Смешанная экономика и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой является рассмотрение различные модели смешанной экономики, существующие в настоящее время. Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики.
• Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной экономикой.

Содержание

1. Введение 3
2. Глава 1. Смешанная экономическая система:сущность, критерии выделения, особенности на современном этапе. 5
1.1. Сущность, критерии выделения смешанной экономической системы. 5
1.2. Особенности современной смешанной экономики. 9
3. Глава 2. Модели смешанной экономики. 12
2.1.Российская модель. 12
2.2.Американская модель 20
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
5. Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.12 Кб (Скачать файл)

2.1.Российская модель.

 

Современная  российская  экономика  характеризуется  как  переходная.   В большинстве  учебников   понятие   переходной   экономики   определено   как промежуточное  состояние  экономики   в   связи   с   изменением   принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений.  Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. Отсчет переходной экономики в России  начался  со  2  января  1992  г.  В результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в  условиях жесточайшего экономического кризиса.  Этот  кризис  произошел  в  результате правительственной политики «перестройки». Россия  начала  рыночную  реформу, имея  командную   экономику.   Эта   экономика   формировалась   на   основе государственной  собственности  и  централизованного  управления.  В  России господствовала доктрина, что основа экономики – это тяжелая  промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских  товаров отводилась  роль  падчерицы,  равно   как   и   сфере   услуг.   Более   90% государственных производственных  капиталовложений  направлялось  в  тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% – в потребительский  сектор: пищевую и легкую промышленность. Это  были  отсталые  отрасли  с  изношенным оборудованием,  они  не  удовлетворяли  потребностей  населения.  В   России производство работало ради производства, а  не  ради  потребителя,  чего  не может быть в рыночной экономике.

  Существуют специфические  проблемы  в  области  перехода  к  рынку:  очень трудно переходить к  рынку  в  стране,  которая  раньше  в  полной  мере  не пробовала жить в нормальной рыночной  экономике.  Последние  70  лет  страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась  или существовала в тисках государственной  идеологии.  Предполагалось,  что  это даст   возможность    существованию    огромной    очень    централизованной государственной  машине.  Любая  другая  форма  экономической  деятельности, кроме работы на государственном  предприятии  и,  отчасти,  в  кооперативах, преследовалась.   Казавшаяся   с   виду    эффективной    и    справедливой, государственная экономика  работала  не  столь  эффективно  и  не  позволяла воздавать полностью за труд людей и  их  инициативу.  Система  распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее  производства.  Нормой  стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система  ограничения  потребительского  спроса  не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос,  и это делало промышленность  инертной.  Промышленность  выпускала  по  большей части продукцию, которая не отвечала, в основном,  ни  по  качеству,  ни  по количеству запросам потребителей.

  Это происходило потому, что регулирующая роль цен  не работала, а  другого эффективного механизма регулирования и контроля не было.  Неэффективность  в использовании  ресурсов,  огромные  государственные  затраты   на   оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю  экономику.  Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был  ниже, чем в странах Запада и  некоторых  странах  Востока.  Его  увеличение  могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт  строго  регулировался,  а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции.  И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости  реформирования  экономики путем внедрения рыночной экономики – с помощью  хозрасчета,  самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были  проведены  определенные  политические изменения, но они не были эффективны – из-за огромной оппозиции  со  стороны консерваторов. Вследствие  этого  новый  тип  социализма  с  рыночным  лицом провалился. Последовавший затем развал  социалистического  лагеря  и  самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что  экономика  России  и республик  бывшего  СССР,  а  также  стран  социалистического  лагеря   были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил  во  много раз  количество  экономических  проблем.   После   провала   «социализма   с человеческим лицом» единственным выбором  стала  «смешанная  экономика».  Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к  той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных  специфических условий их национальных хозяйств.

  Во-первых, специфические  стороны менталитета значительной  части населения страны  на  фоне  разнообразия  национальных,  этнокультурных   традиций   и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью: исторически  сложившаяся  иерархичность  сознания  большей  части  населения страны,  являвшейся  на  протяжении  многих  веков  империей,   крестьянский менталитет   значительной   части   ее   активно   занятого   населения    и соответствующие ему культурные традиции (правда,  существенно  искаженные  в последние несколько десятилетий); особо   укоренившаяся   нерыночность   и   даже   в   определенном    смысле  антирыночность мышления; глубокий след в мышлении и хозяйственной практики страны  оставила  практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все  стороны социальной  и  даже  личной  жизни  граждан,  в  безразличии  к  социальному расточительству,  порожденному   люмпенизацией   населения   (насильственным лишением  его   реальной   собственности),   отсутствии   заинтересованности существенной  части  населения   в   получении   правдивой   информации,   в неспособности   или   нежелании   критического   анализа   и   практического использования информации.

  Во-вторых,  огромные  масштабы  страны   с   широкой   гаммой   природно-географических  и  климатических  условий,  обусловливающие,  прежде  всего, огромную инерционность хозяйственного потенциала.

 В-третьих, специфическая уникальная многонациональность,  выражающаяся  в том, что, по существу, страна представляет собой  совокупность  национальных этнокультурных регионов, скрепленных  единой  системой  самых  разнообразных связей – социальных, политических, экономических и др.

