Система регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

Содержание

Введение ____________________________________________________ 2
1. Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области или в конкретном крупном предприятии ________________________________ 4
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости __________________ 4
1.2. Государственная система занятости _______________________ 8
1.3. Функции бирж труда ___________________________________ 10
2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов ______ 12
2.1. Статистика занятости населения по Омской области _________ 12
2.2. Статистика безработицы населения по Омской области ______ 14
3. Система регулирования занятости населения ___________________ 17
3.1. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения ______________________________________________ 17
3.2. Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения ____________________________________ 24
Заключение ___________________________________________________ 28
Библиографический список ___________________________________ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 56.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ____________________________________________________ 2

1. Современное  состояние и динамика рынка  труда в Омской области или  в конкретном крупном предприятии ________________________________ 4

1.1. Понятие  рынка труда и службы занятости  __________________ 4

1.2. Государственная  система занятости _______________________ 8

1.3. Функции  бирж труда ___________________________________ 10

2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов ______ 12

2.1. Статистика занятости населения по Омской области _________ 12

2.2. Статистика безработицы населения по Омской области ______ 14

3. Система регулирования занятости населения ___________________ 17

  3.1. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения ______________________________________________ 17

  3.2. Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения ____________________________________ 24

    Заключение ___________________________________________________ 28

Библиографический список ___________________________________ 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе  экономических отношений рынок  труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые  представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке  труда, имеют ярко выраженный социально-экономический  характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения  страны.

Через механизм рынка труда устанавливаются  уровни занятости населения и  оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке  труда, становится безработица - в целом  негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Рынок труда  является одним из индикаторов, состояние  которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности  социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика  и ее структурная перестройка  предъявляют новые требования к  качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному  составу и уровню подготовки, обостряет  конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые  формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций  и перспектив его развития.

Занятость населения составляет необходимое  условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень  жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые  лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей  силы и, в целом рынок труда, актуальны  для экономики страны и актуальны  для рассмотрения.

На эволюцию российского  рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

В данной курсовой работе я исследовал Рынок труда, служба занятости, их современное состояние не только в Омской области, но и по всей России [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современное состояние и динамика  рынка труда в Омской области  или в конкретном крупном предприятии.

 

1.1. Понятие рынка труда  и службы занятости

 

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда  и его механизма: объектом купли-продажи  на нем является право на использование  рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Рынок труда зачастую является самым  точным детектором социального положения  населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано  со становлением рыночных отношений  и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

В настоящее время мобильность  трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.

Рынок - это не географическое место, а процесс  взаимодействия продавцов и покупателей  по продаже и покупке товаров  на основе определения их цен и  количества товара (спроса и предложения). Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов - рабочей силы и средств производства между различными сферами их применения, осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в  настоящее время все более  широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в  тот или иной момент свободными от занятости, от работы - безработными, ищущими  другое место работы, впервые вступающими  в трудовую деятельность или ищущими  занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости (кто в настоящее время занят тот занят и в настоящий момент проблемы с занятостью не создает [1, 2].

Службы занятости.

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создается государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие  занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной  ответственности. С другой стороны  незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения  должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому  гражданину его конституционное  право на труд.

Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов  незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

 

Функции службы занятости  многообразны:

1. анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения  и работодателей о состоянии  рынка труда;

2. учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления  этих задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет  освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет  время для разбора различных  вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации  является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между  ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. консультация обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях,  предъявляемых к профессиям и  работникам;

4. оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а  работодателям - в подборе необходимых  работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом  граждане имеют право на свободный  выбор работы путем прямого обращения  на предприятия, а не обязательно  через службу занятости.

5. организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения [3].

 

1.2. Государственная система занятости

 

 

Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном  этапе.

В основе государственной системы занятости  лежит сеть служб и фондов занятости  различных уровней. На федеральном  уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  фонды и службы занятости, а в  городах и населенных пунктах, а  также в крупных сельских пунктах  существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной  службы занятости подчиняются соответствующим  вышестоящим органам и органам  исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы  службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать  на безвозмездной основе у органов  исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы  занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Информация о работе Система регулирования занятости населения