Смешанная экономика: национальные модели и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть основные характеристики функционирования смешанной экономики. Задачи:
- рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики;
- рассмотреть формирование смешанной экономики в стране;
- выявить особенности функционирования системы смешанной экономики;
- выявить преимущества и недостатки смешанной экономики.

Содержание

Введение.......................................................................................................4
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы............5
1.1 Понятие и основные черты смешанной экономики.....................5
1.2 История зарождения смешанной экономики................................8
1.3 Национальные особенности моделей смешанной экономики..11
2. Модели смешанной экономики............................................................14
2.1 Американская модель...................................................................14
2.2 Японская модель............................................................................16
2.3Шведская модель............................................................................19
3. Государственное регулирование, как важнейшая черта смешанной экономики...............................................................................................................24
3.1 Сущность государственного регулирования смешанной экономики, его инструменты..............................................................24
3.2 Национальные модели государственного регулирования смешанной экономики........................................................................27
3.3 Взаимосвязь государственного регулирования и мирового кризиса................................................................................................29
Заключение.................................................................................................33
Список используемых источников...........................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 87.09 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

Кафедра

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему «Смешанная экономика: национальные модели и государственное  регулирование»

 

Специальность 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Автор работы             Рюмшина Ж.В.       _______________   

                                                    (инициалы, фамилия)                  (подпись, дата)

Группа    БУ-91

 

Руководитель работы                                                          __________

                                                                     (инициалы, фамилия)                             (подпись, дата)

Работа защищена «___» ___________ 20__ г.

Оценка ________________

 

Члены комиссии:  

 

    _________________       ___________________                                                         

                                                   (подпись, дата)                     (инициалы, фамилия)

                           _________________    ___________________

                                                      (подпись, дата)                    (инициалы, фамилия)

                           _________________     ___________________

                                                        (подпись, дата)                     (инициалы, фамилия)

 

Курск, 20   г.

 

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студент (слушатель)     Рюмшина Ж.В. шифр   729028  группа БУ-91

                                                 (фамилия, инициалы)

1. Тема «Смешанная экономика: национальные модели и государственное регулирование»

2. Срок представления работы  к защите (по графику)« »               20    г.

3. Исходные данные (для научного исследования):

учебные пособия, статьи в Российском экономическом журнале, Вопросы экономики,Человек и труд и др., электронные ресурсы.

4. Содержание курсовой работы:

4.1. Во введении необходимо обосновать  актуальность рассматриваемой темы, сформулировать цель и задачи  работы, обозначить предмет и  объект исследования.

4.2.В главе 1 рассмотреть основные  теоретические основы смешанной  экономики.

4.3. В главе 2 дать краткую характеристику  основным моделям смешанной экономики  в развитых странах.

4.4. В главе 3 дать оценку государственного  регулирования смешанной экономики.

4.5. В заключении следует сделать  выводы по результатам проведенной  работы.

 

Руководитель работы      __________  ______________________

                                                           (подпись, дата)                         (инициалы, фамилия) 

Задание принял к исполнению ____________            Рюмшина Ж.В.

                                                                   (подпись, дата)          (ФИО студента (слушателя))

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................4

1. Теоретические аспекты  смешанной экономической системы............5

1.1 Понятие и основные  черты смешанной экономики.....................5

1.2 История зарождения смешанной экономики................................8

1.3 Национальные особенности моделей смешанной экономики..11

2. Модели смешанной экономики............................................................14

2.1 Американская модель...................................................................14

2.2 Японская модель............................................................................16

2.3Шведская модель............................................................................19

3. Государственное регулирование, как важнейшая черта смешанной экономики...............................................................................................................24

3.1 Сущность государственного регулирования смешанной экономики, его инструменты..............................................................24

3.2 Национальные модели государственного регулирования смешанной экономики........................................................................27

3.3 Взаимосвязь государственного регулирования и мирового кризиса................................................................................................29

Заключение.................................................................................................33

Список используемых источников...........................................................36

 

Введение

С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом, требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Это условие характеризует актуальность выбранной мной темы.

Объектом исследования является смешанная экономика.

Предмет - основные характеристики, функционирование смешанной экономики, ее специфические черты.

Цель работы - рассмотреть основные характеристики функционирования смешанной экономики.

Задачи:

- рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики;

- рассмотреть формирование смешанной экономики в стране;

- выявить особенности функционирования системы смешанной экономики;

- выявить преимущества и недостатки смешанной экономики. 

1 Теоретические аспекты смешанной экономической системы

1.1 Понятие и основные  черты смешанной экономики

 

Смешанная экономика - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

Смешанная экономика носит  многосекторный, многоукладный характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с  государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными  и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности  функционируют различные типы хозяйства  и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Основными секторами  в развитых странах являются частный  сектор, включающий уклады среднего, крупного и мелкого предпринимательства, монопольно-олигархический уклад; государственный, муниципальный кооперативный и семейный сектора, сектор неприбыльных организаций: каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества [3, с 118].            Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т.ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций. Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется противоречивым взаимодействием рыночного и государственного экономического и социального регулирования[6, с. 23]. 

