Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:13, курсовая работа
Предметом исследования является понятие собственности.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
– исследование теоретических основ понятия собственности;
– анализ зарубежного опыта трансформации отношений собственности;
Введение 5
1 Собственность: общетеоретический аспект 6
1.1 Сущность собственности как экономической категории 6
1.2 Многообразие форм собственности 8
2 Трансформация отношений собственности: методология и практика 10
3 Реформа собственности в Республике Беларусь: особенности, проблемы и пути их решения 16
Заключение 24
Список использованных источников 26
В Германии (Восточной) приватизация
каждого предприятия
Причины, особенности, масштабы и итоги проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в странах с традиционной и развитой рыночной экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50-70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.
В Болгарии – существуют 3 формы собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.
В Германии – частная форма собственности в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства объединены в кооперативы.
В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли.
В США – примерно 30% составляет
государственная форма
Широкое распространение получила распродажа дочерних предприятий, принадлежащих государственному головному предприятию. Приватизация привела к значительному сокращению государственного сектора экономики. Так, в странах, где влияние государства наиболее значительное (Италия, Франция, Португалия), вклад государственных предприятий в экономику составляет от 18% до 24%. В Великобритании этот показатель равен 8%. В результате приватизации создаются в основном смешанные государственно-частные предприятия. Происходит изменение в механизме финансирования предприятий. Если государственные предприятия в качестве источников финансирования используют резервы государственных банков, налоговые поступления, то после приватизации они переходят на активы частных банков, средства зарубежных инвесторов, частные инвестиции.
В Республике Беларусь приватизация
осуществляется более медленными темпами
и в меньших масштабах по сравнению
с западноевропейскими и
Таким образом, собственность как
экономическая категория есть система
отношений между людьми по поводу
социального присвоения – отчуждения
средств производства, и в первую
очередь средств производства. Экономическая
теория выделяет субъекты и объекты
собственности. К субъектам относят
тех физических и юридических
лиц, между которыми возникают отношения
собственности. Их всех можно объединить
в три большие группы: частные
лица, отдельные лица, которым принадлежат
предметы потребления, средства производства,
другое имущество. Коллектив – это
объединение людей, которые совместно
владеют, распоряжаются и пользуются
данным имуществом. Самым крупным
субъектом собственности
3 РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В Республике Беларусь как и в большинстве стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная форма собственности. Однако на протяжении всего периода независимого существования в стране предпринимались попытки увеличения доли частной собственности в структуре национальной экономики.
В собственности Республики Беларусь находится 13,5 млрд. акций 639 открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов государственной собственности, или 77,8% от общего количества эмитированных акций [ 7 ].
Формирование новых механизмов
собственности – это прежде всего,
проблема институциональная. Это значит,
что основа решения проблемы –
сам человек, его интересы и ценностные
установки, мотивы поведения, неписаные
правила морали и представление
о допустимых границах поведения. В
переходной экономике будет осуществляться
в иррациональных формах в той
мере, в какой сохраняется
Развития производительных сил
общества требуют в рамках продукционной
детерминации формирования отношений
собственности в направлении
создания многоукладной экономики
с мощным частным сектором и эффективным
государственным
Рыночная экономика требует
того, чтобы предприятия как
Отсюда следует, что переход
от сложившейся в социалистических
странах командно-
Разгосударствление
Разгосударствление проводится с
целью преодоления монополии
государства, устранения существующего
в условиях административно-командной
системы отчуждения работника от
средств и результатов
Разгосударствление включает в себя следующие основные направления:
• Сокращение доли госсектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
• Уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
• Коммерциализацию государственных
предприятий путем передачи им полной
хозяйственной
• Ликвидацию государственных монополий внешней торговлю;
• Переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию рынков товаров, труда и капиталов
Смена собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов хозяйственности другим экономическим субъектам называется приватизацией.
В результате приватизации государство
полностью или частично утрачивает
права владения, распоряжения и пользования
государственной
Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Весь спектр методов можно свести к двум моделям. Это широкомасштабная массовая приватизация, предполагающая через механизм бесплатной передачи госсобственности создание «народного капитализма», и точечная приватизация гос. объектов инвесторам, выкуп имущества посредством конкурсов, аукционов и тендеров, банкротство и другие формы продажи собственности за деньги.
Главными целями приватизации являются:
- Формирование слоя частных собственников, содействующих формированию социально ориентированной рыночной экономики.
- Повышение эффективности работы предприятий.
- Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств поступающих от приватизации.
- Содействие процессу стабилизации финансового положения в стране.
- Обеспечение конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
- Привлечение иностранных инвестиций.
- Создание условий и организационных структур для расширения масштабов разгосударствления.
Начало приватизации было положено в Великобритании правительством М. Тэтчер. Причина заключалась в затруднительном финансовом положении государственных предприятий в периоды циклических кризисов 70-х и 80-х годов. В западных странах используют несколько способов приватизации:
1. Первый, самый распространенный заключается в продаже
акций предприятия всем желающим;
2. Второй – в продаже частному лицу или компании доли
капитала предприятия;
3. Третий способ связан с
данного предприятия.
Широкое распространение получила распродажа дочерних предприятий, принадлежащих государственному головному предприятию [10,с.28-30].
Приватизация привела к
механизме финансирования предприятий [11].
Развитие приватизационного
Первый этап.
23.09.1991 г. Совет Министров Белорусской ССР принял Постановление № 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991 г.», временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений. Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12 1991 г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологически несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предприятий, а для крупных предприятий — ОАО.
Если в 1991 г. было преобразовано 61 предприятие, то в 1992 г. - уже 190, в том числе 33 предприятия республиканской и 158 — коммунальной собственности. 134 предприятия выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 4 —преобразованы в акционерные общества и 52 - выкуплены по конкурсу. На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены [12,с.417].
Согласно законодательству, в Беларуси использовались следующие методы приватизации:
• преобразование предприятий в ОАО;
• выкуп государственного арендованного имущества арендным предприятием;
• выкуп государственного имущества работниками предприятия;
• продажа по конкурсу;
• продажа на аукционе.
В 1991-1992 гг. наиболее популярными способами приватизации являлись выкуп арендованного имущества арендными коллективами и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами. Это связано с тем, что в 1991-1992 гг. денежные доходы предприятий и населения были еще достаточными для выкупа, а выкуп государственного имущества предоставлялся в рассрочку на три года (при уплате 30% стоимости имущества коллективы имели право осуществлять преобразование). Так, выкуп арендованного имущества арендными предприятиями в 1991 г. составлял 55,8%, в 1992 г. - 24,7%; выкуп государственного имущества работниками предприятий - соответственно 21,3 и 45,8%; а продажа по конкурсу - 18 и 27,4% [13,с.317].
Второй этап.
Активный процесс