Система налогового регулирования ВЭД в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД. 3
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 4
3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 4
3.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВЭД В РФ 6
3.2.ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД. 5
3.3. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД. 8
4. ПАРАЛЛЕЛИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СИСТЕМАМИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ВЭД. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Вложенные файлы: 1 файл

Организация ВЭД - КРЗ.docx

— 90.89 Кб (Скачать файл)

Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

  • таможенные формальности;
  • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);
  • санитарные и ветеринарные требования;
  • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
  • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

 

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

  • валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;
  • регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях;  льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

“Добровольное ограничение” экспорта — это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

 Формы стимулирования и поощрения экспорта или финансовые методы торговой политики, к ним относятся:

  • Субсидии — Это денежная выплата направленная на поддержку национальных производителей и косвенная дискриминацию импорта.

  По характеру выплат они делятся на: прямые и косвенные.

    Косвенные - это скрытое датирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, возврат импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных.

 Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

  • Кредитование — это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
  • Демпинг — этот метод заключается в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в этих странах.
  • Технические барьеры — это скрытый метод торговой политики возникшие в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены так чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.

Экспорт и импорт обычно лицензируются.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная.

 Разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом госуправления конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки.

Генеральная — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течении года без ограничений количества сделок.

Практически все промышленно развитые страны имеют этот нетарифный метод. Лицензионная система предпологает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. 

Квоты — это предельные объемы определенных товаров, которые разрешено импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение определенного срока.

Квоты бывают:

  • индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;
  • групповыми, устанавливающие объем ввоза(вывоза) в определенную группу стран;
  • глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.
  • экспортные, вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутренем рынке. Экспортные квоты могут обеспечивать отечественным производителям  достаточны5е запасы товаров по низким ценам, также экспортные квоты могут быть использованы для предупреждения использования природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт данных видов тарифа.
  • импортные квоты — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей; для достижения сбалансированности торгового баланса, регулирование спроса и предложения на внутренем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств.

Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения   в парламенте.

Квотирование экспорта товаров вводится при необходимости защиты государственных интересов на товары, проводимые в Республике Беларусь, для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел. Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых товаров.

Специфическим типом квотирования, который полностью запрещает торговлю называется эмбарго. Оно может вводиться в отношения импорта или экспорта определенного вида товаров поставленных в конкретные страны или в отношении всех товаров поставленых в определенные страны, хотя эмбарго вводится в политических целях последствия могут быть экономическими.

 

 

4. ПАРАЛЛЕЛИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СИСТЕМАМИ  НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ВЭД.

В зарубежных странах налоговые вопросы давнехонько уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или более того побудить банкротство предприятия. С прочий стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или более того за счет возврата налоговых платежей из казны. При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное роль. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала фирмы продолжают работать в странах с уровнем налога на корпорации в 44-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он отнюдь не взимается. На самом деле и в странах с "нормальными" (непониженными) ставками налогов фирмы с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по "эффективной" (т.е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в "налоговых гаванях". Поэтому отбор между странами с нормальным налогообложением и "налоговыми гаванями" вдали не вечно предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных. Даже для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своей регистрации, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих дело в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в "налоговой гавани". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим фирмам отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в выплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога. Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, Германия, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные против перемещения капиталов из этих стран в "налоговые убежища". Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала. Рассмотрим ряд конкретных примеров. 
Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно изрекать о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, невысокая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но в этом месте следует учитывать срок времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы, в первую очередь можно назвать социальную направленность и территориальный аспект. Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации. Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервой в 1954 г. внедрен налог на добавленную цену. Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 процентов. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 процентов, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 процентов, повышенная - 22%. Эластичность налоговой системы содержится в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки. Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлении. Существует контроль двух видов:  
- по сведениям документов; - детальный контроль - по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации. В случае укрытия существует жесткая система ответственности:  
- при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год; - если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере; - при серьезном нарушении может быть тюремное заключение. Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной. Существует и упрощенная система. Ведущим звеном бюджетной системы выступает налог на добавленную цена(у). Он взимается методом частичных платежей. Существует 4 вида ставок НДС: 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг; 33,33 - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак; 7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги); 5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт). Сейчас наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%. Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС: Окончательное: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:

1) медицина и медицинское обслуживание;

2) образование;

3) дело общественного и благотворительного  характера.

Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино. Существует список видов деятельности, где предусмотрено право избирать между НДС и подоходным налогом:

1) сдача в аренду помещений  для любого вида экономической  деятельности;

2) денежки и банковское дело;

3) литературная, спортивная, артистическая  дело, муниципальное хозяйство. Во  Франции 3 млн. плательщиков НДС. НДС  вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятия  предоставляют в налоговые центры  декларацию и чек на выплату  налога. Существуют квартальные  и годовые период уплаты НДС  в зависимости от товарооборота. Компенсация НДС в случае экспорта  происходит ежемесячно. Для остальных  видов деятельности - ежеквартально. В целом, французский НДС представляет  собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется  в широкой системе скидок и  льгот. Во много эти льготы  идентичны российским, например, как  в случае освобождения от уплаты  НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные  черты: это освобождение от уплаты  НДС предприятий с незначительным  оборотом, льготы по выплате, предоставляемые  мелким ремесленникам. Рассматривая  тот самый налог с точки  зрения мировой налоговой гармонизации, нужно отметить положительную  тенденцию к его снижению, т. е  переходу от использования 4-х  ставок к использованию 2-х. Шведский  опыт налогового администрирования. 
Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, так же как и в РФ, трехуровневую систему Налоги.Учебное пособие./Под ред. Д.Г. Черника. - 2-е издание.- М: Финансы и статистика, 2000г. - 688 с.. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству страны, но является независимым от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы). В составе региональных налоговых управлений, возглавляемых региональными 6директорами, имеются специальные отделения по работе с крупными предприятиями. Исчислением и уплатой НДС занимаются отделы косвенных налогов, в которых обязательно имеются специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности. 
Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений: 
- 41% - государственный и муниципальный подоходный налог (физические лица - с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности);  
- 24% - налог на добавленную стоимость;  
- 21% - налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);  
- 3,5% - налог на имущество (налоги на собственность);  
- 10,5% - прочие налоги. 
Налог на добавленную цена(у) взимается в Швеции с 1 января 1969 года. Первоначально налогообложению подлежали только товары и особые виды услуг, но в 1991 году случилось расширение объекта налогообложения, в который стали включаться все товары и услуги, за исключением специального перечня необлагаемых товаров и услуг. Значительные перемены в налогообложении НДС произошли и при вступлении Швеции в ЕС с 1 января 1995 года. 
По сравнению с другими странами ЕС в Швеции самый большой общий уровень налогообложения НДС по основным товарам и услугам - 25%; в том числе питьевая влага, спиртные напитки, вино, пиво, табак. 
Ставка налога, равная 12%, применяется к продуктам питания и пищевым добавкам, гостиничным услугам и кемпингу. 
Этой ставкой НДС облагаются также следующие услуги: 
- сдача в аренду помещений для хранения товаров, торжеств и конференций;  
- предоставление мест для парковки;  
- услуги связи и платного телевидения;  
- предоставление электричества, а также бассейна и сауны. 
Ставка налога, равная 6%, применяется по отношению к газетам, культурным и спортивным мероприятиям, услугам пассажирского транспорта. 
Право налогоплательщиков на возмещение НДС возникает при выполнении следующих условий: 
- входящий налог должен относиться к приобретениям или импорту в рамках налогооблагаемой деятельности;  
- товары (услуги) реализуются в другие страны, а также осуществляется и подтверждается экспорт товаров (услуг). 
Шведский закон об НДС не устанавливает конкретных документов, необходимых для обоснования и подтверждения сделок купли-продажи у покупателя и продавца как внутри страны, так и при поставке на экспорт. 
Несмотря на то, что период возмещения НДС (или решение об удержании средств) установлены на законодательном уровне и применяются в течение 2,5 месяцев после последнего срока подачи декларации, но в случае, если у налогового органа возникают сомнения в отношении какой-либо сделки и возмещения лицу НДС, то он имеет право отказать в возмещении НДС этому лицу на неопределенный срок до полной проверки и выяснения достоверности всей необходимой налоговому органу информации и фактически осуществленных операций. 
Применяются два принципа определения страны налогообложения по НДС при экспорте товаров - принцип происхождения и принцип назначения. Согласно первому принципу налогообложение производится в стране, где продавец ведет свою хозяйственную дело (принцип происхождения), а в соответствии со вторым - налогообложение производится в стране нахождения покупателя (принцип назначения).

Информация о работе Система налогового регулирования ВЭД в России и за рубежом