Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:13, курсовая работа
Предметом исследования является понятие собственности.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
– исследование теоретических основ понятия собственности;
– анализ зарубежного опыта трансформации отношений собственности;
Введение 5
1 Собственность: общетеоретический аспект 6
1.1 Сущность собственности как экономической категории 6
1.2 Многообразие форм собственности 8
2 Трансформация отношений собственности: методология и практика 10
3 Реформа собственности в Республике Беларусь: особенности, проблемы и пути их решения 16
Заключение 24
Список использованных источников 26
В Республике Беларусь признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:
– государственная собственность;
– муниципальная собственность;
– частная собственность;
По субъекту собственность может быть:
-личной;
-частной;
-коллективной;
-государственной;
-общественной собственностью;
-интеллектуальной;
-сакральной (посвящённой божеству);
-смешанной.
По объектам собственности:
– материальные – неживые и живые;
– нематериальные, напр., интеллектуальная собственность.
2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Рыночная экономика
В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.) [4, с. 228].
Поэтому основное содержание преобразований
отношений собственности, сформировавшихся
в плановой экономике, - это преодоление
названного огосударствления, т.е. ликвидация
тоталитарного государственного господства
в этой сфере. Разгосударствление охватывает
все формы собственности. В рамках
самой государственной
Под разгосударствлением понимается
передача от государства юридическим
и физическим лицам частично или
полностью функций прямого
Разгосударствление
Разгосударствление проводится с
целью преодоления монополии
государства, устранения существующего
в условиях административно-командной
системы отчуждения работника от
средств и результатов
- сокращение доли госсектора
в экономике на основе
- уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
- коммерциализацию
- ликвидацию государственных
- переход от централизованного
распределения материальных, финансовых
и трудовых ресурсов к
Смена собственника путем продажи
или безвозмездной передачи объектов
хозяйственности другим экономическим
субъектам называется приватизацией.
В западной экономической теории
термин «приватизация» определяется как
переход к
Приватизация – процесс, противоположный национализации, которая проводится с целью превращения частной собственности в государственную. Кроме того, в отдельных странах проводится реприватизация – возврат национализированной собственности прежним владельцам.
Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:
- выкупом арендного имущества арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной доли
акций акционерных обществ,
В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:
1. сочетание возмездного и
2. право каждого гражданина на
часть безвозмездно
3. дифференциация методов, форм
и процедур приватизации в
зависимости от стоимости,
4. определение масштабов допуска
иностранного капитала к
5. предоставление социальных
6. обеспечение гласности и
7. контроль за ходом
Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к труду,
повышение эффективности
- устранения бесхозяйственности,
уменьшения масштабов
- возрождения общечеловеческих ценностей.
Есть два основных подхода к проведению приватизации:
1. заключается в бесплатной
2. продажа государственного
У обоих подходов есть свои достоинства
и недостатки. К недостаткам его
относят неравномерное
Достоинством приватизации через распродажу имущества является быстрое пополнение госбюджета и ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения, недостатком – нехватка средств у населения.
Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Причины приватизации государственной собственности в странах с рыночной экономикой:
1. необходимость удешевления
2. повышение эффективности
3. переход экономик на
4. часть государственных
Впервые широкомасштабная приватизация государственной собственности была осуществлена в Великобритании после прихода к власти консервативного правительства М. Тэтчер в 1979 г. В результате распродажи государственных компаний 600 тыс. рабочих мест были переведены в частный сектор. Вместе с продажей государственного жилого фонда это принесло британскому казначейству 16 млрд. долларов. Если в первые 2-3 года эта приватизация сопровождалась ростом безработицы, снижением реальных доходов отдельных категорий населения, инфляцией, то затем активизировалась инвестиционная деятельность в стране, оживилась конъюнктура рынка, появились новые рабочие места, что позволило даже говорить о британском экономическом «чуде».
Вслед за Великобританией
Во Франции Национальное собрание и Сенат одобрили в августе 1986 г. закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Вырученная сумма составила более 50 млрд. долларов. Долю иностранного участия во владении ограничили 20 %.
Правительство социалистов в Испании распродало более 100 корпораций.
Ускоренные темпы приватизации в Италии и Германии отчасти объясняются нерациональным использованием государственных финансов местными и федеральными властями.
Процессы смены собственников
в странах с развитой рыночной
экономикой в подавляющем большинстве
случаев проводились на платной
основе через разные формы купли-продажи
имущества, подлежащего приватизации.
В постсоциалистических странах
применялись и бесплатные ваучерные
схемы приватизации. Практически
повсеместно перед началом
В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.
Практически единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.
В Польше применяются два метода
приватизации – фондовый (когда
объектом приватизации является действующее
предприятие) и ликвидационный (при
котором предприятие
В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т. д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.