Система регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

Содержание

Введение ____________________________________________________ 2
1. Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области или в конкретном крупном предприятии ________________________________ 4
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости __________________ 4
1.2. Государственная система занятости _______________________ 8
1.3. Функции бирж труда ___________________________________ 10
2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов ______ 12
2.1. Статистика занятости населения по Омской области _________ 12
2.2. Статистика безработицы населения по Омской области ______ 14
3. Система регулирования занятости населения ___________________ 17
3.1. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения ______________________________________________ 17
3.2. Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения ____________________________________ 24
Заключение ___________________________________________________ 28
Библиографический список ___________________________________ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 56.30 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или  их представителями - строится на принципах  социального партнерства.

 Служба  занятости наделена широким кругом  прав и обязанностей:

1. анализировать  и прогнозировать состояние рынка  труда;

2. вести  учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся по  вопросам трудоустройства;

3. информировать  обращающихся работников и работодателей  о возможности получения работы  и обеспечения рабочей силы;

4. оказывать  гражданам помощь в подборе  подходящей работы, а работодателям  - в подборе необходимых работников;

5. организовывать  профессиональную подготовку, переподготовку  и повышение квалификации граждан  в учебных заведениях службы  занятости и других учебных  заведениях;

6. оказывать  услуги в профессиональной ориентации  и трудоустройстве, высвобождаемым  работником и другим категориям  населения;

7. регистрировать  безработных и оказывать им  помощь в пределах своей компетенции;

8. разрабатывать  республиканские и региональные  программы занятости;

9. подготавливать  предложения об использовании  труда иностранных работников, привлекаемых  на основе межправительственных  соглашений;

10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в соответствии с законом, пособие  по безработице, устанавливать  к ним надбавки с учетом  иждивенцев и других обстоятельств;

12. публиковать  статистические данные о состоянии  рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости  граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных  с разработкой и реализацией  государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые  являются государственной федеральной  собственностью и находятся в  оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его  территориальных органов.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно  как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств  фонда занятости населения с  целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим [4,5].

 

                        1.3. Функции бирж труда.

 

 

Биржа труда - это организация, действующая на основе самоокупаемости для: оказания посреднических услуг по заключению трудовых соглашений; упорядочения торговли трудовыми ресурсами; регулирования  торговых операций в сфере трудового  найма и разрешения торговых споров; сбора и опубликования сведений о ценах на рынке труда, состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Предметом сделок на бирже труда является желание  и профессиональная пригодность  человека к работе и договоры на заключение трудовых соглашений.

Биржа труда, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение большой  прибыли - это не ее цель. С определенной долей условности биржи труда  можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными  производителями и посредническими  фирмами для осуществления совместного  проекта -организации регулируемого рынка трудовых ресурсов, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.

Основные  лица, действующие на бирже труда, - это специалисты по кадрам, представляющие участников трудовых соглашений и дающие рекомендации на заключение договоров  от их лица. В этом случае специалисты  по кадрам выступают в качестве агентов. Если же какая-либо организация производит операции по найму за собственный  счет, на свой страх и риск, то она  выступает в качестве принципала.

Сегодня между крупнейшими биржами труда  налажены информационные связи. Это  способствует выравниванию возможностей в удовлетворении заказов и формированию единого мирового рынка.

Организаторы  бирж одну из своих задач видят  в привлечении как можно большего числа представителей таких групп  населения, которые особо нуждаются  в социальной защите. Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут найти себе работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена [6].

 

2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов.

 

2.1. Статистика занятости населения  по Омской области

 

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли  работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

б) временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпуска по инициативе администрации; забастовки и других причин;

в) выполняли  работу без оплаты на семейном предприятии. Предусматривается группировка занятых по статусу (табл. 1).

1. Работающие по найму, т.е. выполняющие работу в соответствии с заключенным трудовым договором, за вознаграждение, не зависящее от дохода предприятия-работодателя. К этой категории работников относятся также:

• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая  руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца;

• служители  религиозных культов;

• лица, проходящие службу в Вооруженных  силах, внутренних и железнодорожных  войсках, органах государственной  безопасности и внутренних дел.

2. Работающие не по найму, т.е. работающие на собственном предприятии или в собственном деле, за вознаграждение, размер которого непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Из них выделяются:

• работодатели, т.е. занятые на собственном предприятии  и использующие труд наемных работников на постоянной основе;

• самостоятельно занятые, т.е. занятые на собственном  предприятии или в собственном деле без привлечения наемных работников;

• члены  производственных кооперативов;

• помогающие члены семей. [7,8]

 

 

                                                                                                           Таблица 1.

Численность занятых в экономике  по статусу занятости 2007 г.                                    

 

        Всего (тыс.чел.)

         В том числе работающие:

 

по найму

не по найму

Всего

878,7

688,0

202

мужчины

522,1

380,0

140,8

женщины

318,6

254,6

63,0

городское население 

620,6

512,7

108,9

сельское население

264,1

198,3

72,8


 

Количественно занятость характеризуется коэффициентом (уровнем) занятости, который представляет собой отношение численности  занятого населения к численности  экономически активного населения:

Основная  доля населения Омской области работает по найму (71.5%) и занята на частных предприятиях (65% в 2007г.).

В Омской области среди экономически активного населения преобладает население со средним и начальным профессиональным образованием, причем  его доля увеличилась в 2008г. по сравнению с 2007г. на 10%. Также характерно, что женщин с высшим профессиональным образование больше чем мужчин. В 2008г. снизилась доля населения со средним общим образованием по сравнению с 2007г. на 7%.

 

2.2. Статистика безработицы населения  по Омской области

 

Безработица — это такое социально-экономическое  явление, когда часть экономически активного населения не может  применить свою рабочую силу.

К безработным согласно рекомендациям МОТ относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период одновременно соответствуют следующим критериям:

а) не имеют  работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы, т.е. обращаются в  государственную или коммерческую службу занятости, используют или помещают объявления в печати, непосредственно обращаются к администрации предприятия (работодателю), используют личные связи и т.д. или предпринимают шаги к организации собственного дела;

в) готовы приступить к работе.

Учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов  учитывают в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Безработными  по Закону о занятости населения  в Российской Федерации не могут  быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• получающие трудовые пенсии по старости (по возрасту), в том числе досрочно, и за выслугу  лет;

• нарушившие порядок регистрации в качестве безработного.

Для характеристики безработицы рассчитывают два коэффициента

  – коэффициент (уровень) безработицы определяется отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения: [9]

 

Изучается распределение численности безработных  по полу, возрасту и образованию (табл.2, 3, 4).

                                                                                                          Таблица 2.

Численность безработных и уровень безработицы  по Омской области

 

2007

2008

Общая численность безработных (в  среднем за год), тыс. человек

из них:

88,0

107,6

мужчины

48,0

53,8

женщины

40,0

53,8

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс.человек

19,4

23,7

Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению

6,4

8,1

Уровень зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению

1,4

1,7


 

Общая численность  безработных в 2008г. увеличилась на 22% или на 19,6 тыс. человек по сравнению  с 2007г. При этом численность безработных  мужчин увеличилась на 12%, а женщин – на 34%.

                                                                                                           Таблица 3.

Распределение численности безработных по возрастным группам (тыс. человек)

Годы

                                       В возрасте, лет

Сред-

ний

возраст

До  20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

 

2007

6,9

20,0

12,2

12,4

5,7

9,4

13,7

3,9

2,9

0,8

33

2008

6,7

24,1

16,5

12,8

10,7

11,8

11,2

7,7

4,1

1,8

34

Информация о работе Система регулирования занятости населения