Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:00, контрольная работа
Развитие процессов интернационализации экономической жизни, в ряде случаев приобретающее формы глобализации, в XXI столетие не протекает как «цепная» реакция простых, линейных зависимостей, а реализуется в сложных, нередко весьма противоречивых формах. Так, интернационализация в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода «точек» наиболее интенсивного международного экономического общения.
Введение
1. История развития свободных экономических зон
2. Характерные черты и классификация свободных экономических зон
3. Свободные экономические зоны в России
4. Свободные экономические зоны в странах различного типа развития
Заключение
Список литературы
На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации без распространения на них льгот и преференций.
Для обеспечения
единства управления ОЭЗ на всей территории
Российской Федерации предусматривается
следующая конструкция
1. разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);
2. координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (планируется создание нового федерального агентства);
3. управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (далее - Территориальный орган).
Следствием создания и функционирования зон являться:
1. привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний в отрасли обрабатывающей промышленности;
2. стимулирование развития регионов;
3. развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг;
4. создание высококвалифицированных рабочих мест.
Для успешного воплощения на практике основных положений Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» необходимо принять целый ряд подзаконных актов в развитие этого документа. С момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было разработано 42 нормативных правовых акта, направленных на реализацию положений закона.
Между тем статистика СЭЗ по ряду позиций выглядит довольно привлекательно. За период с 2003 по 2007 годы доля экспорта продукции СЭЗ в общем объеме экспорта страны увеличилась с 2,3% до 4,1%, т. е. почти вдвое. А доля экспорта отдельных зон (СЭЗ «Брест») в общем объеме экспорта области (Брестской) достигла в 2006 г. 27,1%.
Практически нельзя говорить о реализации задач по созданию производств инновационной, высокотехнологичной продукции. СЭЗ экспортируют по большей части традиционные товары: мебель и части к ней (15,7%), изделия из пластмасс (9,7%), готовые и консервированные продукты из рыбы (9,2%), колбасные и другие готовые консервированные изделия из мяса (5,4%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,8%). Не способствует активному продвижению инноваций и тот факт, что СЭЗ явно не относят к основным субъектам инновационной инфраструктуры в рамках национальной инновационной системы.
Нельзя говорить о полноценном выполнении задач по импортозамещению: в 2007 г. только четверть резидентов осуществляли выпуск импортозамещающей продукции.
Если рассматривать динамику отношений основных показателей работы СЭЗ к соответствующим республиканским величинам за период с 2003 по 2007 гг., то становится очевидной неоднозначность оценки протекающих в СЭЗах процессов. По рентабельности продукции и по доле убыточных предприятий СЭЗ выглядят явно хуже других среднестатистических субъектов хозяйствования. В то же время по росту числа предприятий (резидентов), объемам производства продукции и реализации ее на зарубежных рынках позиции резидентов СЭЗ гораздо лучше остальных субъектов хозяйствования. А вот оценка относительной динамики таких показателей, как среднемесячная заработная плата, объем инвестиций в основной капитал и даже объем экспорта, на наш взгляд, должна проводиться с осторожным скепсисом.
4. Свободные экономические зоны в странах различного типа развития
Сейчас в мире,
как уже было сказано, функционирует
до 2000 свободных экономических зон.
В развивающихся странах
В отличие от ЭПЗ и развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок, ибо только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.
СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.
Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах — более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов.
Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны устанавливают в СЭЗ различные ограничения. Во многих странах разрешается вложить капитал только при условии, что как минимум 90 % объема произведенной ими продукции будет экспортироваться. Условия и формы вложения капитала для местных частных инвесторов в СЭЗ могут изменяться в зависимости от изменения уровня ее развития, доли СЭЗ и т.п. Например, в самом начале Южная Корея не разрешала своим предпринимателям вкладывать инвестиции в СЭЗ, но со временем этот запрет был снят и они получили такую возможность. Важное значение в решении этого вопроса придается экономической политике страны по отношению к той или иной отрасли, Обычно наиболее льготные условия инвестирования имеют отрасли материального производства по сравнению с отраслями услуг и др. Причем внутри отраслей материального производства тоже существует дифференциация условий инвестиций в зависимости от их приоритетности. Специалисты UNIDO в зависимости от условий инвестирования иностранного и частного капитала разделили все отрасли обрабатывающего производства в СЭЗ на 3 группы.
Первая группа — наиболее льготная — охватывает отрасли монтажа, такие, как электронная и механическая (высокой точности) и т.п., т.е. отрасли, нуждающиеся в высоких технологиях и высококвалифицированной рабочей силе.
Вторая группа — с меньшей степенью преференциальности — включает швейную и текстильную отрасли, где используется много рабочей силы и инвестиции быстро окупаются.
Третья группа — наименее льготная — это отрасли, основанные на добыче и переработке местного сырья (например, драгоценных камней или орехов высокого качества, как в Шри-Ланке) с привлечением значительного количества национальной рабочей силы, что позволяет существенно снизить в стране уровень безработицы.
По результатам
исследования специалистов журнала
“Экономист” (The Economist) в настоящее
время в большинстве СЭЗ
Особую поддержку государств в этой группе получают предприятия, не требующие больших капиталов, но производящие продукцию, имеющую спрос на мировом рынке (компьютерное оборудование, средства связи, детские электронные игрушки, спортивный инвентарь и т.п.).
