Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:46, реферат
Целью написания работы является изучение системы территориального планирования на муниципальном уровне, ее становление, а также выявление проблем, существующих на данном этапе ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение формирования системы муниципального планирования в Российской Федерации.
2. Изучение принципов построения системы территориального планирования на муниципальном уровне.
3. Выявление проблем совершенствования системы территориального планирования.
В-четвертых, реализация генерального плана требует построения стратегии развития территории. Бюджеты планируются и утверждаются на каждый предстоящий финансовый год, но генеральный план содержит решения на годы и десятилетия вперед.
В-пятых, реализация генерального плана требует постоянного развития и детализации положений о мерах по осуществлению задуманного в документах территориального планирования. В силу того, что градостроительное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует положение, согласно которому субъекты Российской Федерации могут посредством своих законов развивать, детализировать нормы федерального законодательства, не допуская противоречий с ним. Текущая практика показывают потребность в более детальном регламентировании данного вопроса.
Высказанные соображения о функциональной значимости документов территориального планирования требуют ответа на ряд вопросов.
Так, необходимо уяснить возможности увязки масштабов краткосрочного бюджета с долгосрочным генеральным планом. Это потенциально возможно путем:
1) ежегодного внесения
2) разработать отдельный
Очевидно, что первый способ является чрезмерно громоздким. Он не осуществим в реальности как периодически возобновляемая процедура. С формальной точки зрения каждый год мы будем иметь дело с ситуацией, которая на юридическом языке называется «внесение изменений в генеральный план». В соответствии с частью 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации такого рода действия должны осуществляться в соответствии с частями 2-14 указанной статьи. В состав этих действий среди прочего входят:
- принятие и опубликование
- опубликование, согласование подготовленных предложений, проведение публичных слушаний по их обсуждению;
- утверждение представительным
органом местного
Таким образом, остается возможным разработка плана реализации генерального плана как отдельного самостоятельного документа, единственно возможного для осуществления необходимых мероприятий по территориальному планированию.
В решении вопросов совместной подготовки документов территориального планирования на уровне субъектов Российской Федерации могут быть приняты положения, упорядочивающие деятельность публичных органов власти в сфере градостроительного регулирования. Доля этого в соответствующих законах субъектов Российской Федерации необходимо закрепление следующих положений.
1. В соответствии с частью 6 статьи 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации в обязательном порядке осуществляют совместную подготовку документов территориального планирования в случаях, когда такие документы подготавливаются применительно к территориям городских округов, поселений, где расположены объекты культурного наследия федерального или регионального значения, при направлении:
1) органом местного
2) высшим исполнительным органом
государственной власти
2. В случаях, указанных в первом
пункте предложений, и в соответствии
с планом действий комиссии
по совместной подготовке
1) государственный орган
а) подготовку проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения или предложений о внесении изменений в проекты зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, а также согласование указанных проектов в порядке, определенном в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;
б) подготовку схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации применительно к соответствующей территории или предложений о внесении изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации;
2) орган местного самоуправления,
уполномоченный в области
3. Совместно подготовленные
4. Применительно к этим
Названные положения не противоречат федеральному законодательству, с одной стороны, и позволяют сформировать основу для поиска взаимоприемлемых решений всех органов власти вовлеченных в процедуры территориального планирования.
При существующих правовых коллизиях остаются не решенными вопросы, касающиеся организации работ применительно к решению проблем проведения государственных экспертиз документации градостроительного проектирования. По этому поводу следует обозначить ряд принципиальных позиций.
Во-первых, законодательством установлен приоритет Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам регулирования градостроительной деятельности над иными федеральными законами, нормативными правовыми актами. Этот приоритет закреплен следующими нормами:
- «Федеральные законы и
- «До приведения в соответствие
с Градостроительным кодексом
Российской Федерации законов
и иных нормативных правовых
актов, регулирующих отношения по
территориальному планированию, градостроительному
зонированию, планировке территорий,
архитектурно-строительному
Во-вторых, Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено проведение государственных экспертиз документации градостроительного проектирования, за исключением случаев, когда заинтересованные лица по своей инициативе и за свой счет обеспечивают проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования (при наличии созданного, преобразованного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение такой экспертизы, или подведомственного ему государственного учреждения).
В-третьих, документация градостроительного проектирования во всех случаях подлежит проверке на соответствие требованиям технических регламентов. При этом «До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектов документов территориального планирования, документации по планировке территорий, проектной документации требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации» (часть 1 статьи 6 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
В-четвертых, органы публичной власти до утверждения указанной документации обязаны обеспечить ее проверку на соответствие установленным требованиям. При этом органы публичной власти несут имущественную ответственность за обеспечение такого соответствия: «Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования Российской Федерации и документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, осуществляется в полном объеме»; «Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий муниципальных образований, осуществляется в полном объеме» (части 1 и 2 статьи 59 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В-пятых, следует принять во внимание наличие нормы части 2 статьи 6 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» применительно к одному из частных случаев: «До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий». Это означает, что в указанных случаях также не проводятся государственные экспертизы (включая государственную экологическую экспертизу) документации по планировке территории.
В-шестых, до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов (согласно статье 7 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»), имеет место формальное несоответствие некоторых законов и нормативных правовых актов Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Есть два подхода к решению данного вопроса на переходном этапе:
- руководствоваться нормами
- проводить проверку-экспертизу, предусмотренную
иными федеральными законами
вплоть до выполнения
В ситуации, когда имеет место формальное несоответствие некоторых законов и иных нормативных правовых актов Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопрос о том, «что делать», понятен – подготавливать законопроект о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части предусмотренного Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществления государственной экспертизы документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственного строительного надзора.
1 Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г.Ю. Ветрова. М.:
Фонд «Институт экономики города», 2009. 258 с.
2 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., № 131-ФЗ.
3 «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 29 декабря 2004 г., № 190-ФЗ
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации: ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности/ Э.К. Трутнев, Л.Е. Бандорин. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.
Информация о работе Система территориального планирования на муниципальном уровне