Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:23, курсовая работа
Анализ экономического состояния страны основывается на системе национальных счетов, которые отражают объём национального выпуска продукции, национальный доход, структуру доходов и расходов общества.
Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.
Введение.................................................................................................................... 3
1.Теоретические основы системы национальных счетов..................................... 6
1.1 Понятие о системе национальных счетов. Структура СНС. Принципы
построения СНС ..................................................................................................... 6
1.2 Основные показатели системы национальных счетов .............................. 10
2. Общая структура и основные категории СНС................................................. 13
2.1 Общие принципы построения СНС и её классификация ......................... 13
2.2 Секторы экономики в СНС .......................................................................... 16
2.3 Основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчета.. 20
3. Анализ показателей СНС по Российской Федерации..................................... 24
3.1 Анализ динамики ВВП за 2011–2013 гг ..................................................... 24
3.2 Анализ и прогноз динамики показателей СНС на 2010-2013 гг............... 25
Заключение.............................................................................................................. 34
Список использованной литературы............
Основной причиной уменьшения величины чистого потока инвестиционных доходов и текущих трансфертов из России в пользу зарубежных стран станет относительное уменьшение выплат доходов от инвестиций. Это произойдет вследствие стагнации чистого притока иностранного капитала в российскую экономику. Если в 2009 году в результате мирового финансово-экономического кризиса чистый отток капитала из частного сектора составил 57,2 млрд. долларов США, то стабилизация и восстановление роста мирового хозяйства и экономики России в 2010 году уменьшили его отток до 10 млрд. долларов США. В 2011-2012 гг. приток капитала может возобновиться в размере 5-10 млрд. долларов США. По прогнозу, к 2013 году чистый приток частного капитала может прекратиться.
Взаимоотношения страны с внешним миром в среднесрочной перспективе при принятых сценарных условиях претерпят кардинальные изменения – российская экономика практически перестанет кредитовать остальной мир. Так, если в 2010 году размер чистого кредитования составил 4,6% ВВП, то к 2013 году - лишь около 0,8% ВВП. Основным фактором этого станет уменьшение покупок валюты Банком России, вследствие снижения профицита торгового сальдо и перехода на более свободное курсообразование. В 2010 году профицит чистых поставок товаров и услуг российской экономикой остальному миру оценивается в 115 млрд. долларов США (7,7% ВВП), к 2013 году активное сальдо внешних операций с товарами и услугами снизится до 66 млрд. долларов США (3,3% ВВП).
При реализации базового сценария развития в структуре компонентов использования ВВП доля расходов на конечное потребление в 2013 году уменьшится по сравнению с 2010 годом до 71,1% ВВП против 71,7% ВВП. При этом направление ресурсов на валовое накопление должно возрасти до 26,3% ВВП против 21,3% ВВП.
Валовой располагаемый доход нефинансовых корпораций в 2011 году снизится по сравнению с 2010 годом, после чего начнется восстановление его относительного уровня, который составит в 2013 году 9,8% ВВП.
Снижение валового располагаемого дохода в 2011 году (до 7,3% ВВП по сравнению с 8,6% ВВП в 2010 году) станет результатом сокращения валовой прибыли и валовых смешанных доходов нефинансовых корпораций (с 20,4% ВВП до 18,7% ВВП).
При этом пассив чистых доходов от собственности уменьшится, поскольку выплаты нефинансовых корпораций, в том числе и процентные платежи за границу, будут снижаться относительно ВВП, а получаемые ими доходы расти. Так, в 2013 году отрицательный баланс потока доходов от собственности нефинансовых корпораций во взаимоотношениях с остальными секторами оценивается в 7,2% ВВП против 8,4% ВВП в 2010 году. При этом пассив операций с текущими трансфертами останется стабильным. Отрицательный баланс чистых текущих трансфертов может уменьшиться с 3,4% ВВП в 2010 году до 3,3% ВВП в 2013 году.
Для большей наглядности данные по нефинансовым корпорациям представлены в таблице 3.2.2, которая представляет собой счет системы национальных счетов нефинансовых корпораций.