Швейные и текстильные отрасли тоже привлекают большой объем иностранных инвестиций. Они используют 15-20 % рабочей силы, охватывают 20 % числа предприятий в СЭЗ. Как правило, в этих отраслях инвестиции осуществляются в совместной форме.
Приоритет, отдаваемый
этим отраслям в СЭЗ, во многом связан
с наличием в развивающихся странах
необходимых факторов производства
(главным образом дешевой
Свободные экономические зоны в развивающихся странах, так же как и в развитых, имеют существенные различия в размерах занимаемой ими территории. Так, поданным Института мировой экономики АОН СРВ, общая площадь каждой СЭЗ в Азии составляет от 10,5 га, как в г. Джакарте (Индонезия), до 425 га, как в Лепте (Филиппины). Практика показывает, что асе СЭЗ без благоприятного месторасположения неэффективны. в качестве примера можно назвать СЭЗ Батан на Филиппинах, находящуюся и 170 км от порта Манила и и районе низкоразвитой инфраструктуры, или СЭЗ Кандла (Индия), находящуюся в 800 км от порта Бомбей (Кандла имеет свой порт, но он очень мал). И наоборот. Там, где зоны расположены недалеко от центров плотного проживания населения, от международных транспортных маршрутов и их узлов (железнодорожных, речных, морских), их создание значительно проще, а функционирование - эффективней. Именно так расположены все СЭЗ в странах НИС ЮВА. Например, все СЭЗ Тайваня находятся н портах, расположенных на западном берегу острова, параллельном международному морскому маршруту из Сингапура через Гонконг до Японии.
Большое значение при выборе места расположения СЭЗ развивающиеся страны уделяют наличию на выбранной территории более или менее развитой производственной и социальной инфраструктуры. Эта азбука создания СЭЗ хорошо усвоена развивающимися странами, поскольку отсутствие инфраструктуры многократно увеличивает финансовые и временные расходы на освоен не территории и на при влечен не иностранного капитала, т.е. является конкурентообразующим фактором не только в борьбе за иностранные инвестиции, но и при последующем сбыте продукции, производимой на территории СЭЗ. Например, относительно развитая инфраструктура на территориях будущих СЭЗ в Южной Корее, на о. Тайвань, в Малайзии, Сингапуре позволила значительно сократить расходы по их созданию, которые не только окупились в короткие сроки, но и принесли прибыль. В то же время недостаточный учет этого требования при создании СЭЗ в Индии и на Филиппинах потребовал столь больших затрат, что они не смогли окупиться довольно долго и сделали всю деятельность СЭЗ нерентабельной.
Особую значимость
для СЭЗ в развивающихся
Какую-то часть средств принимающие страны могут получить в виде кредитов, в том числе льготных, у Всемирного банка или у других мировых кредитных институтов, как, например, Таиланд, когда создавал СЭЗ Лат Крабанг, или Тайвань, Южная Корея и другие страны. Но для этого в стране, создающей СЭЗ. должна быть экономическая и политическая стабильность. Впрочем, это условие является первостепенным и для привлечения частного иностранного капитала. При соблюдении данного условия для иностранных инвесторов очень важны льготы, которые им предоставляет принимающая сторона. Спрос развивающихся стран на иностранные инвестиции так велик, что между ними возникает конкуренция. При прочих равных условиях победу в ней одерживает тот, кто даст льгот больше и на более длительное время. Возможны случаи, когда это делается и ущерб национальной экономике.
Общая отличительная черта ЭПЗ в развивающихся странах — полный запрет или жесткая ограниченность для них на торговлю продукцией, произведенной в зоне, на внутреннем рынке. Это касается даже бракованной и излишней продукции. Например, на Тайване на внутреннем рынке предприятия СЭЗ могут реализовать максимум 2% своей продукции. Но, как в любом правиле, здесь тоже бывают исключения. Так, в 1967 г. в Бразилии была создана СЭЗ «Промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония), площадью 3,6 млн. кв. км. Цель — стимулирование развития промышленного производства посредством налоговых льгот. Она быстро разнилась и способствовала оздоровлению экономики Бразилии. Ее ядром стали примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, производящих продукцию для внутреннего рынка. Только 3-5% этой продукции экспортировалось. Впоследствии при создании ЭПЗ на Севере и Северо-востоке страны в Законе о валютном, налоговом и административном регулировании (1989 г.) этот порядок был изменен в пользу экспорта товаров. Цель этой зоны — обеспечить приток иностранной валюты и содействовать технологическому, экономическому и социальному развитию указанных районов.
Не отличаются большим разнообразием схемы управления свободными экономическими зонами. Если пренебречь несущественными особенностями, то их можно свести к двум моделям. Для первой характерно негосударственное подчинение всех СЭЗ центральному общегосударственному органу. Например, в Южной Корее и Тайване таким органом является Управление по промышленной недвижимости (Industrial Eslate Administration), которое управляет не только СЭЗ, но и другими индустриальными центрами.
Информация о работе Свободные экономические зоны в странах различного типа развития