Себестоимость автотранспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Теория
Расчет показателей себестоимости
меры по снижению себестоимости

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.50 Кб (Скачать файл)

       В соответствии с п. 6 Положения тарифы формируются на основе плановой себестоимости  по статьям затрат, всех видов установленных  налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и  бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг  и конъюнктуры рынка, а также  особенностей, устанавливаемых Положением.

         Затраты, связанные с перевозочной  деятельностью, включаются в себестоимость  в соответствии с Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты населения № 210/161/151 «Об утверждении Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», которое вступило в силу с 26.01.09г.

         При калькулировании себестоимости перевозок грузов и пассажиров затраты группируются по следующим статьям:

    1. Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок (заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может включаться в статью «ремонт и техническое обслуживание подвижного состава», заработная плата руководителей, специалистов и служащих — в статью «общехозяйственные (накладные) расходы»);
    2. Отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;
    3. Топливо;
    4. Смазочные и другие эксплуатационные материалы;
    5. Ремонт автомобильных шин;
    6. Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
    7. Амортизация основных средств и нематериальных активов;
    8. Общехозяйственные (накладные) расходы;
    9. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость.

       Порядок формирования статей затрат установлен п. 16–29 Положения.

       При формировании тарифов на перевозку  грузов в плановую себестоимость  включаются затраты, непосредственно  связанные с перевозками. Тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с перевозками (экспедирование, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, взвешивание груза, перевозка багажа, предоставление в пользование контейнеров, прицепов, прочие аналогичные работы и услуги), формируются перевозчиком или другими организациями —  производителями указанных услуг. Расходы на оплату за проезд по платным  дорогам, мостам, переправам, оплату экологических, местных и иных установленных  в соответствии с законодательством  сборов, а также командировочные  расходы водителей и сопровождающих его лиц в тарифы на перевозку  грузов и тарифы на дополнительные работы и услуги не включаются. Указанные  расходы дополнительно возмещаются  заказчиками или иной стороной в  соответствии с договором в случаях, когда перевозчик несет указанные  расходы по поручению заказчика. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 мая 2003 г. № 2-3-10/904 независимо от того, что указанные расходы, дополнительно возмещаемые заказчиками, не включаются при формировании тарифов в плановую себестоимость на перевозку грузов, дополнительные работы и услуги, возмещаемые расходы, независимо от их вида, включаются в плату за перевозку, т.е. при определении объекта налогообложения, соответственно, в выручку от реализации транспортных услуг.

       Общая сумма платы за перевозку груза  определяется как сумма платы  перевозчика за перевозку груза  и за дополнительные работы и услуги, связанные с их перевозкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Метод расчета плановой себестоимости

       Рассмотрим  более подробно метод расчета  плановой себестоимости по технико-экономическим  факторам. Данный метод основывается на анализе сложившегося уровня затрат в отчетном периоде и в расчете влияния технико-экономических факторов на себестоимость в планируемом периоде. Для АТП можно учитывать влияние следующих укрупненных групп факторов:

    1. Изменение объема и структуры транспортных услуг;
    2. Изменение маршрутов;
    3. Повышение технического уровня транспортного процесса, т. е. автоматизация и механизация работ по погрузке-разгрузке, использование компьютерной техники в организации транспортного процесса, использование сотовой и спутниковой связи и т. п.
    4. Нетранспортные факторы, которые образуют изменение условий хозяйствования, т. е. изменение цен на ГСМ, тарифов на различные виды энергии, изменение нормативов сроков службы ОС, норм амортизационных отчислений и т. д.

       При расчете себестоимости по технико-экономическим  факторам рекомендуется следующий  порядок, который отображен на рисунке 2.1. 

 

  
 
 

Рисунок 2.1 – Схема расчета себестоимости по технико-экономическим факторам

       При определении экономии, обусловленной  действиями технико-экономических  факторов, учитывается снижение условно-переменных расходов.

       Влияние цен на материальные ресурсы, тарифы на энергию определяется в каждом конкретном случае умножением объема потребления ресурсов в планируемом  году на разницу между среднегодовыми ценами в базисном и отчетном периодах.

       При планировании себестоимости по технико-экономическим  факторам необходимо учитывать изменения  норм и нормативов по разным видам  ресурсов в рассматриваемых периодах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Анализ себестоимости работ грузового автотранспорта

       Себестоимость одного тонно-километра рассчитывается делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию грузовых машин, за исключением затрат по перевозке людей и стоимости отработанных материалов (масла, автопокрышек), оприходованных на склад, на объем грузооборота. Следовательно, с одной стороны, себестоимость тонно-километра зависит от суммы затрат, а с другой — от объема грузооборота.

       Чем экономнее используются средства на содержание и эксплуатацию автомобилей, тем ниже себестоимость перевозок при прочих равных условиях.

       Увеличение  объема грузооборота снижает себестоимость  услуг, так как с его ростом возрастают не все затраты, а только переменная их часть. Постоянные затраты не изменяются при увеличении или уменьшении объема грузооборота. К ним относятся расходы на управление и организацию работы автопарка, затраты на содержание гаража, сторожевой охраны и др.

