В терминах теории полезности
однородность продукта означает, что
продукты разных производителей полностью
взаимозаменяемы для каждого
покупателя, причем предельная норма
замещения одного продукта другим равна
единице. Например, замена в наборе апельсина
одного производителя на апельсин другого
производителя не изменяет полезности
набора. В этом случае каждая кривая безразличия
покупателя представляет собой отрезок
прямой, наклоненный к осям координат
под углом 450. На рис.1 кривая безразличия
для продуктов двух разных производителей
обозначена через АВ. Через X обозначено
количество в наборе продукта первого
производителя, а через Y – второго производителя.
В реальной жизни абсолютно
однородные продукты встречаются крайне
редко (дистиллированная вода, акции
корпорации, жетон метро). Высокой
степенью однородности обладают нефть,
сахар, помидоры. И уж совсем нельзя
считать однородными такие товары,
как книги, авиабилеты, игрушки.
- Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
Входным барьером для вступления
в отрасль может стать:
- Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
- Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
- Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
- Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
- Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в
отрасль и выход из нее гарантируют,
что между действующими в отрасли
производителями не возникает
соглашение о повышении цен
посредством снижения выпуска.
Любое повышение цен может
привлечь в отрасль новые фирмы,
которые увеличат объем предложения.
- Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
- Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.2
- Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
- Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
- Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).3
- Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.
- Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
- Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
- Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.4
- Противоречия, достоинства и недостатки совершенной конкуренции