  Эти три главные  черты дополняются другими, по  сути,  вытекающими  из  них производными – особенностями условий переходного  периода,  заставляющими  с большой  осторожностью  и   тщательным   расчетом   подходить   к   проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических  черт можно выделить следующие: укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства,  носящая крайне   экстенсивный   характер,   и   связанная    с    этим    гигантская диспропорциональность   в   наиболее   важных   аспектах:   «потребление   – накопление», «военная – гражданская сферы  производства»,  «промежуточный  – конечный продукт» и др.; низкие  технический  и  технологический  уровни  гражданского  производства, связанные  с  неповоротливостью  и  закостенелостью  хозяйственной  системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный  износ (последнее    связано    с    ресурсорасточительством    и     экологической безопасностью); доведенное  до  крайней   степени   нищеты   состояние   социальной   сферы, выражающееся  в  общей  нищете  большей  части  населения  при  значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и  весьма опасном экологическом состоянии среды; политическая нестабильность, особенно характерная  для  последнего  времени, отсутствие практических основ для  достижения  социального  и  национального согласия,   угрожающая   социальной   стабильности    эрозия    вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

  Учитывая все эти  психологические, социальные и  экономические  особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно  –  это  может вызвать катастрофу как в политическом, так и в  экономическом  плане.  Но  и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

  Что же мешает России  жить в  рынке?  Однозначно,  рыночные  механизмы  не действуют  потому,  что  существует  монополия  государства  почти  во  всех отраслях.  Конечно  же,  существуют  и  многие  другие  причины,   например, неотработанность    ценового     механизма     регулирования,     отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и  пр.  Это  не  может  не оказывать влияние на  эффективность  производства,  и  сбыта  продукции.  Но проблема  монополизма  стоит  на  пути  всех  преобразований  в   российской экономике. Из этого следует, что  ключевым  моментом  реформ  и  перехода  к рыночной системе экономики является приватизация государственного  имущества и фондов. Частные  предприниматели,  конкурируя  между  собой  в  борьбе  за покупателей  и  расширяя  сектор  экономики,  рассчитанный  на  производство товаров  потребления,  будут  направлять  ресурсы  в  наиболее   эффективные отрасли.  В  результате  установится  регулирующая  роль  цен,   что   будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

  Но для того, чтобы  вся рыночная система  функционировала,  нужно  сделать гораздо больше, чем просто  отдать  капитал  в  руки  людей.  Нужно  создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям:  льготные кредиты,  эффективное  налогообложение  и  др.  Нужно  обуздать  инфляцию  и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское  дело  как  основной источник кредитов  в  рыночной  экономике.  Следует  выработать  эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность  отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за  рубежа.  А  чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж  – как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда. Перечисленные пункты должны были быть включены  в  программу  перехода  к рыночной системе. Однако  политическая  нестабильность  сильно  повлияла  на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень  рискованно вкладывать  денежные  средства  в  производство,  так  как  была  неясна  их дальнейшая судьба. Но  после  известных  событий  сентября-октября  1993  г. экономические реформы и их политические  предпосылки  стали  соответствовать духу  времени  и  рыночным  устремлениям  российской  экономики.  Между  тем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики –  собственных производств на  основе  свободного  предпринимательства,  а  такая  излишняя увлеченность  финансовыми  механизмами  типа  «пирамид»  привели  страну   к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот  кризис  фактически отбросил страну назад на 5 лет, снизил  популярность  рыночной  экономики  в глазах  населения  и  еще  более  затруднил   развитие   реального   сектора экономики.

  Задача перехода к  рыночной  экономике  состоит   в  том,  чтобы  свести  к минимуму  экономические  и  социальные  издержки;  неизбежные  в  переходный период. Ее  решению  должен  быть  подчинен  выбор  мер,  осуществляемых  по каждому направлению, их координация между собой  и  во  времени.  Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до  момента,  когда  она  в  полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный,  охватывающий  весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических  отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей.  А  это не просто.

  Центр тяжести на  первом этапе реформы приходится  на оздоровление денежной системы,  а  также  на  поддержание  сложившихся  хозяйственных   связей   и материальных  потоков  в  экономике.   Без   устойчивых   денег   невозможно стимулирование производства, налаживание хозяйственного оборота,  переход  к рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное  воздействие  на соотношение потребительского спроса и товарной массы,  на  насыщение  рынка, послужит отправной точкой для действий по другим  направлениям. Одновременно должны проводиться активные  меры  по  разгосударствлению  и демонополизации  экономики,  развитию  предпринимательства  и   конкуренции, чтобы  в  максимально  короткие  сроки  создать  предпосылки  для  включения рыночных  механизмов  саморегулирования.   Только   они   могут   обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к  увеличению  объема  и  разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех  пор  пока  они не  заработают  с  достаточной  силой,   придется   придерживаться   жесткой финансово-кредитной политики, чтобы  не  допустить  неуправляемой  инфляции. Тем  самым,  однако,  может  сдерживаться   деловая   активность,   развитие производства.

  Время,  в  течение   которого   проводится   жесткая   финансово-кредитная политика,   осуществляется   либерализация   цен,    разгосударствление    и демонополизация  экономики  до  проявления  очевидных  признаков   включения механизмов  конкуренции  и  рыночного  саморегулирования,  образует   период стабилизации экономики.

 

Ниже представлена модель смешанной экономики к которой  постепенно переходит Россия.

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Американская модель

Американская модель смешанной  экономики построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического  планирования рассматривается как  совокупность подсистем. Выделяются три  уровня прогнозных исследований:

· прогнозирование в системе  государственного регулирования;

· внутрифирменное планирование;

· коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и  местные органы власти.

Система государственного регулирования  состоит их многих звеньев:

· регулирующий механизм федерального правительства;

· механизм штатов и местных  органов власти;

· государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный  бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

· аппарат административно  правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. Кэмбелл  Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. - М.: Инфра-М, 2002.-с.265.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США  является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование  применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты  кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных  финансов США отражает трехступенчатую  организацию государственной власти. Соответственно имеется и три  уровня финансовой структуры: федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местных  органов управления. Федеральные  расходы составляют примерно 60% общегосударственных  расходов. Около 40% государственных  расходов осуществляется через бюджеты  штатов и местные органы власти.

Информация о работе Смешанная экономика и ее особенности