Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:38, реферат
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.
Введение.
Отношение к собственности в свете исторической диалектики.
Собственность как экономическая категория.
Основные черты разных форм собственности.
Содержание и понятие права собственности.
Преобразования собственности. Перераспределение прав собственности и приватизация. Особенности приватизации в России.
Заключение.
Список использованной литературы.
План:
Введение.
Отношение к собственности в свете исторической диалектики.
Собственность как экономическая категория.
Основные черты разных форм собственности.
Содержание и понятие права собственности.
Преобразования собственности. Перераспределение прав собственности и приватизация. Особенности приватизации в России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Собственность относится к числу
наиболее важных и сложных проблем экономики
и экономической теории. История экономической
жизни общества в периоды повышенной социальной
активности ведет, как правило, к перераспределению
объектов и прав собственности. Переходная
экономика
России служит подтверждением этой исторической
традиции.
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.
Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков.
Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся
экономику
России окажет рыночная система. Многие
экономисты России и зарубежных стран
дают различные прогнозы и усматривают
различные тенденции в дальнейшем развитии
нашей страны. Но одно очевидно: невозможно
вернуться назад к чисто командной экономике.
Главное - найти верные пути в продвижении
к экономическому прогрессу, выработать
научно обоснованную концепцию экономического
развития России.
Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной.
Отношение к собственности в свете исторической диалектики.
Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества.
Для первобытных форм собственности
характерно то, что права собственности
еще не сформировались и, соответственно,
не было институтов и механизмов их распределения
и перераспределения. Следовательно, и
не было условий для образования экономической власти
и экономической зависимости.
Равные права на условия жизни, труд и
результат были отличительной особенностью
первобытного присвоения.
На монополизации различных
объектов собственности держатся все
важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения
к труду.
Так, при античном способе производства
внеэкономическое принуждение было основано
на праве собственности на раба — непосредственного
производителя; в условиях азиатского
способа производства — на праве собственности
на землю; в период феодализма — на праве
собственности на личность и землю одновременно.
Экономическое принуждение к труду исходит
из собственности на условия производства
или из собственности на капитал.
Освобождение от личной зависимости
привело, с одной стороны, к юридическому равноправию
всех граждан, а с другой стороны, к новому
типу отношений: экономической власти
одних и экономической зависимости других.
Если исходить из принятой классификации
по формационному критерию, то этими свойствами
обладает капиталистическая система.
При равном распределении гражданских
прав здесь происходит неравное распределение
и концентрация прав собственности,
Опыт строительства социализма был попыткой уравнять людей не только в правах и свободах, но и в правах собственности на условия и результаты производства.
Имеются промежуточные формы собственности, которые предполагают перераспределение прав собственности с целью ограничения экономической власти одних и освобождения от экономической зависимости других. Примером может служить участие работников в управлении, распределении дохода, контроле и др.
В развитой системе экономических отношений собственность отражает самые глубинные связи и взаимозависимости, сущность экономического бытия.
Собственность как объективное отношение, пронизывающее все общественное устройство, издавна привлекала мыслителей. Представители разных цивилизаций излагали свои взгляды на природу собственности и ее роль в развитии общества.
Платон на основе идеалов древнегреческого
мира создал учение об идеальном государстве, в котором
все граждане совместно владеют условиями
производства. Доказательства превосходства
общей собственности построены им на основе
учения о нравственности. Нравственность
есть осознание единства, сущности и духовности,
она сама по себе всеобща: действовать
в духе единения — нравственно. Частная
собственность ставит интерес личности
выше общего интереса, каждый хочет владеть
собственностью только для себя.
Поэтому частная собственность безнравственна.
Лишь одному слою граждан не позволяет
философ владеть собственностью — политикам.
Цивилизация Древнего Рима имела иные идеалы. Здесь впервые личность выделилась из своей общности, стало преодолеваться чувство рода, препятствующее развитию индивидуальности. В основе стоицизма заложена идея личности и индивидуальной ответственности. Предпочтение отдавали уже частной собственности.
Идеалы Рима получили развитие
в романо-германской цивилизации.
Реформация вызвала в Западном мире изменение
нравственных ценностей в отношении к
жизни, природе и мирозданию. Под влиянием
протестантской этики, настроенной на
эгоистический индивидуализм личности,
возникли представление о человеке экономическом,
теория гражданского общества и классового
государства, учение о частной собственности
как естественном праве, а понятие «свобода
личности» сведено к понятию «человек,
владеющий собственностью».
По мнению крупнейших теоретиков
социализма К. Маркса и Ф. Энгельса, необходимо
различать материальные и идеологические
отношения собственности.
Как материальное отношение собственность — это производственные
отношения, взятые в их целостности. В
качестве экономической категории собственность
представляет собой общественные отношения
непосредственно производства и неотделимые
от них общественные отношения распределения,
обмена (обращения) и потребления.
Как идеологическое отношение собственность в классовом обществе есть, по мысли Маркса, юридическое выражение производственных отношений. В качестве юридической категории собственность представляет собой отношения владения, пользования и распоряжения объектом собственности, отражающие общественные отношения производства, распределения, обмена и потребления и закрепляемые в нормах права.
