Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:43, контрольная работа
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere сталкиваться, состязаться).
Конкуренция соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.
Введение…………………………………………………… 3-4 стр.
1. Совершенная конкуренция
1.1Основные понятия совершенной конкуренции……… 5-6стр.
1.2 Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции…………………...... 7-9 стр.
1.3 Равновесие фирмы и отрасли на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде…………………………………… 10-12 стр.
1.4 Равновесие фирмы и отрасли на рынке совершенной конкуренции…...................................................................................... 13-17 стр.
2.Условия совершенной конкуренции в России и поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции
2.1 Мировой опыт и существовании в России условий для совершенной конкуренции………. 18-19 стр.
2.2 Изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………. 20-23 стр.
Заключение……………………………………………………. 24-25 стр.
Список используемой литературы…………………………... 26 стр.
В заключение следует повторить,
что кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста
является рыночной кривой спроса на этот
товар. Перед монополистом встает специфическая
задача: выбор уровня цены, который
нужно не только назначить, но и удержать.
Решение этой задачи распадается
на два этапа: определить объем выпуска
и сознательно ограничить его, поскольку
с ростом продаж снижается цена;
разработать и реализовать
3. Каковы источники рыночной власти.
Показатели монопольной власти
Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
Для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки [17, с.157].
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).
Так как монополист функционирует
на рынке один, кривая спроса для
фирмы совпадает с кривой спроса
для всей отрасли. Кривая спроса у
монополиста имеет
Модель монополистической
конкуренции совмещает в себе
монополистические и
В ситуации монополистической конкуренции каждая фирма может по крайней мере незначительно поднять цены, не потеряв при этом всех своих покупателей. Дело в том, что одни потребители придают большее значение хорошему стилю и рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой, чем другие. В ситуации убывающей кривой спроса краткосрочное состояние максимизации прибыли оказалось таким же, как для простого монополиста. Объем выпуска определяется пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода, а колебание цены задается расстоянием по этой прямой между кривой
средних общих издержек и кривой спроса. Может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в положение, когда она терпит убытки.
Однако данное краткосрочное состояние равновесия не может быть долгосрочным в условиях монополистической конкуренции. Дело в том, что монополистически конкурентные рынки, имея свободный вход и выход, обладают высокой конкурентностью. В краткосрочный период фирма получает чистый экономический доход. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает средние общие затраты.
Вместе с тем доходы
привлекают новые фирмы. Вследствие
этого на рынке происходит следующее.
Во-первых, кривая спроса существующих
фирм опускается вниз, так как товары
новых фирм несмотря на то, что они
не идентичны продукции
4. Особенности земли, как
фактора производства. Естественное
и экономическое плодородие
Под землей как фактором производства понимаются природные ресурсы и природные условия производства. К природным ресурсам относятся земельные, лесные, минеральные, топливно-энергетические, рыбные, рекреационные и другие ресурсы, обладающие способностью отделяться от природной среды и принимать товарную форму. К природным условиям относится природная среда как таковая вместе с теми ее элементами, которые не способны к обособлению и отделению от нее [16, с.118].
В промышленности (за исключением добывающих отраслей) земля служит местом расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земля выступает пердметом и средством труда.
Как предмет труда земля проявляет себя во время обработки ее верхнего плодородного слоя.
Человек использует механические, физические, химические и другие свойства земли и воздействует на культурные растения, обеспечивая необходимые условия для роста и развития. В этом проявлении земля выступает как средство труда.
Особенности земли как средства производства:
Она является продуктом природы, а не создана трудом человека.
Земля не заменима другими средствами производства.
Земля пространственно ограничена и имеет постоянное место размещения.
Сельскохозяйственное
Земельные участки неоднородны по качеству. Они различаются по содержанию питательных веществ в почве, по рельефу и другим признакам. Эти различия объективно влияют на результативность производства. Все другие средства производства в процессе их использования изнашиваются физически и морально. В отличие от них, земля при правильном использовании не ухудшается, а наоборот, может улучшаться. Различают [16, с.670]:
1. Естественное плодородие.