Смысл смешанной экономики  можно раскрыть рассмотрев характерные  для нее регулирующие механизмы, исторические пути ее развития, а также  реальные формы, или "модели", в  которых она существует сегодня.

Экономическая теория различает  периферийный и центральный типы регулирования больших общественных систем.

Рыночная конкуренция - пример периферийного регулирования экономической  деятельности. Побуждаемые стремлением  к улучшению своего благосостояния, отдельные индивиды прилагают усилия к реализации своих частных цепей. В ходе столкновения и взаимодействия индивидуальных интересов вырабатываются способы рационального поведения, помогающие достигать максимума  результатов при минимуме издержек.

Рыночный механизм позволяет  достаточно надежно и сравнительно справедливо осуществлять регулирование  процессов производства и обмена. Вместе с тем он бывает подчас бессилен предупредить образование монопольных  ситуаций, обеспечить минимальным доходом  слабейших членов общества и др. Такого рода и сходные с ними задачи решает другой тип регулирования - центральный. Находясь на политическом уровне принятия решений, агенты центрального регулирования  оказываются "над" сферой действия рыночного механизма. Поэтому они  могут вносить определенные коррективы в обязательные для всех периферийных агентов правила экономической  игры, изменяя тем самым их поведение  в желательную для центра сторону [9, с. 80]. Как показала история, в критических ситуациях - во время масштабных войн, тяжелых социально-экономических кризисов или, как это было в нашем случае, под влиянием идеологии - политическая власть даже может на некоторое время поставить под свой контроль все  общественное производство и распределение.

Сегодня практически никто  не отрицает необходимость государственного участия в экономике. Самые крайние  защитники рынка (Ф. Лайек, М. Фридман) утверждают лишь то, что после его институционализации, закрепления законом общепринятых правил рыночной игры, введения строгой финансово-бюджетной и денежно-кредитной дисциплины государству лучше избегать вовлеченности в производственную, торговую или банковскую деятельность. Правильно организованный рынок в дальнейшем сам обеспечит оптимальное распределение ресурсов и производимой продукции. Но большинство экономистов склоняются все же к тому, чтобы рассматривать центральный тип регулирования как органическую составную часть - наряду с конкурентно-рыночным регулированием - единого хозяйственного механизма. При этом все согласны, что при использовании государственного регулирования возникает немало трудностей, связанных с мотивами и процедурами принятия центральных решений [10, с. 367].

Даже с движущими мотивами индивидуального экономического поведения  далеко не все ясно, хотя основным побудительным  стимулом в условиях рыночной экономики  и признается обычно прибыль. Когда  же речь заходит о государстве, то дальше тезиса о том, что принимаемые  центром решения должны ориентироваться  на общественные интересы, способствовать возрастанию общего блага, теория мало продвинулась. Никто еще не смог строго определить, что такое "общественный интерес" или" общественное благо". Не ясно также, где проходит грань, за которой централизованно распределяемые ресурсы начинают приносить обществу меньшие плоды, чем они могли  бы дать в частном секторе [15, с.319].

Все эти вопросы исключительно  сложны сами по себе, а ведь на процесс  принятия центральных решений накладываются  еще и негативные эффекты, связанные со стремлением чиновников использовать государственные функции в своих личных интересах, с влиянием лоббирующих группировок и т.д. Конечно, все решения принимаются отдельными лицами - как центральные, так и периферийные. И в этом смысле они все субъективны, все отклоняются от идеала. Однако субъективность не оказывает существенного влияния на механизм периферийного регулирования т.к. в этом случае плюсы и минусы отдельных участников в массе своей как бы взаимно погашаются. Поэтому стихийный рыночный механизм действует как объективный процесс, на который можно влиять, но который нельзя отменить, - от этого всем будет только хуже. В центральном типе регулирования роль субъективного фактора резко и порой опасно для общества возрастает. Поэтому он требует особых политических форм контроля [17, с. 133].

Итак, суть смешанной экономики - в сосуществовании и взаимодействии двух различных принципов построения и регулирования экономической  жизни общества, таких, как частный  интерес и общественное благо, рынок  и социально-экономическая деятельность государства. Именно это сочетание  образует ту фундаментальную связку, которую можно считать сердцевиной  экономики современных индустриально  развитых стран.

Наблюдаемые в реальной жизни  взаимодополняемость этих двух принципов регулирования экономики и очевидная плодотворность такого взаимодействия делают совершенно неоправданным привычное для обыденного сознания противопоставление государства рынку [3, с. 322].

 

1.2 История зарождения смешанной экономики

 

Часто под смешанной экономикой понимается экономическая система, сложившаяся в современных индустриально  развитых странах и являющаяся результатом  длительной эволюции рыночных отношений. Несмотря на национальные особенности, смешанная экономика - общее достояние всех этих стран. Вместе с тем она имеет немало отличий от предшествовавших ей рыночных систем XIХ и даже начала XX века.

Информация о работе Смешанная экономика: национальные модели и государственное регулирование