Система социального страхования, как средство защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
1.2. Виды социального страхования
1.3. Особенности социального страхования
Глава 2. Современная система социального страхования в
Российской Федерации
2.1. Система государственных внебюджетных фондов
2.2. Принципы построения системы социального страхования в РФ
2.3. Модели финансирования социального страхования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

Другой вид обязательного государственного социального страхования -- страхование  на случай болезни. Функции страховщика  осуществляются больничными кассами, подобными тем, которые существовали в дореволюционной России. Они  являются “правовыми корпорациями самоуправления”.

О страховании от несчастных случаев  население в целом мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого  вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев  на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему  или его родственникам как  возмещение понесенного работником ущерба.

В мировой практике чаще используются дифференцированные нормы страховых  выплат, которые исчисляются в  зависимости от уровня травматизма  и профессиональных заболеваний, полученных вследствие вредности производства, и определяются для каждого конкретного  предприятия, помимо норм, разрабатываемых  для отрасли в целом. Такой  подход оказывает стимулирующее  действие на руководство предприятия: чтобы снизился размер страховых  взносов, должны улучшаться условия  труда, уменьшаться вредность производства и число несчастных случаев.

Для получения права на выплаты  по страхованию по безработице безработный  должен пройти регистрацию на бирже  труда как ищущий работу. Но можно  подать заявление заранее, при получении  извещения предприятия об окончании  вашей работы на нем по различным  причинам (это, как правило, осуществляется). В результате увольняющийся получает возможность зарегистрироваться на бирже труда и тем самым  избежать перерыва в получении средств  для существования. [29, c. 60]

Исторически определились три формы  организации систем социального страхования:

Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

Государственное;

Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в  рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории  законодательным решением вопроса  социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования  должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные  кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы  взносов, соответственно. [36, с. 91]

Смешанная форма социального  страхования впервые возникла в  Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.

В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием  системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация  работникам ущерба от несчастных случаев  на производстве. В 1912 г. законом Государственной  Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое  должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов. [23, с. 4]

Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений  в бюджет. При этом государство  самостоятельно, решениями своих  властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких  условиях следует оказывать социальную помощь.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и  задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды  коллективного социального страхования  образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается  государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые  организации, получившие от государства  в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут  быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые  кассы. Управление в системах коллективного  страхования осуществляется либо страховой  компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными  лицами на основе договора траста. [24, с. 56]

Распределение фондов коллективного  страхования происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются  тарифы взносов, а также минимальные  и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться  границы доходов, в пределах которых  страхователи обязаны уплачивать страховые  взносы. За этими пределами они  могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе.

Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или  отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков.

Условия государственного социального страхования устанавливаются  законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер.

Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах  законодательной или исполнительной власти.

Таким образом, наблюдается  определенное сходство системы социального  страхования с той, которая существовала в начале ХХ в. в России и которую  необходимо возрождать сегодня.

1.3. Особенности социального  страхования

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под  свою защиту лиц, которые в силу некоторых  причин не могут трудиться и получать оплату за труд. [22, с. 5]

Обоснованная система социального  страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. [5, с. 36]

Учитывая особую важность социального  страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах  создает системы обязательного  государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем  самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Переход к рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой системы  Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета  постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды.

К основным принципам обязательного  социального страхования относятся: [29, с. 26]

- устойчивость обязательного социального  страхования, поддерживаемая на  основе эквивалентности страхового  обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер  социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации  страховых гарантий;

- государственная гарантия соблюдения  прав застрахованных лиц на  защиту от социальных страховых,  рисков и исполнение обязательств  по обязательному социальному  страхованию независимо от финансового  положения страховщика;

- государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

- паритетность участия представителей  субъекта обязательного социального  страхования в органах управления  системы обязательного социального  страхования;

- обязательность уплаты страхователями  страховых взносов в бюджеты  фондов конкретных видов обязательного  социального страхования;

- ответственность за целевое  использование средств обязательного  социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного  контроля;

- автономность финансовой системы  обязательного социального страхования.

Отношения по обязательному социальному  страхованию возникают: [15, с. 63]

- у страхователя-работодателя -- по  всем ведам обязательного социального  страхования с момента заключения  с работником трудового договора; у других страхователей с момента  их регистрации страховщиком;

- у страховщика -- с момента  регистрации страхователя;

- у застрахованных лиц -- по  всем видам обязательного социального  страхования с момента заключения  трудового договора с работодателем;

- у лиц, самостоятельно обеспечивающих  себя работой, и иных категорий  граждан -- с момента уплаты  ими или за них страховых  взносов.

Можно сделать вывод, что государственное  социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых  причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального  страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. [24, с. 57]

Система социального страхования  все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности  их трудового стажа, хотя эти факторы  продолжают играть заметную роль при  определении размеров отдельных  пособий, превышающих основной минимум.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов  работодателей, работополучателей  и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами  взносов и выплат при наступлении  страховых случаев.

Главной целью социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  являются последовательное повышение  уровня жизни населения, снижение социального  неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. [37, с. 71]

В этой связи безусловным приоритетом  в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому  будет предусматриваться опережающий  рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных  расходов.

Стратегическими целями социальной политики являются: [39, с. 45]

- создание условий для реализации  гражданами своих прав на образование,  по своей структуре и качеству  соответствующее потребностям развития  экономики и гражданского общества;

- улучшение состояния здоровья  населения на основе реально  доступной широким слоям населения  медицинской помощи и повышения  качества лечебных услуг, развития  массовой физической культуры  и спорта;

- развитие культурного потенциала  и сохранение культурного наследия  страны, обеспечение единства культурного  пространства и доступности культурных  ценностей широким слоям населения;

- создание эффективного цивилизованного  рынка труда;

- усиление адресности социальной  поддержки населения;

- обеспечение финансовой устойчивости  пенсионной системы, повышение  реального размера пенсий;

- создание условий для осуществления  права граждан на жилище с  учетом их платежеспособного  спроса и в соответствии с  социальными стандартами жилищных  условий.

Достижение поставленных целей  возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво  опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения  уровня жизни граждан.

Экономическая политика будет направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного  климата, проведение предсказуемой  и стимулирующей рост макроэкономической политики. Усилия Правительства Российской Федерации будут сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской  и инвестиционной деятельности, повышении  финансовой прозрачности предприятий  и организаций.

Ключевым направлением экономической  политики должно стать создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей  функцию трансформации сбережений в инвестиции. Налоговая и таможенная реформы будут ориентированы  на нахождение эффективного соотношения  между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и  выравнивания налогового бремени, упрощения  налоговой системы, снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенного администрирования.

Информация о работе Система социального страхования, как средство защиты населения