Таблица 3.2.2
Ресурсы и их использование по сектору нефинансовых корпораций ( % )
Коды |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
I Ресурсы | |||||
Валовой располагаемый доход |
B.6 |
8,6 |
7,3 |
8,9 |
9,8 |
в том числе: |
|||||
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
B.2g+B.3g |
20,4 |
18,7 |
19,3 |
20,3 |
Чистые доходы от собственности |
-8,4 |
-8,0 |
-7,0 |
-7,2 | |
Полученные |
D.4 |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
2,1 |
Переданные |
D.4 |
9,9 |
9,6 |
8,8 |
9,2 |
Чистые текущие трансферты |
-3,4 |
-3,5 |
-3,4 |
-3,3 | |
Полученные |
D.62+D.7 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
Переданные |
D.5+D.61+D.7 |
4,1 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
II Использование | |||||
Расходы на конечное потребление |
|||||
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала | |||||
Валовое сбережение |
B.8 |
8,6 |
7,3 |
8,9 |
9,8 |
Чистые капитальные трансферты |
5,0 |
5,4 |
5,3 |
5,5 | |
IV Изменение в активах | |||||
Валовое накопление |
P.5 |
13,0 |
15,8 |
17,5 |
18,3 |
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) |
B.9 |
0,6 |
-3,2 |
-3.3 |
-3,0 |
Справочно: | |||||
Валовая добавленная стоимость |
62,6 |
62,8 |
63,8 |
64,6 |
Увеличение уровня располагаемых доходов и снижение отчислений в пользу других секторов экономики позволит сбережениям нефинансовых корпораций возрасти с 8,6% ВВП в 2010 году до 9,8% ВВП в 2013 году. Для того чтобы преломить инвестиционный провал кризисных лет и увеличить уровень валового накопления с 13% ВВП в 2010 году до 18,3% ВВП в 2013 году нефинансовым корпорациям потребуются чистые заимствования в размере 3% ВВП. В структуре формирования ВВП по доходам к 2013 году в секторе домашних хозяйств возрастет доля оплаты труда наемных работников – основного источника доходов домашних хозяйств – до 50,7% ВВП против 50,1% ВВП в 2010 году. Прежде всего, это будет связано с ростом отчислений на социальное страхование в результате увеличения ставки страховых взносов с 26% до 34 процентов. Это объясняет и изменение направления потока чистых текущих трансфертов. Если в 2010 году сальдо чистых текущих трансфертов сектора было положительным (0,7% ВВП), то в 2011-2013 годах его отрицательная величина оценивается в размере 1,2-1,0% ВВП. Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, не изменится, составив 0,6% ВВП в 2013 году. Прирост финансовых активов населения будет сопоставим с ростом объемов их кредитования. В результате рост валового располагаемого дохода домашних хозяйств значительно замедлится по сравнению с докризисным уровнем. Его относительная величина составит 58,6% ВВП в 2013 году (против 60,4% ВВП в 2010 году). Вместе с тем увеличится доля располагаемого дохода, направляемая на потребление: с 86,2% в 2010 году до 91,1% в 2013 году. В результате объем ресурсов, направляемых домашними хозяйствами на конечное потребление, вырастет с 52% ВВП в 2010 году до 53,3% ВВП в 2013 году.
Данные по сектору домашних хозяйств представлены в таблице 3.2.3.
Таблица 3.2.3
Ресурсы и их использование по сектору домашних хозяйств (в % к произведенному ВВП)
Коды |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||
I Ресурсы | ||||||||||
Валовой располагаемый доход |
B.6 |
60,4 |
60,2 |
59,4 |
58,6 | |||||
в том числе: |
||||||||||
Оплата труда наемных работников |
D.1 |
50,1 |
51,7 |
51,2 |
50,7 | |||||
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
B.2g+B.3g |
9,7 |
9,6 |
9,4 |
9,2 | |||||
Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам |
-0,8 |
-0,8 |
-0,8 |
-0,8 | ||||||
Полученная |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 | ||||||
Выплаченная |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 | ||||||
Чистые доходы от собственности |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,6 | ||||||
Полученные |
D.4 |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
2,1 | |||||
Переданные |
D.4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,5 | |||||
Чистые текущие трансферты |
0,7 |
-1,2 |
-1,2 |
-1,0 | ||||||
Полученные |
D.62+D.7 |
15,2 |
14,9 |
14,6 |
14,4 | |||||
Переданные |
D.5+D.61+D.7 |
14,5 |
16,0 |
15,7 |
15,4 | |||||
Коды |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||
II Использование | ||||||||||
Расходы на конечное потребление |
|
52,0 |
52,5 |
52,8 |
53,3 | |||||
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала | ||||||||||
Валовое сбережение |
B.8 |
8,3 |
7,6 |
6,7 |
5,2 | |||||
Чистые капитальные трансферты |
|
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||
IV Изменение в активах | ||||||||||
Валовое накопление |
P.5 |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
4,5 | |||||
Чистое кредитование (+), чистое заимствование(-) |
B.9 |
3,9 |
3,2 |
2,3 |
0,8 | |||||
Справочно: | ||||||||||
Валовая добавленная стоимость |
|
9,8 |
9,7 |
9,5 |
9,2 |
Относительно низкие темпы роста доходов и стремление повысить уровень благосостояния приведут к снижению нормы сбережения домашних хозяйств, с 13,8% от объема валового располагаемого дохода в 2010 году до 8,9% к 2013 году.
Прогнозируется, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств в среднесрочной перспективе практически не изменится и к 2013 году может сохранить уровень 2010 года, составив 4,5% ВВП.
