Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:39, контрольная работа
Одним из источников, определяющих темп экономического роста и потенциал национальной экономики, является количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Соотношение данных характеристик с ценой, установившейся на национальном и международном рынках труда, позволяет говорить о конкурентоспособности рабочей силы той или иной страны. При этом уровень конкурентоспособности работника на национальном и международном рынках труда при неизменном качестве его рабочей силы может сильно различаться, так как категория «конкурентоспособность» учитывает ценовой фактор формирования спроса на рынке труда. Таким образом понятие конкурентоспособности можно определить как соотношение качества рабочей силы к ее стоимости.
Введение 3
Система показателей конкурентоспособности работника 5
Факторы повышения конкурентоспособности 8
3. Развитие человеческого капитала на рынок труда 11
4. Современный российский рынок труда и
необходимость его регулирования 14
Заключение 18
Список использованной литературы
Структуру современного рынка труда нельзя назвать однородной. По сути, на данный момент можно выделить две формы рынка – «скрытый» и «открытый».
«Скрытую» часть составляют те работники, которые имеют статус занятых, но из-за работы по контракту или договору рискуют в будущем лишиться работы. «Открытый» рынок - это те люди, которые нуждаются в трудоустройстве, а, кроме того, в некоторых случаях – переподготовке или повышении квалификации. Также к этой категории относятся существующие вакансии, и ученические места в государственном и частном секторах.
«Открытый» рынок в свою очередь состоит из официально и неофициально организованных частей, причем большую его часть занимает неофициальная. К официальной относятся рабочая сила, вакансии, которые зарегистрированы в службах занятости, а также ученические места. Неофициальная часть является следствием прямых контактов работодателей с потенциальными работниками, а также контактов при участии различных посредников, в качестве которых выступают негосударственные структуры.
Развитию современного рынка труда в России в значительной мере препятствует несоответствие наиболее важных его элементов – цены рабочей силы, потребительского уровня населения – со стоимостью рабочей силы. Это в свою очередь приводит к значительной деформации важнейших компонентов рынка труда – таких экономических понятий как спрос и предложение.
Что касается спроса, который отражает емкость рынка труда, то здесь становится очевидным, что постепенно состояние нестабильности, которое было двадцать-тридцать лет назад все больше и больше сменяется состоянием определенности. Иными словами, спрос на рабочую силу имеет тенденцию к росту. Такой вывод можно сделать на основе данных о количестве имеющихся вакансий. Немалая доля вакансий на сегодняшний день, так или иначе, связана с физическим трудом. Конечно, развивающиеся новые рыночные структуры провоцируют увеличение спроса на работников сфер деятельности, не связанных физическим трудом – страховых агентов, работников налоговых служб, юристов и нотариусов, банковских работников. Назвать точное число вакансий в этой сфере не представляется возможным, так как трудоустройство не всегда происходит через федеральные службы занятости. В то же время снижаются показатели востребованности научных работников. Кстати, мужчины-работники востребованы гораздо больше, нежели женщины.
Предложение, же в отличие от спроса наоборот растет – такие выводы позволяет делать количество зарегистрированных безработных. На основании них можно судить о том, что эта тенденция будет расти, и что будет появляться все больше и больше людей, заинтересованных в трудоустройстве.
Складывающаяся за последние годы ситуация в стране
постепенно приводит к тому, что стоимость
рабочей силы возвращается к докризисным
показателям. Процесс этот пока идет медленно.
Рост показателей замедляют высокие показатели
инфляции, а также переход к свободному
ценообразованию. Согласно данным Росстата
на 2010 год заработная плата выросла на
11%, однако с учетом инфляции реальный
показатель равен 4,5%, что почти в два раза
меньше, чем до кризиса.
Также стоит отметить, что снизившийся
во время кризиса жизненный уровень населения
повлиял на потребность в рабочих местах.
Россия – страна, имеющая огромную территорию, но при этом достаточно слабо развитую систему транспорта, информации и связи. Данная система не отвечает требованиям современного рыночного общества и законам бизнеса, и как следствие нуждается в модернизации, которая в свою очередь невозможна без значительных финансовых вложений.
Нельзя не отметить и недостаточный уровень организованности, который имеет рынок труда в России. В частности нет адекватной инфраструктуры, которая должна обеспечивать несколько функций:
- вести работу, цель которой – предотвратить критические ситуации на рынке труда,
- облегчать контакт работника и работодателя, помогать им взаимодействовать для того, чтобы свести разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее до минимума,
- предоставлять достаточную
- обеспечивать координацию
Что касается формирования трудовых ресурсов, то есть необходимой рабочей силы, то на рынке труда ситуация стабилизировалась. Уровень безработицы в большинстве регионов России снижается. Согласно официальным данным Минздравсоцразвития, количество зарегистрированных безработных граждан в органах службы занятости в апреле 2012 года сократилось на 1,1%. Теперь общее количество официальных безработных составляет 1 623 092 человека. Снижение уровня безработицы отмечается в 65 регионах Российской Федерации, а в 15 регионах безработица продолжает расти.
В условиях возникновения и развития новых профессий и отмирания старых, структуризации рынка труда, расширения альтернативных форм занятости, увеличение количества предложений потенциальной рабочей силы нужна оперативная разработка новых методов для решения проблемы занятости в стране. В частности одним из эффективных методов может стать государственное регулирование рынка труда.
