- обоснованность
и правильность выбора используемой формы
проведения семинара;
- логическая
последовательность построения семинара;
- использование
методов активизации мышления студентов;
- использование
приемов закрепления полученной информации;
- использование
эффективных методов контроля хода обсуждения
и результатов выполнения студентами
заданий семинарского занятия;
- использование
технических средств обучения и наглядных
пособий.
Критерии
оценки организации семинарских занятий:
- соответствие
продолжительности (количества часов)
семинарского занятия рабочей программе
и тематическому плану;
- наличие плана
семинарского занятия;
- четкость
начала семинарского занятия (отсутствие
задержки во времени, вход преподавателя
в аудиторию и т.п.);
- четкость
окончания семинара (завершение семинара,
время окончания, соблюдение установленной
продолжительности занятия семинара по
отношению к звонку и т.п.);
- соблюдение
регламентированных перерывов;
- посещаемость
семинара студентами;
- дисциплина
на семинарском занятии;
- подготовка
студентов к семинарскому занятию;
- рациональность
распределения времени на семинарском
занятии;
- наличие необходимого
количества сборников планов семинарских
занятий и других учебных изданий, обеспечивающих
самостоятельную работу студентов при
подготовке к семинару;
- соответствие
аудитории, в которой проводится семинарское
занятие, существующим нормам и требованиям
(достаточная вместимость, возможность
использования технических средств, оформление
и т. п.);
- наличие необходимых
средств наглядности и технических средств.
Критерии оценки
руководства работой студентов на семинарском
занятии:
- осуществление
контроля подготовки студентами конспектов,
таблиц, схем и других материалов, отражающих
результаты самостоятельной работы с
литературой до семинара и в ходе его проведения;
- мобилизация,
организация и активизация деятельности
студентов в ходе вступительного слова;
- побуждение
студентов к высказыванию, выступлению,
анализ выступлений и замечаний, сделанных
по ходу семинарского занятия;
- микровведение
и микрозаключение до и после каждого
вопроса семинара;
- подведение
итогов, корректировка недостатков, оценка
работы студентов, советы по улучшению
подготовки студентов, ответы на вопросы
студентов в ходе заключительного слова;
- согласование
рассматриваемого на семинарском занятии
материала с содержанием других видов
аудиторной и самостоятельной работы
студентов;
- управление
группой: способность устанавливать контакт
со студентами (преподаватель взаимодействует
со всеми студентами, опирается в работе
на нескольких студентов, оставляя пассивными
других, и т.п.);
- постановка
задания к следующему семинарскому занятию.
Заключение
Изучив
методику организации и проведения
семинарского занятия в высшей школе
мы пришли к выводу о том, что:
Слово
«семинар» происходит от латинского
«seminarium» - рассадник и связано с функциями
«посева» знаний, передаваемых от учителя
к ученикам и «прорастающих» в сознании
учеников.
Семинар
- это такая форма организации
обучения, при которой на этапе
подготовки доминирует самостоятельная
работа учащихся с учебной литературой
и другими дидактическими средствами
над серией вопросов, проблем и задач,
а в процессе семинара идут активное обсуждение,
дискуссии и выступления учащихся, где
они под руководством учителя делают обобщающие
выводы и заключения.
Существует
ряд форм семинарского занятия, такие
как: развернутая беседа, обсуждение докладов
и рефератов, семинар-диспут, семинар –
пресс-конференция, комментированное
чтение, упражнения на самостоятельность
мышления, письменная (контрольная) работа,
семинар-коллоквиум и другие.
Семинар
в сравнении с другими формами
обучения требует от учащихся довольно
высокого уровня самостоятельности
в работе с литературой.
В
организации семинарских занятий
реализуется принцип совместной
деятельности, сотворчества. Семинар
так же является важнейшей формой усвоения
знаний.
В
процессе подготовки к семинару закрепляются
и уточняются уже известные и
осваиваются новые категории. Семинар
как развивающая, активная форма учебного
процесса способствует выработке самостоятельного
мышления студента, формированию информационной
культуры.
С
точки зрения методики проведения семинар
представляет собой комбинированную,
интегративную форму учебного занятия.
Для
подготовки и точного и полного
ответа на семинарском занятии студенту
необходимо серьезно и основательно подготовится.
Для этого он должен уметь работать с учебной
и дополнительной литературой, а так же
знать основные критерии для написания
реферата или доклада, если семинар проходит
в данной форме.
Список использованной
литературы
- Андреев В.И.
Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр
инновационных технологий, 2000.- 608 с.
- Громов Е.В.
Методика организации реферативного обучения
на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.
- Макеева И.В.
Роль семинарского занятия в подготовке
специалиста и методика управления дискуссией
// Советская педагогика- М: Просвещение,
2003 - № 5, - 61 с.
