров в отдельных промышленных районах.

Свободной экономической  зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий  с иностранными инвестициями, а также  отечественных предприятий и  граждан.

Порядок осуществления хозяйственной  деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти.

При имеющихся недостатках  эти зоны служат устойчивым источником валютных экспортных доходов.

Можно выделить следующие  характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

- внешнеторговых;

- фискальных;

- финансовых;

- административных.

В результате   применения льгот   норма   прибыли   в СЭЗ составляет 30-35%,  а иногда и больше:   например,  транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40%  прибыли в год.

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом  спектре;

в) всесторонняя поддержка  со стороны   центральной   государственной власти.

Создание СЭЗ   - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач,   реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот,   устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами (согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ,   почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития).

Создание свободных экономических  зон способствует решению ряда задач.

1.Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда

2.Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.

3.Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.

4.Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.

5.Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.

6.Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

1.2. Требования по размещению СЭЗ

Исходя из задач,   поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по  отношению к   внешнему   и  внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый производственный потенциал,   наличие производственной и социальной инфраструктуры;

-  существенный   по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных   металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории,   наиболее  благоприятные   для   размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам,   (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам),   а также располагают морскими торговыми портами   и   магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,   научными   и  культурными центрами,  районами   концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных   случаях  создание   СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально  развитой  промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой,   но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные   программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

1.3. История развития  СЭЗ

Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще  в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация  внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем  создания совместных предприятий. СЭЗ  рассматривались в то время как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые свободные экономические зоны возникнут на Дальнем Востоке (то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом) и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала. К сожалению, сама идея СЭЗ с трудом укладывалась в русло тогдашних экономических представлений. Поэтому советская концепция «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования предпринимательства в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).

Второй этап развития свободных  экономических зон наступил уже  в 1990-х годах. После принятия парламентом  и правительством решений о создании зон свободного предпринимательства  в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько. Опыт создания свободных экономических  зон в современной России принято  считать неудачным. И неудачи  эти объясняются несколькими  факторами: неблагоприятный инвестиционный климат страны, непродуманность организационной  структуры управления, отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.

То есть факторы эти, главным  образом, субъективные и отнюдь не позволяют  говорить о том, что сама идея свободных  экономических зон неприемлема  для России. Напротив, для большинства  экономистов очевидно, что с помощью механизма СЭЗ может быть решена проблема экономических взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ.

Первая – существует представление, что у нас настолько либеральный  рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Другими  словами, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Потому в Китае  так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят сторонники такого подхода. Это абсолютно некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут своеобразным • материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для  реализации федеральной программы, в том числе за счет средств  федерального бюджета, с распределением ресурсов по свободным зонам. Будет  справедливо, если при внесении в  Государственную думу законопроекта  о федеральном бюджете на очередной  год правительство будет указывать  и предложения по финансированию СЭЗ. Нет сомнений, что правительство  РФ может делегировать одному из федеральных  органов исполнительной власти некоторые  полномочия на осуществление государственного регулирования создания, функционирования и ликвидации СЭЗ.

Основными свободными экономическими зонами на территории России, являются: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток). В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге. Формирование остальных зон находится лишь на первоначальном этапе. Охарактеризуем важнейшие свободные экономические зоны России. Большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Свободные экономические  зоны развивались достаточно быстрыми темпами в последние десятилетия 20 –го века, их масштабы, цели и функции  могут быть различны, причем со временем они могут изменяться. СЭЗ возникают  как в развитых странах, так и  в развивающихся, т.е. независимо от социально – экономического развития. Свободные экономические зоны все  больше становятся инструментом форсированного подъема экономики стран и  отдельных регионов и являются «островками» мировой экономики на национальных территориях. Для их формирования и  функционирования важна политическая и экономическая стабильность, уважение к частной собственности, законодательная  база, в общем-то, что имеет  название «климат доверия».

Информация о работе Свободные экономические зоны