Цель государственного регулирования российского рынка труда – достижение определенного обусловленного рациональными социально-экономическими условиями труда уровня занятости населения, а также соответствия профессионального направления потенциальных работников профессиональной структуре рабочего места. Направлено регулирование рынка и на смягчение последствий безработицы в стране.
Мера, которая может применяться государством для всего вышеперечисленного – создание новых рабочих мест, в частности этому поспособствовало бы развитие малого бизнеса. Таким образом, можно добиться увеличения спроса на рабочую силу.
Для того чтобы менять ситуацию, сложившуюся на рынке труда и нужно прибегнуть к его регулированию, воздействуя на отдельные компоненты. Регулировать рынок труда можно в нескольких направлениях.
Первым направлением регулирования рынка труда становится принятие законов о минимальной зарплате работников, благодаря которым будет определен нижний ее предел. Также это законы о коллективных договорах, пособии для безработных и нетрудоспособных, о пенсиях.
Второе направление – решение вопроса об установлении минимально допустимых условий труда. В частности здесь затрагиваются такие факторы как:
- ограничение на
- принятие законов против дискриминации по каким-либо признакам,
- участие работников
- принятие законов, которые бы ограничили право работодателя на увольнение наемных работников;
- принятие законов о передаче
обязательств, которые бы обеспечили
работникам существующий
- принятие законов об охране труда и соблюдении техники безопасности.
Исходя из анализа плюсов и минусов регулирования, лучшим вариантом будет положиться на саморегулирование, которое присуще рыночной системе.
Благодаря регулированию трудового рынка свобода заключения трудовых соглашений становится ограниченной. При отсутствии официального трудового соглашения работодатель самостоятельно ставит условия труда и размер заработной платы для своих работников. На сегодняшний день эту свободу ограничивают вышеупомянутые законы об условиях труда и установленном минимальном размере жалованья для наемной рабочей силы. Бесспорно, этот факт свидетельствует в пользу регулирования рынка, так как в этом случае полностью исключается фактическая эксплуатация работников работодателями. В то же время у тех, кто не является сторонниками регулирования, есть и другие доводы – эти законы увеличивают издержки работодателей и как следствие не позволяют им действовать гибко. Это в свою очередь провоцирует рост безработицы. Особенно высока ее концентрация в отдельных сферах деятельности. Причина в том, что устанавливаемый законом высокий уровень заработной платы и условия труда, которые выгодны, работникам являются невыгодными для фирм и организаций. А значит, они будут стараться избегать приема на работу тех людей, которые не имеют хорошего «послужного списка». Таким образом, люди, которые длительное время не имели работы или не обладают достаточной квалификацией остаются нетрудоустроенными.
Итак, если государственное регулирование рынка труда оказывается недостаточно эффективным методом для улучшения ситуации с занятостью в стране, то каким же образом можно улучшить ее? В первую очередь такой мерой должна стать активная государственная политика и в сфере занятости, и в сфере доходов. Необходимо отойти от старых методов решения проблемы – материальной поддержки нетрудоустроенного населения и перейти к новым, более эффективным. Такие новые пути развития рынка труда предложил Президент России, в своем выступлении в марте 2011 года Дмитрий Медведев отметил, что при переходе к инновационной экономике неизбежно трансформируется и рынок труда. Неэффективные рабочие места с маленькой зарплатой будут заменены новыми, отвечающими современным требованиям. Также он отметил, что необходимо сделать государственную политику в сфере занятости более гибкой, при этом поддержка безработных должна стать более адресной. Особым инструментом государственной политики должны стать региональные антикризисные программы, направленные на снижение уровня безработицы.
Проблема безработицы является предметом пристального внимания со стороны государства. Так было всегда и в обозримом будущем едва ли возможны какие-то радикальные перемены. Хотя основания для вмешательства имеются, оно не должно сводиться к обеспечению рабочим местом каждого трудоспособного гражданина. Правильнее развивать экономическую деятельность государства по двум основным направлениям: регулирование уровня и продолжительности безработицы, социальная защита пострадавших от нее людей.
Заключение
В настоящее время во многих развитых странах утвердилась характерная для эпохи научно-технической революции философия развития экономики. Ее краеугольный камень - решающая роль человека в деятельности фирм. Сегодня в мире с возрастающей мобильностью технологии и капитала, конкурентоспособность исключительно зависит от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов. Ведущие западные эксперты прямо отмечают, что «по мере того, как развитые страны вступают в постиндустриальную эру, человеческий капитал играет все более важную роль в их прогрессе.
Современные автоматизированные системы могут достичь наивысшей эффективности, если обслуживаются работниками с адекватными им уровнем квалификации, развития творческих способностей, строго соблюдающих технологическую дисциплину.
Установление зависимости, существующей между уровнем образования и конкурентоспособностью работника, относится к числу важнейших экономических проблем. Одно из проявлений конкуренции напрямую связано со снижением издержек производства, а значит и с повышением качества труда и ростом производительности труда. И без образования, специальных навыков, овладения знаниями этого достичь невозможно.
Проведенный анализ показал, что сохранение нынешних тенденций в экономике в целом и на рынке труда, в частности, может привести к перспективе увеличения масштабов, как явной, так и скрытой безработицы, не говоря о других негативных факторах.
Поэтому необходима дальнейшая дифференциация политики занятости. В частности, на республиканском уровне могут быть приняты специальные программы (конверсия, беженцы и др.). Для большинства территориальных единиц, входящих в состав республики могут быть использованы типовые решения. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.
Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из государственных бюджетов всех уровней.
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста.
Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.
Список используемой литературы
Информация о работе Система показателей конкурентоспособности работника