Влияние развития орудий труда на дифференциацию собственности.
Только с появлением таких средств труда, как рабочий скот, земля и металлические орудия труда, начинается распад первоначальных общин на семейные производственные единицы, начинается история формирование индивидуальностей, которые осознают себя такими.
Большая частная собственность на средства производства имеет не меньшее историческое и логическое оправдание, нежели собственность на рабочую силу и ее физического носителя, нанятого работника.
Эффективность металлических орудий труда, земли, работника и рабочего скота обусловило возможность ускоренного развития индустриальных способностей физического носителя рабочей силы и в плане увеличения объемов произведенных материальных благ, и в плане ускорения усовершенствования самого оборудования и средств труда. В этом состоял следующий момент объективной мечты, направленности первого противоречия в развитии процесса труда, процессе потребления индивидуальной рабочей силы и ее частном объединении с предметами и средствами труда.
Вряд ли можно сомневаться в том, что первопричина изменений в средствах труда, разделении труда и в характере процесса труда состоит в постоянном техническом усовершенствовании и все большей специализации средств труда частного применения, частного характера в связи с природными потребностями людей производить и иметь продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами.
Конечно, начальный этап преобразования локальных простых коопераций в сложные кооперации труда еще не сопровождаются большими изменениями в характере частной собственности. Преимущественно это ограничивается расширением масштаба труда и применением индивидуальных частных капиталов, а также формирования акционерного капитала (в эпоху машинных средств производства).
Другое дело, когда современную эпоху подетально и технологически специализированных электронных средств производства. Массовое применение этих исключительно высокопроизводственных, "скорострельных" и очень дорогих компьютерно-управляемых средств производства вынудило уже не только расширения локальной сложной кооперации труда в рамках фирмы. Их эффективное применение стало возможным в рамках межфирменной подетальной и технологической специализации производственных процессов и соответственной кооперации труда.
Разумеется, базисное в таких изменениях главных опор и перекрытий в западной рыночной экономике, тем более последней трети XX столетия, заключается в дальнейшем углублении и расширении специализации, обобществлении кооперативной собственности.
Если в США в рамках такой собственности
сегодня создается 90% всего
ВНП, то ни расширение коллективной (паевой) собственности
рабочих, ни удвоение предпринимательской
частной собственности, ни рост количества
"партнерских фирм", которые находятся
в собственности двух или больше лиц, совсем
не являются перспективой отношений собственности
развитых капиталистических стран. Все
перечисленные некорпоративные формы
собственности являются все лишь современной
объективной потребностью природного
(конкурентного) отбора способов наиболее
эффективного объединения непосредственных
производителей со средствами производства.
То есть, во всей совокупности указанных современных изменений в характере средств производства, разделения труда и процесса труда, а также и обусловленной ими смене исторических типов и форм собственности, труда и распределения, определенно проявляется начало второго противоречия в истории отношений собственности, начало ступенепрыжкоподобного самоопровержения капиталистической частной собственности.
Относительно же информации как фактора самоопровержения частнокапиталистического присвоения следует заметить, что она есть единственной "невещественной субстанцией", которая по природе своей предусматривает общественную форму отношений собственности. Это, последнее, касается всего громадного мира духовных благ, какого-нибудь духовного события (научного открытия, технического изобретения, литературного произведения, художественного образа и др.). Но только во всеобщем товарном мире все они приобретают частной формы собственности и соответственно формы товаров особого рода, цена которых определяется не затратами производства, а всего лишь соотношением спроса и предложения.
Собственность как экономическая категория.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.
В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет расхлебывать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима. Так что же такое собственность?
В самом первом приближении
собственность можно определить как отношение
индивида или коллектива к принадлежащей
ему вещи как к своей.
Собственность покоится на различении
моего и твоего. Любой тип и любая форма собственности, как бы высок
в том или ином конкретном случае и был
уровень обобществления или, что то же
самое, уровень коллективизации собственности,
могут существовать лишь при условии,
что кто-то относится к условиям и продуктам
производства как к своим, а кто-то к чужим.
Без этого вообще нет собственности. С
этой точки зрения любая форма собственности
является частной, какой бы идеологической
мишурой, преследующей вполне прозаические
цели, это ни прикрывалось.
Из элементарного определения
собственности, которое дано, следует, что
собственность - это отношение человека
к вещи. К этому, однако, содержание собственности
не сводится. Поскольку собственность
немыслима без того, чтобы другие лица,
не являющиеся собственниками данной
вещи, относились к ней как к чужой, собственность
означает отношение между людьми по поводу
вещей. На одном полюсе этого отношения
выступает собственник, который относится
к вещи как в своей, на другом - не собственники,
т.е. все третьи лица, которые обязаны относиться
к ней как к чужой. Это значит, что третьи
лица обязаны воздерживаться от каких
бы то ни было посягательств на чужую вещь,
а, следовательно, и на волю собственника,
которая воплощена в этой вещи. Из определения
собственности следует, что она обладает
материальным субстратом в виде.
Собственности присуще и волевое содержание,
поскольку именно суверенная воля собственника
определяет бытие принадлежащей ему вещи.