Семинарские занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.

Содержание

Введение

1. Теория семинарского занятия

1.1 Сущность семинара

1.2 Функции семинара

1.3 Типы семинаров

1.4 Формы семинарского занятия.

2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия

2.1 Методические особенности организации семинарского занятия

2.2. Подготовка преподавателя к семинарскому занятию

2.3. Подготовка студентов к семинарскому занятию

2.4. Критерии оценки семинарского занятия

Заключение

Приложение 1

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Семенарские занятияфункции и проведение.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)
  • обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
  • логическая последовательность построения семинара;
  • использование методов активизации мышления студентов;
  • использование приемов закрепления полученной информации;
  • использование эффективных методов контроля хода обсуждения и результатов выполнения студентами заданий семинарского занятия;
  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.

     Критерии оценки организации семинарских занятий:

  • соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия рабочей программе и тематическому плану;
  • наличие плана семинарского занятия;
  • четкость начала семинарского занятия (отсутствие задержки во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);
  • соблюдение регламентированных перерывов;
  • посещаемость семинара студентами;
  • дисциплина на семинарском занятии;
  • подготовка студентов к семинарскому занятию;
  • рациональность распределения времени на семинарском занятии;
  • наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
  • соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.);
  • наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

     Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:

  • осуществление контроля подготовки студентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
  • мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
  • побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;
  • управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);
  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.
 

 

      Заключение 

     Изучив  методику организации и проведения семинарского занятия в высшей школе  мы пришли к выводу о том, что:

     Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников.

     Семинар - это такая форма организации  обучения, при которой на этапе  подготовки доминирует самостоятельная  работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.

     Существует  ряд форм семинарского занятия, такие как: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, семинар – пресс-конференция, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.

     Семинар в сравнении с другими формами  обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности  в работе с литературой.

     В организации семинарских занятий  реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинар  так же является важнейшей формой усвоения знаний.

     В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и  осваиваются новые категории. Семинар  как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.

     С точки зрения методики проведения семинар  представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия.

     Для подготовки и точного и полного  ответа на семинарском занятии студенту необходимо серьезно и основательно подготовится. Для этого он должен уметь работать с учебной и дополнительной литературой, а так же знать основные критерии для написания реферата или доклада, если семинар проходит в данной форме.

 

      Список использованной литературы 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого  саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр  инновационных технологий, 2000.- 608 с.
  2. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.
  3. Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика- М: Просвещение, 2003 - № 5, - 61 с.
  4. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 608 с.
  5. Педагогический словарь./ под ред. Каирова И.А. – М.: АПН РСФСР, 1960. – Т. 1 – 774 с., Т. 2 – 766 с.
  6. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии, 2001 - № 5, - 76 с.
  7. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России,2003 - № 1. - 87 с.
  8. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова.Т.1.-М.,1993.
  9. Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа, Варшава, 2000. - № 3. – 62 с.
  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 576 с.
  11. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. – М.:2000.
  12. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 2002.- 482 с.
 

     Приложение 1 

     Конспект  семинарского занятия с использованием активного метода «Мозговой штурм»

     ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5-7 минут)

     Тема  семинарского занятия: «Безработица в России».

     Семинарское занятие будет проходить в  виде мозгового штурма, где студентам  необходимо будет найти рациональные и новейшие пути выхода из поставленной перед ними проблемы.

     Проверка  присутствующих по журналу.

     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (60 минут)

     Семинарское занятие будет проходить с  использованием активного метода обучения «Мозговой штурм», где студентам  предстоит найти выход из стоящей  перед ними проблемы.

     План  мозгового штурма на тему «Безработица в России»

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 мин.)

     Музыка: «Relaxation» Track 3

     Тема: «Безработица в России»

     Форма занятия: Семинарское занятие

     Проблема: Выработать новые пути снижения безработицы  в с/х на региональном уровне.

     Задача: Научить студентов быстро и своевременно находить пути выхода из стоящих перед ними проблем. Искать новые и неординарные пути выхода (инновационные).

     Условия: группа самостоятельно разбивается  по желанию на подгруппы по 3-5 человек, каждая группа выбирает эксперта, в  данном случае их назвали члены комиссии по принятию решений, остальные участники выступают в роли изобретателей. Эксперты должны фиксировать идеи, выбирать наиболее перспективные и следить за тем, чтобы группа не пошла по неправильному пути.

  1. РАЗМИНКА (15-20 мин.)
    • Что такое безработица?
    • Как называется безработица, когда человек не ищет работу по собственному желанию, а рабочие места есть?
    • Какие бывают типы безработицы?
    • Назовите виды безработицы.
    • Чем обусловлена безработица?
    • Что было свойственно для первобытного общества?
    • Кто первым предпринял попытку выяснить причины безработицы?
    • Определена ли разница между структурной и фрикционной безработицы?
    • Какие существуют показатели безработицы?
    • Из каких компонентов состоит уровень безработицы?
    • Назовите испытательные методы по борьбе с безработицей.
    • Какие бывают причины безработицы?
    • Что такое классическая безработица?

     Ответы:

  1. Безработица – это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.
  2. Фрикционная.
  3. Вынужденная и добровольная.
  4. Фрикционная, структурная, циклическая, застойная, добровольная, сезонная, скрытая.
  5. Увеличение количества людей, желающих найти работу, количеством рабочих мест.
  6. Полная занятость.
  7. Ж.Б. Сей.
  8. Нет.
  9. Уровень безработицы и средняя её продолжительность.
  10. Количество безработных и количество занятых.
  11. Поддержание убыточных предприятий, оставлять на местах квалифицированных специалистов.
  12. Экономический спад, Увеличение минимального размера З/П, сезонные изменения уровня производства, демографические изменения.
  13. Несовершенство рынка труда.
  14. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

     Ещё раз напоминаются правила игры, цель, проблема, которая стоит перед  студентами. Начинается высказывание идей.

  1. ЭТАП ОЦЕНКИ

     Эксперты  объединяются в группы и из всех идей выбирают лучшие.

     Критерии  оценки:

  • Инновационность подхода к решению проблемы;
  • Возможность быстро реализовать проект;
  • Возможность применения данной технологии на региональном уровне, в частности Пензенской области;
  • Последовательность.
  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

     Эксперты, посовещавшись, выносят своё решение, оглашают лучшие идеи, авторы лучших идей защищают свои работы.

     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ (10 минут)

     Подводятся  итоги по семинарскому занятию, выставляются оценки учащимся. 

Информация о работе Семинарские занятия