       Переменные  затраты зависят от динамики грузооборота. Они включают зарплату шоферов, работающих на сдельной форме оплаты труда, стоимость нефтепродуктов, износ автопокрышек, амортизацию автомобилей, которая начисляется от балансовой стоимости машин по нормам на 1000 км пробега, затраты на ремонт машин. При увеличении объема грузооборота сумма этих расходов возрастает и наоборот.

       Зависимость суммы затрат от объема грузооборота можно выразить следующим уравнением:

                                                     y = а + вх                                                  (2.1);

       где у — сумма затрат на эксплуатацию и содержание грузового автотранспорта; а — сумма постоянных затрат; всумма переменных затрат на 1 ткм; х — объем грузооборота, ткм.

       Таким образом, если не изменяется общая сумма  постоянных издержек и переменных расходов на единицу работ, то можно легко  прогнозировать себестоимость 1 ткм в перспективе с учетом динамики грузооборота.

       Следует отметить, что постоянные затраты  не зависят от изменения объема производства или выполненных работ только при условии, если не изменяется производственная мощность предприятия. Если же производственные мощности изменяются, то изменяется и сумма постоянных затрат. Кроме того, они могут изменяться на протяжении времени в связи с инфляционными процессами, так как растут зарплата ИТР, сумма амортизации, проценты за кредит и т.д. Изменяются и переменные расходы на единицу работ и услуг по независимым внешним (повышение цен на нефтепродукты, зарплаты) и по внутренним причинам (изменение производительности труда, экономия или перерасход ГСМ и т.д.).

       Существуют  различные факторы (грузоподъемность и вместимость транспортных средств, затраты на ремонт подвижного состава, срок его службы, степень специализации, свойства самого груза, география его производства и потребления, степень подготовленности к перемещению (масса, объем, количество груза, форма и габаритные размеры, потребность в специальном обслуживании, предохранение от порчи  и т.п.)), оказывающие как положительное влияние на уровень себестоимости, так и — отрицательное.

     Сумма затрат по оплате труда на 1 ткм зависит от производительности труда (количества человеко-часов на 1 ткм) и уровня оплаты труда за 1 чел-ч, а сумма зарплаты в расчете на одну машину — еще и от годовой выработки автомобиля.

       Сумма затрат по статье топливо в расчете на одну машину зависит от пробега машины, нормы расхода на 100 км пробега и средней стоимости 1 л топлива, а в расчете на 1 ткм – еще и от коэффициента использования пробега и средней загруженности машин.

       Чтобы определить резерв сокращения затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта, нужно проанализировать затраты по каждой статье и причины их изменения. Если перерасход средств произошел по вине предприятия и может быть ликвидирован силами коллектива путем проведения соответствующих мероприятий, то его можно отнести к резервам снижения себестоимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РБ

       Для определения направлений и путей  снижения себестоимости автотранспортных услуг в условиях Республики Беларусь произведем расчеты по затратам автотранспортного  предприятия УП «ТрансСуздаль».

       Нам необходимо знать, сколько ресурсов и на что компания тратит при организации  грузоперевозки.

       Шаг первый

       Необходимо  определить постоянные и переменные части транспортных затрат на доставку продукции. Тут надо учитывать, что  для каждого предприятия, вопрос какие статьи транспортных затрат включать в постоянные, а какие в переменные затраты стоит строго индивидуально, в зависимости от специфики деятельности предприятия.  Как правило, в постоянные затраты включают статьи расходов, которые не зависят от пробега автомобиля и маршрута рейса, а в переменные затраты на оборот  статьи расходов, зависящие от пробега автомобиля и маршрута рейса.

       Например:

    1. Постоянные затраты (зарплата ИТР, аренда стоянки/боксов, лизинговые платежи, зарплата водителя (если она фиксированная величина) и т.д.);
    2. Переменные затраты (платные дороги, оплата топлива, амортизация шин).

       Для расчета затрат в зависимости  от пробега автомобиля предприятия  УП «ТрансСуздаль» возьмем следующие исходные данные:

    1. Постоянные затраты = 7000000 бел. руб. в месяц. Исходя из допущения, что в месяце будет 22 рабочих дня,  постоянные затраты в день равны 318181 бел. руб.;
    2. Пробег за одну ездку составляет 720 км;
    3. Цена за 1л топлива 2580 бел. руб.;
    4. Амортизация шин 50000 бел. руб.

         Переменные затраты будут рассчитываться  в зависимости от пробега автомобиля  за рейс, расчет представлен в  таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Транспортные затраты, в зависимости от пробега автомобиля

Переменные  затраты за ездку (в зависимости  от пробега)
Пробег  за ездку, км 720
Средний расход топлива на 100 км 28,5
Расход  топлива за ездку, л 205
Цена 1л диз топлива, бел. руб. 2580
Цена  диз топлива за ездку, бел. руб. 528900
Амортизация шин, бел. руб 50000
Итого затраты, бел. руб 578900
  

 Средний расход топлива рассчитывается по формуле:

                                      Пт = Ра + Рв/г + Уг.у. + Уз.в. - СдIк                                                        (3.1) 

       Где Ра – расход топлива автомобилями;

             Рв/г - расход топлива на внутригаражные разъезды ;

           Уг.у – увеличение расхода топлива в городских условиях эксплуатации;

Информация о работе Себестоимость автотранспортных услуг