- Педагогика:
Учебник для студентов педагогических
вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:
Пед. Общество России, 2002. – 608 с.
- Педагогический
словарь./ под ред. Каирова И.А. – М.: АПН
РСФСР, 1960. – Т. 1 – 774 с., Т. 2 – 766 с.
- Реан А.Л.
Педагогические особенности взаимодействия
педагога и студента // Вопросы психологии,
2001 - № 5, - 76 с.
- Розман Г.
Организация самостоятельной работы студентов
// Высшее образование в России,2003 - № 1.
- 87 с.
- Российская
педагогическая энциклопедия / Под ред.
В.В. Давыдова.Т.1.-М.,1993.
- Савельев
А.Я. Новые информационные технологии
в обучении // Современная высшая школа,
Варшава, 2000. - № 3. – 62 с.
- Сластенин
В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений.
– 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия»,
2004. – 576 с.
- Сластенин
В.А. Формирование личности учителя в процессе
профессиональной подготовки. – М.:2000.
- Формирование
учебной деятельности студентов / Под
ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 2002.- 482
с.
Приложение
1
Конспект
семинарского занятия с использованием
активного метода «Мозговой штурм»
ВВОДНАЯ
ЧАСТЬ (5-7 минут)
Тема
семинарского занятия: «Безработица в
России».
Семинарское
занятие будет проходить в
виде мозгового штурма, где студентам
необходимо будет найти рациональные
и новейшие пути выхода из поставленной
перед ними проблемы.
Проверка
присутствующих по журналу.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ (60 минут)
Семинарское
занятие будет проходить с
использованием активного метода обучения
«Мозговой штурм», где студентам
предстоит найти выход из стоящей
перед ними проблемы.
План
мозгового штурма на тему «Безработица
в России»
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
ЭТАП (10 мин.)
Музыка:
«Relaxation» Track 3
Тема:
«Безработица в России»
Форма
занятия: Семинарское занятие
Проблема:
Выработать новые пути снижения безработицы
в с/х на региональном уровне.
Задача:
Научить студентов быстро и своевременно
находить пути выхода из стоящих перед
ними проблем. Искать новые и неординарные
пути выхода (инновационные).
Условия:
группа самостоятельно разбивается
по желанию на подгруппы по 3-5 человек,
каждая группа выбирает эксперта, в
данном случае их назвали члены комиссии
по принятию решений, остальные участники
выступают в роли изобретателей. Эксперты
должны фиксировать идеи, выбирать наиболее
перспективные и следить за тем, чтобы
группа не пошла по неправильному пути.
- РАЗМИНКА
(15-20 мин.)
- Что такое
безработица?
- Как называется
безработица, когда человек не ищет работу
по собственному желанию, а рабочие места
есть?
- Какие бывают
типы безработицы?
- Назовите
виды безработицы.
- Чем обусловлена
безработица?
- Что было
свойственно для первобытного общества?
- Кто первым
предпринял попытку выяснить причины
безработицы?
- Определена
ли разница между структурной и фрикционной
безработицы?
- Какие существуют
показатели безработицы?
- Из каких
компонентов состоит уровень безработицы?
- Назовите
испытательные методы по борьбе с безработицей.
- Какие бывают
причины безработицы?
- Что такое
классическая безработица?
Ответы:
- Безработица
– это социально-экономическое явление,
состоящее в том, что некоторая часть экономически
активного населения страны какое-то время
или постоянно не имеет работы и заработка.
- Фрикционная.
- Вынужденная
и добровольная.
- Фрикционная,
структурная, циклическая, застойная,
добровольная, сезонная, скрытая.
- Увеличение
количества людей, желающих найти работу,
количеством рабочих мест.
- Полная занятость.
- Ж.Б. Сей.
- Нет.
- Уровень безработицы
и средняя её продолжительность.
- Количество
безработных и количество занятых.
- Поддержание
убыточных предприятий, оставлять на местах
квалифицированных специалистов.
- Экономический
спад, Увеличение минимального размера
З/П, сезонные изменения уровня производства,
демографические изменения.
- Несовершенство
рынка труда.
- ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
Ещё
раз напоминаются правила игры, цель,
проблема, которая стоит перед
студентами. Начинается высказывание
идей.
- ЭТАП ОЦЕНКИ
Эксперты
объединяются в группы и из всех
идей выбирают лучшие.
Критерии
оценки:
- Инновационность
подхода к решению проблемы;
- Возможность
быстро реализовать проект;
- Возможность
применения данной технологии на региональном
уровне, в частности Пензенской области;
- Последовательность.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП
Эксперты,
посовещавшись, выносят своё решение,
оглашают лучшие идеи, авторы лучших идей
защищают свои работы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ (10 минут)
Подводятся
итоги по семинарскому занятию, выставляются
оценки учащимся.