Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:29, реферат
Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЭЗ 4
2. ТИПЫ РОССИЙСКИХ СЭЗ 9
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
В соответствии с классификацией СЭЗ по виду деятельности СЭЗ России можно разделить на зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.
ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.
В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли.
Первый таможенный склад появился в России в 1980 г. в Бутове накануне олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г.Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободный таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме льгот таможенных складов, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные условия установлены для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках территории РФ, имеющих развитую инфраструктуру и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности.
Первые свободные таможенные зоны – «Шереметьево», «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» - были созданы в 1993 г. В 1994 г. в отдельных регионах РФ начали создаваться еще несколько зон («Шерризон» в Москве, «Гавань» в Санкт-Петербурге, «Ростов» в Ростове-на-Дону); принято решение о создании СТЗ в Ульяновске. СТЗ стали одними из немногих СЭЗ в России, получивших правовую поддержку в законе «О свободных экономических зонах», который был одобрен государственной Думой 9 июля 2000 г.
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы РФ более 50% товаров собственного производства, относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны.
Наиболее близка к понятию экспортно-производственной зоны СЭЗ «Находка», образованная в 1990 г.
Главные отличительные черты этой зоны:
- выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);
- отсутствие реальных конкурентов на российском Дальнем востоке в сфере осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- определенный опыт внешнеэкономической деятельности: Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до 25% годового экспорта России;
- достаточно ограниченная территория (менее 5 тыс. кв.км).
Основные цели ее создания – обеспечить благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и потенциала отечественных предпринимателей для решения задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение ресурсов региона, расширение экспортного производства.
Технико-внедренческие зоны специализируются на разработке новейших технологий, товаров и материалов, а также на экспериментальном мелкосерийном производстве. Как правило, СТВЗ формируются вокруг сложившихся научных центров. Специфика льготного режима заключается в акценте на поощрение малого венчурного бизнеса. Преференции в данном случае должны обеспечить успех деятельности предприятий на начальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.
В России наиболее широко представлены технологические парки (технопарки). В настоящее время в России создано 29 технопарков и 63 инновационных центров, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». Наиболее успешно функционируют «Зеленоград» и «Дубна».
Сервисные зоны или зоны услуг являются особым видом СЭЗ. Эти узкоспециализированные зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., к которым относятся территории с льготным режимом предпринимательской деятельности, специализирующиеся на оказании различного рода услуг – банковских, информационных, туристических и других, чаще всего деловых. К числу сервисных зон относятся финансовые центры, зоны банковских и страховых услуг, а также оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Новым явлением в российской
практике создания СЭЗ стали туристско-
На практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские функции, т.е. комплексные зоны.
Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и т.д.
К комплексным зонам может быть отнесена СЭЗ «Янтарь», созданная Постановление Верховного Совета РСВСР в январе 1991 г. на территории Калининградской области.
Цели создания зоны трактовались так:
- ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
- повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами:
- обеспечение благоприятных
условий для привлечения иностранного
капитала, технологий и управленческого
опыта, потенциала российских предприятий
для увеличения экспортных возможностей
региона;
- развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
- отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Для реализации данных целей
у зоны были хорошие предпосылки.
Калининградская область –
Есть огромные преимущества и перспективы развития СЭЗ в России. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
- формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
- разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
- организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
- взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
- возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
- создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
- предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Функционирование СЭЗ в России может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
Придать импульс развитию свободных экономических зон может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.
Зарубежный опыт красноречиво говорит в пользу СЭЗ. Достаточно сказать, что мировая ассоциация свободных экономических зон объединяет более 100 подобных структур. Они успешно действуют в Китае (Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. СЭЗ получили развитие и в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально-ориентированных рыночных реформ, - в США, Швейцарии, Ирландии. Иными словами, логика свободной экономической зоны сохраняется во всех открытых системах, где среда формируется с участием налоговых отношений.
Один из пробелов в экономической политике России - отсутствие долговременной стратегии развития СЭЗ.
Кратчайший путь исправления этого недостатка - разработка федеральной программы создания и развития свободных экономических зон. По поручению правительства эту работу обязаны выполнить соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении этого документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:
- основные направления политики создания и развития СЭЗ;
- анализ функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышения эффективности их деятельности;
- перечень существующих СЭЗ, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;
- материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением ресурсов по свободным зонам.
1. А. Дворкович. Свободные экономические зоны могут стимулировать экономический рост России. // Инвестиционные возможности России. - № 6, 2007 г.
2. К. Дробовецкий. Почему в России не работают свободные экономические зоны? Проблемы теории и практики управления /www.bestreferat.ru
3.М.Кожахметов. Свободные экономические зоны России, их сущность и возможности/ www.5ballov.qip.ru