В среднесрочной перспективе домашние хозяйства останутся кредиторами остальных секторов экономики, но при снижении валового сбережения и сохранении уровня валового накопления объем свободных финансовых ресурсов у них будет сокращаться. Так, если в 2010 году чистое кредитование домашних хозяйств составляло 3,9% ВВП, то к 2013 году прогнозируется снижение до 0,8% ВВП.
В среднесрочной перспективе валовой располагаемый доход сектора государственного управления увеличится до 22,5-23,1% ВВП в 2011-2013 гг. против 20,9% ВВП в 2010 году. Это будет обусловлено следующими факторами.
Во-первых, ожидается рост относительной величины чистых налогов на производство и импорт, включающей НДС, акцизы, НДПИ и платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины. Она возрастет до 17,6% ВВП в 2013 году против 17,3% ВВП в 2010 году.
Во-вторых, с 2011 года благодаря увеличению ставки страховых взносов с 26% до 34% тенденция нарастания отрицательного баланса отчислений на социальное страхование и выплат по социальным пособиям прекратится, и дефицит между ними снизится с 6,1% ВВП в 2010 году до 4,3% ВВП в 2013 году. В связи с этим возрастет относительная величина чистых текущих трансфертов, основную долю которых формирует баланс отчислений на социальное страхование и выплат социальных пособий.
В то же время после исчерпания в 2011 году средств Резервного фонда планируется финансирование дефицита федерального бюджета преимущественно за счет государственных заимствований и доходов от приватизации государственного имущества. Это приведет к тому, что активный баланс чистых доходов от собственности сектора государственного управления снизится с 1,1% ВВП в 2010 году до 0,6% ВВП в 2013 году.
Данные по государственному сектору представлены в таблице 3.2.4
Таблица 3.2.4
Ресурсы и их использование по сектору государственное управление (в % к произведенному ВВП)
Коды |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||
I Ресурсы | ||||||||||
Валовой располагаемый доход |
B.6 |
20,9 |
23,1 |
22,8 |
22,5 | |||||
в том числе: |
||||||||||
Чистые налоги на производство и импорт |
D.2+D.3 |
17,3 |
17,6 |
17,6 |
17,6 | |||||
налоги |
D.2 |
18,0 |
18,3 |
18,3 |
18,2 | |||||
субсидии |
D.3 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 | |||||
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
B.2g+B.3g |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 | |||||
Чистые доходы от собственности |
1,1 |
0,9 |
0,7 |
0,6 | ||||||
Полученные |
D.4 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 | |||||
Переданные |
D.4 |
0,7 |
0,9 |
1,1 |
1,2 | |||||
Чистые текущие трансферты |
2,1 |
4,1 |
3,9 |
3,8 | ||||||
Полученные |
D.62+D.7 |
16,8 |
18,5 |
18,2 |
17,9 | |||||
Переданные |
D.5+D.61+D.7 |
14,8 |
14,5 |
14,2 |
14,1 | |||||
II Использование | ||||||||||
Расходы на конечное потребление |
19,2 |
18,4 |
17,8 |
17,2 | ||||||
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала | ||||||||||
Валовое сбережение |
B.8 |
1,7 |
4,7 |
4,9 |
5,3 | |||||
Чистые капитальные трансферты |
-5,0 |
-5,4 |
-5,4 |
-5.5 | ||||||
Полученные |
D.9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||
Переданные |
D.9 |
5,1 |
5,4 |
5,4 |
5,5 | |||||
IV Изменение в активах | ||||||||||
Валовое накопление |
P.5 |
3,4 |
3,3 |
2,7 |
3,1 | |||||
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) |
B.9 |
-6,6 |
-4,0 |
-3,2 |
-3,3 | |||||
Справочно: | ||||||||||
Валовая добавленная стоимость |
10,1 |
9,4 |
8,8 |
8,3 |
Исходя из проекта основных направлений бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 гг., расходы федерального бюджета сократятся до 19,7% ВВП к 2013 году против максимального значения в 24,7% ВВП в 2009 году. Вслед за относительным снижением бюджетных расходов снизятся и расходы сектора государственного управления на конечное потребление до 17,2% ВВП в 2013 году против 19,2% в 2010 году.
При принятом сценарии сокращение потребления по сравнению с увеличением располагаемых доходов приведет к росту уровня сбережения государства – с 1,7% ВВП в 2010 году до 5,3% ВВП в 2013 году (в предкризисном 2008 году –14% ВВП). За счет этих сбережений государство сможет профинансировать намечаемые в бюджетных проектировках инвестиционные расходы сектора. Это позволит снизить чистое заимствование сектора государственного управления с 6,6% ВВП в 2010 году до 3,3% ВВП в 2013 году.
Проведенные в данной курсовой работе исследования позволяют сделать следующие выводы:
Анализ экономического состояния страны основывается на системе национальных счетов, которые отражают объём национального выпуска продукции, национальный доход, структуру доходов и расходов общества.
Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции- производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.