Собственность в экономической системе общества и проблемы её реформирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является понятие собственности.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
– исследование теоретических основ понятия собственности;
– анализ зарубежного опыта трансформации отношений собственности;

Содержание

Введение 5
1 Собственность: общетеоретический аспект 6
1.1 Сущность собственности как экономической категории 6
1.2 Многообразие форм собственности 8
2 Трансформация отношений собственности: методология и практика 10
3 Реформа собственности в Республике Беларусь: особенности, проблемы и пути их решения 16
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь признанными  и гарантированными Конституцией являются формы собственности:

– государственная собственность;

– муниципальная собственность;

– частная собственность;

По субъекту собственность может  быть:

-личной;

-частной;

-коллективной;

-государственной;

-общественной собственностью;

-интеллектуальной;

-сакральной (посвящённой божеству);

-смешанной.

По объектам собственности:

– материальные – неживые и живые;

– нематериальные, напр., интеллектуальная собственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ  СОБСТВЕННОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И  ПРАКТИКА

 

Рыночная экономика несовместима с преобладающей одной – государственной  – формы собственности, она требует  множественности субъектов и  форм собственности. Отношения присвоения – отчуждения, возникающие при  торговле между многими независимыми собственниками, требуют четких имущественных  прав. В государствленной экономике  такой четкости нет. Здесь ни один производитель не имеет права  полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия как самостоятельные  субъекты хозяйствования несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В государствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная  ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются  на общество. Кроме того, рыночная и  государствленная экономика базируется на разных стимулах и мотивах деятельности. В первом случае движущим мотивом  являются экономические интересы субъектов, реализующиеся через механизм конкуренции  и ценообразования. Во втором, собственность  функционирует через административное принуждение приказными методами.

В плановой экономике выделялись две  формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме  того, существовала личная собственность  граждан на предметы потребления. Однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных  им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений  тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой  государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной  собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность  граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.) [4, с. 228].

Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление  названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере. Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности  оно проявляется прежде всего  в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм - допуске  плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся  государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими  формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное  ограничение; широко использовать в  целях большего динамизма акционерную  форму и др.

Под разгосударствлением понимается передача от государства юридическим  и физическим лицам частично или  полностью функций прямого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами и другими  органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, то есть связи между самим предприятиями.

Разгосударствление предполагает изменение экономической роли и  функций государства, сокращение сферы  государственной регламентации  общественного производства, переход  от преимущественно неэкономических  к экономическим методам регулирования  экономики.

Разгосударствление проводится с  целью преодоления монополии  государства, устранения существующего  в условиях административно-командной  системы отчуждения работника от средств и результатов производства и превращения его в реального  собственника, создания и развития конкурентных рыночных отношений, преобразования трудовых отношений путем введения разных форма собственности и  возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу. Разгосударствление включает в себя следующие основные направления:

- сокращение доли госсектора  в экономике на основе приватизации  государственных и муниципальных  предприятий;

- уменьшение доли национального  продукта, перераспределяемого через  госбюджет;

- коммерциализацию государственных  предприятий путем передачи им  полной хозяйственной самостоятельности;

- ликвидацию государственных монополий  внешней торговлю;

- переход от централизованного  распределения материальных, финансовых  и трудовых ресурсов к формированию  рынков товаров, труда и капиталов  [4, с. 229].

Смена собственника путем продажи  или безвозмездной передачи объектов хозяйственности другим экономическим  субъектам называется приватизацией. В западной экономической теории термин «приватизация» определяется как  переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной  собственностью, а государственные  органы утрачивают права управления ею.

Приватизация – процесс, противоположный национализации, которая проводится с целью превращения частной собственности в государственную. Кроме того, в отдельных странах проводится реприватизация – возврат национализированной собственности прежним владельцам.

Приватизация государственной  собственности в соответствии с  законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:

- выкупом арендного имущества  арендным предприятием;

- продажей объектов на аукционе  и по конкурсу;

- продажей государственной доли  акций акционерных обществ, преобразованных  из государственных и арендных  предприятий, негосударственным  юридическим и физическим лицом.

