Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:34, контрольная работа
Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.
Введение
1. Теория семинарского занятия
1.1 Сущность семинара
1.2 Функции семинара
1.3 Типы семинаров
1.4 Формы семинарского занятия.
2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия
2.1 Методические особенности организации семинарского занятия
2.2. Подготовка преподавателя к семинарскому занятию
2.3. Подготовка студентов к семинарскому занятию
2.4. Критерии оценки семинарского занятия
Заключение
Приложение 1
Список использованной литературы
1.4 Формы семинарского занятия.
Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:
Избранная форма семинара призвана обеспечить реализацию всех его функций.
В практике семинарских занятий в вузах можно выделить ряд форм:
2.
Методические особенности
организации и
проведения семинарского
занятия
2.1
Методические особенности
организации семинарского
занятия
При разработке методики семинарских занятий важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.
Как правило, семинару предшествует лекция по той же теме. Можно предложить и иную последовательность: изучение темы начинать с 15—20 минутной лекции, раскрывающей проблематику темы и методику работы над ней; затем, после самостоятельной работы студентов, проводить семинар; завершать работу над темой лекцией, в которой бы освещались вопросы, слабо усвоенные студентами, и новые проблемы науки. Но надо отметить, что такая форма обедняет содержание лекции, ее значение в учебном процессе, хотя одно из занятий такого рода провести можно, особенно со студентами-заочниками.
Для эффективности семинара большое значение имеет еще одна сторона ее взаимосвязи с лекцией. Лектор дает план лекции, рекомендует литературу. Методически возможно подчеркнуть связь между лекцией и семинаром: назвать несколько вопросов, представляющих большой теоретический интерес и практическое значение, которые за недостатком времени не представляется возможным осветить и о которых есть возможность подробно поговорить на предстоящем семинаре. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.
Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентов без направляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом семинаре.
Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.
Преподаватель
может предложить студентам подумать
над постановкой таких вопросов
по теме семинара, которые вызовут
интерес своей
Если абсолютное большинство студентов и сам преподаватель придут на семинар хорошо подготовленными, семинар пройдет успешно, даст ожидаемый результат.
С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др.
Для
стимулирования самостоятельного мышления
были использованы различные активные
методики обучения: проблемные ситуации,
задания «закончить предложение», тесты
и даже интерактивный опрос.
2.2. Подготовка преподавателя к семинарскому занятию
В
целях эффективности
План подготовки семинарского занятия:
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная
подготовку к семинарскому занятию,
необходимо, прежде всего, указать студентам
страницы в конспекте лекций, разделы
учебников и учебных пособий,
чтобы они получили общее представление
о месте и значении темы в изучаемом курсе.
Затем следует рекомендовать им поработать
с дополнительной литературой, сделать
записи по рекомендованным источникам.
2.3. Подготовка студентов к семинарскому занятию
Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
В
организации семинарских
Готовясь к семинару, студенты должны:
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.
Требования к выступлениям студентов.
Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
1)
Связь выступления с
2) Раскрытие сущности проблемы.
3)
Методологическое значение для
научной, профессиональной и
Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.
Обязательным требованием к выступающему, особенно в начале семинарского курса, является зачитывание плана выступления, доклада, реферата. Опыт показывает, что многие студенты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются сжато изложить основные положения своего доклада. На первых семинарских занятиях многие студенты не могут четко планировать выступления. Иногда студент при подготовке к семинару составляет план не в начале работы, а уже после того, как выступление им написано. В таких случаях выступление обычно представляет собой почти дословное воспроизведение фрагментов из учебных пособий без глубокого их осмысления. В определенной ситуации можно рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю же семинара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время.
Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.
Выступление
студента должно соответствовать требованиям
логики. Четкое вычленение излагаемой
проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная
последовательность аргументации именно
данной проблемы, без неоправданных отступлений
от нее в процессе обоснования, безусловная
доказательность, непротиворечивость
и полнота аргументации, правильное и
содержательное использование понятий
и терминов.
2.4. Критерии оценки семинарского занятия
Существует ряд критерий оценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивность проведенного мероприятия.
Критерии оценки содержания семинарского занятия:
Критерии оценки методики проведения семинарского занятия: