Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа
Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика?
Введение
I. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в
Российской Федерации
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ
1.2. Требования по размещению СЭЗ
1.3. История организации СЭЗ в России
1.4 Мировой опыт и возможности его использования в России
II. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ
2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
2.3. Проблемы функционирования СЭЗ в РФ
III. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России
3.1. Приморская "Находка"
3.2 Балтийский "Янтарь"
Заключение
Список литературы
Приложения 1, 2
Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн.т. Порт Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. Получен кредит "Дойче Банка" в размере 100 млн. долл. На возведение причала для экспорта 3 млн. т удобрений. По оценкам, поток грузов через порт в ближайшие пять лет возрастет на 8 млн. т., а ежегодный доход составит 5 млрд. долл.
В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. По данным [28], кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка площадью 300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.
Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помех дальнейшему развитию СЭЗ. Про общие из них (пробелы законодательной базы, дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостаток средств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. В частности, как отмечено в [33], в результате отмены "задним числом" таможенных льгот СЭЗ "Находка" потеряла до 30% инвесторов. Есть и специфические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1 млрд.долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".
3.2. Балтийский "Янтарь"
Согласно положению о СЭЗ "Янтарь"
[5], принятому в сентябре 1991 года,
с которого началась история свободной
зоны в Калининградской области,
целями создания СЭЗ были ускорение
решения задач социально-
Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.
Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки СЭЗ приведены в таблице 1.
Отмечу главные отличительные черты рассматриваемой зоны:
В январе 1996 года Президентом РФ был подписан закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" [32]. Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ "Янтарь" и прогноз последствий принятия нового закона, проведенный в [35], показывает, что, несмотря на наличие определенного потенциала области и на то, что преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен, чем в других "старых" СЭЗ (в частности, режим беспошлинного, безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на территории России), дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., оказались малоэффективными для решения ее социально-экономических проблем. При этом:
В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".
В [35] отмечено, что в новом законе
фактически не учтен опыт работы СЭЗ
"Янтарь" и высказано мнение,
что этот закон не только не создает
в Калининградской области
Отмеченные "результаты" функционирования
Калининградской области в
Таким образом, две "старейшие" и,
судя по всему, наиболее активно действующие
СЭЗ России имеют много сходного
как в преимуществах (в основном,
обусловленных их выгодным экономико-географическим
положением), так и в недостатках.
К общим для всех российских СЭЗ
проблемам (они охарактеризованы выше)
здесь добавляются высокие
Вновь следует подчеркнуть, что
без комплексного подхода к решению
указанных проблем будущее
Таблица 1
Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка"
и ОЭЗ в Калининградской
Основные характеристики |
СЭЗ "Находка" |
ОЭЗ в Калининградской области |
Этапы созда- |
Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР) | |
ния и разви- |
Положение о СЭЗ - 23.11.90 г. |
Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г. |
тия (по норма-тивным доку- |
Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г. | |
ментам) |
Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г. | |
Новая редакция Положения о СЭЗ - постановление Правительства от 26.02.92 г. |
Кредитные льготы - постановление Правительства, август 92 г. | |
Подтверждение таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г. | ||
Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС | ||
Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях - постановление Правительства РФ от 8.09.94 г. |
Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г. Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление Правительства РФ от 25.05.94 г. | |
Отмена налоговых льгот - Закон РФ "О финансировании государственных расходов..." от 1.02.95 г. | ||
Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г. | ||
Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 6.03.95 г. | ||
Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г. | ||
Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ "Находка" - указ Президента РФ "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г. |
Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот - Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", подписан Президентом РФ 22.01.96 г. | |
Территория |
г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км |
Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км |
Специализация |
Добыча и глубокая переработка
местных ресурсов (биоресурсов океана,
леса, лекарственных трав, стройматериалов),
судоремонт, машиностроение, электронная
промышленность, международный туризм,
отрасли агропромышленного |
Радиоэлектроника и |
Преимущества региона для создания свободной экономической зоны |
1. Выгодное экономико- 2. Развитая транспортная
инфраструктура - крупные незамерзающие
порты, оконечный пункт 3. Наличие некоторого промышленного потенциала города. 4. Хорошие климатические
условия для сельского 5. Опыт внешнеторговой деятельности. |
1. Выгодное экономико- 2. Наличие незамерзающего морского порта. 3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов). 4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений. 5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК). 6. Наличие предпосылок
для создания курортно- 7. Наличие некоторого
опыта внешнеэкономической |
Недостатки региона для создания свободной экономической зоны |
1. Недостаточная степень
развития транспортно-дорожной 2. Удаленность от центральных
районов России, высокие транспортные
издержки на доставку 3. Неразвитость АПК и легкой промышленности. 4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов. 5. В перспективе возможна
конкуренция местным портам со
стороны модернизируемого |
1. Использование для военных
нужд большей части территории,
высокая степень 3. Узкая специализация
на рыбной промышленности (40% объема
производства), большая доля ресурсоемких
производств (переработка ности. 4. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства. 5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции (более 70% вывоза). 6. Неразвитость транспортно- 7. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%). 8. Наличие сильных конкурентов
местному порту (страны Балтии,
в перспективе - новый российский
порт в Финском заливе) для
обслуживания экспортно- |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное рассмотрение дает основания
полагать, что ответ на вопрос: есть
ли перспективы у свободных
Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, чтопроблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
Создание у нас СЭЗ может
стать, как и во многих странах
мира, одним из эффективных способов
привлечения иностранных
Список литературы
Приложение 1
Мировое "семейство" свободных экономических зон
В соответствии с хозяйственной специализацией
Источник: Смородинская Н., Капустин А. "Свободные экономические зоны: мировой
опыт и российские перспективы". - Вопросы экономики. М., 1994, N 12, с.127
Приложение 2
Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот
Виды свободных зон |
Размеры (кв. км) |
Наличие таможенной границы |
Базовые льготы (1) |
Основные регионы/страны распространения |
Зоны свободной торговли |
до 3-5 |
обязательно |
таможенные |
Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах |
Промышленно-производствен-ные: |
||||
а) точечные |
до 1-2 |
отсутствует |
таможенные |
Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины, Карибский бассейн |
б) промпарки |
0,1-0,5 1-20 |
не обязательно |
таможенные |
ЮВА, Мексика |
Торгово-производствен-ные |
1-4 |
обязательно |
таможенные |
США |
Зоны малого бизнеса |
0,01-3 |
отсутствует |
финансовые, налоговые |
Индия, Ближний Восток, Аргентина, Франция |
Технико-внедренческие (научно-производствен-ные) |
2-20 |
не обязательно |
налоговые |
НИС Юго-Восточной Азии |
Оффшорные финансовые центры |
0,05-0,1 |
отсутствует |
налоговые |
Карибский бассейн, Гонконг, Сингапур |
Комплексные: |
||||
а) специальные экономические |
16-330 |
обязательно |
таможенные, налоговые, финансовые |
КНР |
б) территории особого режима типа зоны "Манаус" |
2 200 000 (льготируется до 10 000) |
обязательно для части зоны |
таможенные, налоговые, финансовые |
Бразилия ("Манаус"), Аргентина ("Огненная земля") |
в) особые экономические зоны |
в пределах адм.-терри-ториальных образований (город, район) |
обязательно для отдельных локальных зон, находящихся на территории особой зоны |
налоговые, таможенные, финансовые |
Россия (Калининградская обл., проекты для других территорий) (2) |
(1) Административные льготы
(2) Идея создания особых
Информация о работе Свободные экономические зоны в РФ: проблемы функционирования