В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:

1. сочетание возмездного и безвозмездного  способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества,  подлежащего приватизации, бесплатно  передается в собственность граждан  Республики Беларусь, а другая - продается;

2. право каждого гражданина на  часть безвозмездно передаваемой  государственной собственности,  которое реализуется путем выдачи  именных приватизационных чеков,  ваучеров;

3. дифференциация методов, форм  и процедур приватизации в  зависимости от стоимости, размера,  технического состояния и назначения  объекта приватизации (от продажи  на аукционе до преобразования  в акционерное общество);

4. определение масштабов допуска  иностранного капитала к дележу  собственности;

5. предоставление социальных гарантий  членам трудовых коллективов  приватизируемых предприятий;

6. обеспечение гласности и прозрачности  процесса приватизации, решение  вопроса о возможности допуска  теневого капитала к дележу  собственности;

7. контроль за ходом приватизации  со стороны государства.

Правительство республики предусматривает  путём приватизации достичь:

- усиления стимулов к труду,  повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской  деятельности;

- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции  и теневой экономики;

- возрождения общечеловеческих  ценностей.

Есть два основных подхода к  проведению приватизации:

1. заключается в бесплатной передаче  государственного имущества;

2. продажа государственного имущества.

У обоих подходов есть свои достоинства  и недостатки. К недостаткам его  относят неравномерное распределение  производственных фондов по отраслям и природных ресурсов – по регионам, что создает различные стартовые  условия для трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества  еще не превращает работника в  хозяина.

Достоинством приватизации через  распродажу имущества является быстрое  пополнение госбюджета и ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежного  обращения, недостатком – нехватка средств у населения.

Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного  государственного контроля, сдаются  в аренду правительственные службы. Причины приватизации государственной  собственности в странах с  рыночной экономикой:

1. необходимость удешевления государственного  аппарата управления, финансируемого  из бюджета;

2. повышение эффективности предприятий  и отраслей, находящихся под юрисдикцией  правительства;

3. переход экономик на инновационную  модель развития, для чего более  приспособленным оказался частный  сектор экономики;

4. часть государственных предприятий,  особенно в менее демократических  странах, подверглись коррумпированности  и превратились в общества  по найму, обеспечивающие работой  политических союзников, отставных  военных и т.п. Эти предприятия  существуют за счет налоговых  льгот и субсидий, опустошая казну.

Впервые широкомасштабная приватизация государственной собственности  была осуществлена в Великобритании после прихода к власти консервативного  правительства М. Тэтчер в 1979 г. В  результате распродажи государственных  компаний 600 тыс. рабочих мест были переведены в частный сектор. Вместе с продажей государственного жилого фонда это  принесло британскому казначейству 16 млрд. долларов. Если в первые 2-3 года эта приватизация сопровождалась ростом безработицы, снижением реальных доходов  отдельных категорий населения, инфляцией, то затем активизировалась инвестиционная деятельность в стране, оживилась конъюнктура рынка, появились  новые рабочие места, что позволило  даже говорить о британском экономическом  «чуде».

Вслед за Великобританией активизировались процессы приватизации госимущества во Франции, Австрии, Мексике, Японии и  ряде других стран.

Во Франции Национальное собрание и Сенат одобрили в августе 1986 г. закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Вырученная сумма составила более 50 млрд. долларов. Долю иностранного участия во владении ограничили 20 %.

Правительство социалистов в Испании  распродало более 100 корпораций.

Ускоренные темпы приватизации в Италии и Германии отчасти объясняются  нерациональным использованием государственных  финансов местными и федеральными властями.

Процессы смены собственников  в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющем большинстве  случаев проводились на платной  основе через разные формы купли-продажи  имущества, подлежащего приватизации. В постсоциалистических странах  применялись и бесплатные ваучерные  схемы приватизации. Практически  повсеместно перед началом легитимной приватизации по стандартным схемам имел место этап так называемой спонтанной приватизации или «прихватизации»  [5, с.141].

В России, Болгарии, Польше, Румынии  и Чехословакии (позже Чехии и  Словакии) были приняты ваучерные  схемы приватизации. Но, за исключением  Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х  годов. В это время различные  группы правящего слоя и криминального  бизнеса боролись за контроль над  государственной собственностью и  делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.

Практически единственным примером быстрой  и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые  смогли обменять на акции предприятий  или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а  превратились в собственников бывшего  государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда  объектом приватизации является действующее  предприятие) и ликвидационный (при  котором предприятие приватизируется  как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий  пользуются существенными льготами перед другими покупателями.

В Венгрии способы и порядок  приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового  состояния и т. д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается  наилучшим, так как предприятие  продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.

Информация о работе Собственность в экономической системе общества и проблемы её реформирования в Республике Беларусь