Создается в результате
2. Искусственное плодородие.
Это результат активной
3. Экономическое плодородие.
Представляет собой
Для сравнения экономического плодородия почв применяется показатель — уровень плодородия, который выражает выход продукции земледелия в расчете на единицу площади (абсолютное плодородие) или выход той же продукции на единицу затрат с учетом ее качества (относительное плодородие)
То, что природные ресурсы
способны отделяться от среды, позволяет
превращать их в объект собственности.
Так, объектом собственности может
стать территория с плодородными
почвами, лесные массивы, залежи полезных
ископаемых и т. д. Наряду с возможностью
есть и необходимость их превращения
в объект собственности, обусловленная
ограниченностью природных
Что касается природных условий, то они относятся к общим благам как в силу невозможности их «огораживания» и ограничения доступа к ним «несобственников», так и в силу их неограниченного объема.
Таковы солнечный свет, космические лучи, атмосферный воздух, океанские просторы и т.п.
Превращение природных ресурсов в объект собственности и использование в качестве факторов производства предполагает их вознаграждение как таковых.
Специфичность земли как фактора производства обусловливает своеобразие формы ее вознаграждения. Формой подобного вознаграждения является рента.
В самом широком смысле
рента предстает как регулярно
получаемый доход от собственности,
не связанный с
В таком случае получение ренты связано со сдачей земли в аренду. Аренда земли предстает как вид землепользования, основанный на передаче собственником земельного участка за плату на определенный срок тому, кто его использует в качестве фактора производства. Подобная передача оформляется договором аренды, в котором указываются размеры арендуемой земли, находящиеся на ней объекты, сроки аренды и величина арендной платы. Например, в США 60% используемой земли арендуется, в том числе 40% у государства, а 20% — у частных собственников.
По размерам арендная плата обычно больше ренты, так как на арендуемой земле бывают производственные строения и сооружения, выступающие как капитал и, соответственно, предполагающие амортизационные отчисления и их оплату в виде процента. Так что арендная плата (RP) включает в себя как минимум три элемента: амортизационные отчисления (А), процент на вложенный в землю капитал (I) и ренту как плату за саму землю (R) [16, с.119]:
RP = A + I + R (1)
Из этой формулы следует,
что тот, кто арендует землю, должен
получать от нее доход, достаточный
для уплаты аренды и присвоения предпринимательского
дохода. Ситуация здесь оказывается
сходной с займом ссудного капитала,
на который предпринимателю
Таким образом, под землей как фактором производства понимаются природные ресурсы и природные условия производства. В промышленности (за исключением добывающих отраслей) земля служит местом расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земля выступает пердметом и средством труда. Различают естественное, искусственное и экономическое плодородие.
5. Роль государства в
обеспечении предложения
Все блага можно разделить на частные и общественные.
Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет [15, с.120].
Примером чистого
Предположим также, что два
десятка самых богатых людей
согласились бы вкладывать собственные
деньги в производство вооружения и
оплачивать расходы на содержание армии.
Конечно, они делали бы это только
в целях собственной
Таким образом, противоракетную установку нельзя разделить на порции в процессе потребления. Её услугами можно пользоваться только коллективно, а потому никого из граждан страны нельзя исключить из потребления услуг национальной обороны.
Этот пример позволяет нам сформулировать первое свойство чистых общественных благ – неисключаемость в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть устранены от их потребления.
Второе свойство чистых общественных благ – это неконкурентность в потреблении (в некоторых учебниках оно называется неизбирательностью в потреблении). Частные блага конкурентны в потреблении. Например, когда вы покупаете мебельный гарнитур, исключается возможность покупки данного мебельного гарнитура кем-нибудь ещё. Конкурентные блага распределяются среди отдельных потребителей, и потребление некоторого блага одним потребителем делает недоступным для других людей потребление этого же блага. Напротив, потребление одним человеком чистого общественного блага не снижает его доступности для других потребителей при данном количестве этого общественного блага. Другими словами, положение ни одного из потребителей не ухудшается, если появляется ещё один человек, потребляющий данный объём чистого общественного блага.