Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:23, курсовая работа
Анализ экономического состояния страны основывается на системе национальных счетов, которые отражают объём национального выпуска продукции, национальный доход, структуру доходов и расходов общества.
Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.
Введение.................................................................................................................... 3
1.Теоретические основы системы национальных счетов..................................... 6
1.1 Понятие о системе национальных счетов. Структура СНС. Принципы
построения СНС ..................................................................................................... 6
1.2 Основные показатели системы национальных счетов .............................. 10
2. Общая структура и основные категории СНС................................................. 13
2.1 Общие принципы построения СНС и её классификация ......................... 13
2.2 Секторы экономики в СНС .......................................................................... 16
2.3 Основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчета.. 20
3. Анализ показателей СНС по Российской Федерации..................................... 24
3.1 Анализ динамики ВВП за 2011–2013 гг ..................................................... 24
3.2 Анализ и прогноз динамики показателей СНС на 2010-2013 гг............... 25
Заключение.............................................................................................................. 34
Список использованной литературы............
Другим показателем, отражающим масштабы национального производства, является показатель валового национального продукта (ВНП, или по-английски GNP, от Gross National Product).
Валовой национальный продукт (GNP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведенной на предприятиях, принадлежащих иностранцам [6, С.38].
Существуют и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:
Стоимость ВВП включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала, то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в его создании, но не является доходом. Поэтому, чтобы перейти к показателю национального дохода, необходимо вычесть из ВВП величину амортизационных отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами производств, косвенные налоги на бизнес. В результате мы получим сначала показатель чистого внутреннего продукта, а затем показатель национального дохода.
Чистый внутренний продукт (NDP) - это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.
Вычтя из стоимости чистого внутреннего продукта величину чистого дохода, полученного иностранцами, мы получим более реальную величину национального дохода, созданного в стране.
Национальный доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведенный в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.
Если представить, что национальный доход распределен между домашними хозяйствами - владельцами ресурсов, то они будут выплачивать индивидуальные налоги. Вычтя индивидуальные налоги из национального дохода и добавив трансфертные платежи, то есть различные социальные выплаты, мы получим макроэкономический показатель располагаемого дохода. (Разницу между индивидуальными налогами и трансфертными платежами называют чистыми налогами.) Остающийся располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения.
Располагаемый доход - это доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств после вычета чистых индивидуальных налогов из национального дохода.
Построение СНС основывается на двух основных теоретических концепциях: расширенного трактования производства и первичных доходов.
Содержание концепции расширенной трактовки производства состоит в том, что СНС охватывает все отрасли и сферы экономической деятельности: производство материальных продуктов, производство услуг и экономическую деятельность домашних хозяйств с определенными ограничениями. Эти ограничения состоят в том, что если домашние хозяйства для ухода за детьми, больными, для приготовления еды, уборки дома (квартиры) и т. п. используют наемный труд, то данная деятельность учитывается СНС; если же эту работу выполняют сами члены домашних хозяйств, то она не учитывается при подсчете валового внутреннего продукта и валового национального дохода.
Концепция первичных доходов основывается:
Первичные доходы распределяются между трудом, капиталом и государством, присваивающим поступления в госбюджет и местные бюджеты, а также в государственные целевые и внебюджетные фонды. К первичным доходам относят: заработную плату (до налогообложения) с отчислениями работодателей (в процентах от нее) в фонды социального страхования; валовую прибыль и валовые смешанные доходы; чистые косвенные налоги и чистые налоги на производство и на импорт.
К вторичным доходам относят все прочие доходы, не входящие в первичные [1, С. 51].
Основным методологическим приемом в системе национальных счетов является использование системы двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов [3, С.45].]
В правой части счета всегда показываются ресурсы, а в левой - их использование. Балансирующая статья представляет собой разницу между указанными элементами и обычно записывается как ресурсы для последующего счета системы, например, в правой части счета производства показывается выпуск, в том числе рыночный и нерыночный, а в левой части - промежуточное потребление. Разница между выпуском и промежуточным потреблением представляет собой валовую добавленную стоимость, которая является балансирующей статьей и выступает в виде ресурса для счета образования доходов.
Балансирующие статьи – расчетные категории, предназначенные не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете, но и для характеристики результатов соответствующего экономического процесса, отражаемого данным счетом, и представляющие собой важнейшие макроэкономические показатели экономического развития. Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивают получение на базе СНС характеристик реальной ситуации в экономике, сопоставимость получаемой информации между странами и на международном уровне [1, c. 35].
Построение счетов осуществляется последовательно и отвечает статьям экономического кругооборота. Так, статья предыдущего счета, которая отображена в части «Использование ресурсов», служит «Ресурсом» следующего счета. Такой подход обеспечивает последовательную связь между счетами, а балансировочные статьи счетов рассматриваются как измерители макроэкономических явлений.
Каждой стадии воспроизводственного цикла, производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию – соответствует счет или группа счетов.
Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла – от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и меж отраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.
Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой – отношения между различными показателями системы [4, С. 44].
На современном этапе классификация 10 счетов СНС складывается по такой схеме:
Из последних отмеченных шести счетов для отраслей экономики используются лишь два текущих счета: производства и образование доходов.
Таким образом, современная система национальных счетов охватывает счета и показатели для экономики в целом, для ее отдельных секторов и отраслей
В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам. Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (то есть хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.
Институционными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институционными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их группы) в виде домашних хозяйств.
Выделяются следующие сектора национальной экономики:
Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется условный сектор "остальной мир", объединяющий все институционные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики.
В соответствие с этим подходом, все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в зависимости от функций, которые они выполняют в производственном процессе. Так, к группе нефинансовые предприятия принадлежат производственные предприятия. Их экономическая функция заключается в производстве товаров и нефинансовых услуг и их реализации по рыночным ценам.
Функция финансовых учреждений заключается в аккумулировании временно свободных финансовых средств и их перераспределении потенциальным инвесторам. Финансовые корпорации выступают в качестве посредников между теми экономическими субъектами, кто сберегает финансовые ресурсы, и теми экономическими субъектами, кто их использует для осуществления инвестиционных вложений в экономику.
Функции государственных учреждений заключаются в перераспределении национального дохода и богатства и в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (государственное управление, оборона, фундаментальные научные разработки), так и отдельным гражданам или группам населения (образование, здравоохранение и т. п.).
Функции домохозяйств связаны с их участием (через предоставление имеющихся в их собственности экономических ресурсов) в процессе общественного производства. Кроме того, домохозяйства выступают в качестве основных потребителей товаров и услуг, приобретаемых на рынке. Домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпоративных предприятий (ферм, магазинов, семейных ресторанов и т. п.). Эти предприятия производят товары и услуги для реализации на рынке, но частично и для собственного потребления собственниками некорпоративных предприятий. Так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпоративных предприятий от доходов и расходов их собственников, эти предприятия включаются в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера.
Функции некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, заключаются в предоставлении бесплатных услуг членам этих организаций. К некоммерческим организациям относят общественные, политические, религиозные объединения.
Для всех выделенных секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием доходов, их распределением и перераспределением, сбережениями и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.
Институционная единица считается резидентом в экономике страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, то есть если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году. Согласно рекомендациям международных статистических организаций, для экономики в целом и для каждого из секторов должен составляться полный набор счетов. Однако лишь некоторые страны полностью выполняют это требование.