Совершенная конкуренции: противоречия, достоинства, недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции и ее влияние на экономику в целом, охарактеризовать один из видов конкуренции – совершенную конкуренцию, рассмотреть проблему недостатка в России условий для возникновения совершенной конкуренции и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….4
Понятие конкуренции и виды……………………………………………
Совершенная конкуренция и условия её возникновения …………….
Противоречия, достоинства и недостатки совершенной конкуренции…
Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции ………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Совершенная конкуренция1.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

 

 

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет  ряд  неоспоримых преимуществ  по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам  рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную  систему распределения и использования  ограниченных ресурсов.

Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара  служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

С другой стороны, производитель  сопоставляет цену (предельный доход  от производства) с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными возможностями производства других товаров посредством тех  же самых ресурсов. Руководствующийся  принципом максимизации предприниматель  будет производить каждый продукт  до той точки, в которой цена и  предельные издержки уравниваются.

Если потребление и  производство регулируются уровнем  цены, происходит совпадение интересов  потребителя и производителя. Это  значит, что ограниченные ресурсы  общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.

Более того, свободный рынок  способен восстанавливать эффективность  в использовании ресурсов, когда  она нарушается динамическими изменениями  в экономике. Рыночный механизм, или  «невидимая рука рынка», автоматически  осуществляет регулировку посредством  переливов труда и капиталов  из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора  моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит  появление экономической прибыли  в отрасли. Экономическая прибыль  послужит стимулом к притоку труда  и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов.

Производственная  эффективность: p = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.5

К числу преимуществ совершенной  конкуренции относят способность  к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления. Рынок  совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой  адаптивной способностью, развивает  в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.

Вместе с тем даже самый  совершенный конкурентный рынок  не является идеальным общественным устройством и имеет целый  ряд недостатков, характеризуемых  как «провалы» рынка. Что же рынок  не может делать по самой своей  природе?

Прежде всего, рыночная система  распределения доходов неизбежно  ведет к появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная политика, имеет  тенденцию усиливаться и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности  экономики.

Рыночный механизм конкуренции  ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает  монополистические тенденции, которые  в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость  государственной политики по поддержанию  конкурентной  среды и ограничению  монополистических проявлений.

Неизбежным следствием рынка  является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса –  труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной  политики по поддержанию занятости  безработица может стать большим  социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту  и повышению благополучия нации.

Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод  производства общественных благ.

Чисто конкурентная система  рынка предполагает, что отсутствуют  так называемые побочные эффекты  производства или потребления для  третьих лиц. Между тем такие  эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут  все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами  или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.

Рынок не всегда поощряет технические  и технологические новшества. Поскольку  достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш  является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему  распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование.

Модель совершенной конкуренции  предполагает стандартизированную  продукцию. Тем самым снижаются  возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности  удовлетворения самых широких и  разнообразных потребностей индивидуумов.

Рынок развивает у людей  не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

Ввиду указанных выше моментов, реально существующие рыночные системы  достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции и представляют собой разные варианты смешанной  экономики, предполагающей активное включение  государства в хозяйственную  жизнь.6

 

???Фирма в условиях совершенной конкуренции

Для начала определим, как  должна выглядеть кривая спроса на продукцию фирмы, действующей в  условиях совершенной конкуренции. Во-первых, фирма принимает рыночную цену, т. е. последняя является для  нее заданной величиной. Во-вторых, фирма выступает на рынке с  очень малой частью общего количества производимого и реализуемого отраслью товара. Следовательно, объемы ее производства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цены не будет меняться с увеличением  или уменьшением выпуска продукции.

Очевидно, что в таких  условиях кривая спроса на продукцию  фирмы будет выглядеть как  горизонтальная линия (см. рис. 1). Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынок поглотит их по одной и той же цене Р.

С экономической точки  зрения линия цены, параллельная оси  абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять  до бесконечности свои продажи. При  бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены  к нулю.

Наличие абсолютно эластичного  спроса на продукцию фирмы принято  называть критерием совершенной  конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как совершенный конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

Доходом (выручкой) фирмы  называют платежи, поступающие в  ее пользу при реализации продукции. Как и многие другие показатели, экономическая наука подсчитывает доход в трех разновидностях. Общим  доходом (ТR) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (АR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции, или (что то же самое) общий доход, деленный на число реализованных продуктов. Наконец, предельный доход (МR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции  является то, что средний доход  при любом объеме выпуска равен  одной и той же величине — цене товара и что на том же уровне всегда находится предельный доход. Скажем, если установившаяся на рынке цена батона равна 8 руб., то действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне зависимости от объема продаж (выполняется критерий совершенной конкуренции). И 100, и 1000 батонов будут проданы по одинаковой цене за штуку. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку 8 руб. (предельный доход). И тот же объем выручки придется в среднем на каждый проданный батон (средний доход). Таким образом, устанавливается равенство между средним доходом, предельным доходом и ценой (АR=МR=Р). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

Что касается общего дохода (общей выручки) предприятия, то он изменяется пропорционально изменению выпуска  продукции и в том же самом  направлении (см. рис. 1). То есть существует прямая, линейная зависимость: ТR=РQ.

Если ларек в нашем  примере продал 100 батонов по 8 руб., то его выручка, естетвенно, составит 800 руб.

Графически кривая совокупного (валового) дохода - это луч, проведенный через начало координат с наклоном: tg a = DTR/DQ = MR = P.

То есть наклон кривой валового дохода равен предельному доходу, который в свою очередь равен  рыночной цене продукта, продаваемого конкурентной фирмой. Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх пойдет прямая валового дохода.

Цель всякой фирмы — максимизация прибыли. Прибыль (p) — это разница между совокупным доходом (ТR) и совокупными издержками (p) за период продаж:

p = ТR - ТС = РQ - ТС.

Легко заметить, что из трех переменных, находящихся в правой части равенства, главным рычагом  управления объемом прибыли для  фирмы является объем производства. Действительно, цена (Р) представляет собой  в условиях совершенной конкуренции  константу, т. е. не изменяется. Это внешнее  условие деятельности фирмы, с которым  надо считаться, а не фактор, которым  можно управлять. Что касается издержек (ТС), то они сами во многом зависят  от объема производства. Другими словами, в условиях совершенной конкуренции  важнейшие решения фирмы связаны прежде всего с установлением оптимального объема производства. Но сначала необходимо найти критерий целесообразности производства.

Как и многие другие показатели, этот критерий не одинаков для краткосрочного и долгосрочного периодов.

Если говорить о долгосрочном периоде, то очевидно, что таким критерием  будет наличие неотрицательной  экономической прибыли (p>0). Если же в долгосрочном периоде появляются экономические убытки, владельцы фирмы прибегают к ее ликвидации, т.е. к закрытию и распродаже имущества. Однако, даже если собственники убыточной компании не желают ее закрывать (скажем, упорно надеясь на улучшение положения в будущем), закрытие часто осуществляется помимо их воли. Действительно, ради продолжения производства долговременно убыточной фирме приходится делать займы, погасить которые она не в состоянии. Рано или поздно такая политика приводит к банкротству (или несостоятельности), та. е. к неспособности предприятия платить по своим обязательствам. После признания (в судебном порядке) фирмы банкротом прежние собственники отстраняются от управления ею, а имущество направляется на покрытие долгов перед кредиторами.

Информация о работе Совершенная конкуренции: противоречия, достоинства, недостатки