Совершенная конкуренция. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Микроэкономика (приставка «микро» происходит от греческого слова «маленький»). Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике страны в целом. Например, ежегодный товарооборот фирмы «Дженерал моторс», ИБМ или «Экксон» больше, чем валовой национальный продукт многих стран, и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы, фирмы фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Задание1.Совершенная конкуренция. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.…………………………………………..………5
Задание 2……………………………………………………………….…….12
Задание 3………………………………………………………………………14
Задание 4……………………………………………………………………....16
Список использованной литературы………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика к.р..docx

— 236.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Читинский институт (филиал) ФГБОУ ВПО

«Байкальский государственный  университет экономики и права»

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Микроэкономика»

Вариант 9

 

 

 

                

 

                                                    

                                                         

                                                           Выполнил: студент группы БУ-2-12-009з

                                                                          Вологдина И.И.

                                                      Проверил: преподаватель Брезгин В.С.

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Задание1.Совершенная конкуренция. Поведение фирмы в условиях                               совершенной конкуренции.…………………………………………..………5

Задание 2……………………………………………………………….…….12

Задание 3………………………………………………………………………14

Задание 4……………………………………………………………………....16

Список использованной литературы………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как работает хозяйственный  механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание  того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а  в более общем плане для  понимания механизма функционирования современной экономики.

Микроэкономика (приставка  «микро» происходит от греческого слова  «маленький»). Многие из отдельных субъектов  невелики, однако лишь по отношению к экономике страны в целом. Например, ежегодный товарооборот фирмы «Дженерал моторс», ИБМ или «Экксон» больше, чем валовой национальный продукт многих стран, и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы, фирмы фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

В экономике, как и в  других науках, обоснование и прогноз  основываются на теоретических положениях, которые используются для объяснения наблюдаемых явлений с точки  зрения совокупности основных правил и предложений. Теоретический анализ экономической деятельности фирмы, например, начинается с простого предложения, что она будет стремиться максимизировать  свою прибыль. Теория использует данное предложение, чтобы обосновать планы  фирм по набору рабочей силы, объему капитальных вложений и сырья  для производства определенного  количества продукции. Она объясняет, как фирмы планируют свое производство в зависимости от величины цен на основные факторы производства рабочую силу, капитал и сырье, а также и от цен на будущую продукцию. Экономическая теория служит также фундаментом прогнозирования. Она объясняет причину изменения объема выпуска продукции в зависимости от увеличения заработной платы или уменьшения цен на материалы. При применении статистических и эконометрических методов исследования возможно построение моделей, используемых для количественных прогнозов. Модель является математическим выражением, основанным на экономической теории, фирмы, рынка или какого-нибудь другого экономического субъекта. Так, мы можем разработать модель отдельной фирмы и использовать ее для прогнозирования изменения уровня выпуска продукции фирмы в результате, скажем, падения цен на сырье на 10 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1

Совершенная конкуренция. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

    

     По самому  общему определению конкуренция  – это соперничество между  участниками рынка. В то же  время по поводу существа конкуренции  существуют различные трактовки  в зависимости от позиций, занимаемых  теоретиками. 

     По мнению  неоклассиков, конкуренция есть  борьба за экономические ресурсы,  за утверждение устойчивой ниши  на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

     Поэтому роль  конкуренции заключается в том,  что она способствует установлению  на рынке определенного порядка,  гарантирующего производство достаточного  количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ.

     Положительный  эффект конкуренции во многом  зависит тех условий. В которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке ( во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и выхода с него.

Признаки совершенной  конкуренции.

     Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и. Для кого производить? В рыночной экономики эти вопросы решаются с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной  деятельность. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов  производства, и они выступают  по отношению друг к другу как  соперники и конкуренты. Если предложения  какого-либо товара больше, чем спрос  на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свои товар за частую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производство данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем могут это сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция с одной стороны, это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в  области какой-либо деятельности, борьба за товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение  наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов  в производстве и сбыте продукции, а также в сфере положения  капитала.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлен в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

- формирование материально  - вещественных элементов производства  и трудового договора коллектива;

- организация производства, снабжение сырьем, а также взаимодействие  с производственными, кредитно - финансовыми и проектными организациями  на возмездной основе;

- создание конкурентной  продукции;

- сбыт продукции, включающий  меры по определению объемов,  времени и места ее реализации;

- создание за счет прибыли  инвестиционного фонда и его  использование для расширение производства.

Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия.

Различия в характере  рыночной конкуренции связаны с  существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг т друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами  продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации необходимой для принятия экономических  решений.

Рыночная конкуренция  имеет определенные преимущества и  недостатки.

Преимущества:

· Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров,

· Вызывает необходимость  гибкого реагирования и быстрого адаптироваться к изменяющимся условиям производства,

· Создание условия по оптимальному использованию научно - технических  достижений в области создания новых  товаров, внедрения новой техники  и технологии, разработка более совершенных  методов организации и управления производством,

· Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей,

· Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышения качества товаров.

Недостатки:

· Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, запасов недр)

· Отрицательно сказывается  на защите окружающей среды,

· Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг  коллективно пользования,

· Не создает условия для  развития фундаментальной науки, многих элементов сельского хозяйства,

· Не гарантирует прав на труд, доход.

Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости. В результате, при  совершенной конкуренции доля каждого  участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов  или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной  обособленности.

Связь между производителями  осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности  достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически  не оказывает влияние на условия  реализации на рынке.

Обычно совершенная конкуренция  предполагает выполнение следующих  условий:

- объем производства отдельных  фирм является незначительным  и на оказывает влияние на цену реализуемого товара;

- реализуемые каждым производителем  товары являются однородными;

- покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит  цену на свою продукцию, то  потеряет покупателей;

- продавцы не вступают  в сговор по поводу цен и  действуют независимо друг от  друга;

- фирмы производители  могут свободно входить в отрасль  и выходить из нее.

Соблюдение условий реализацию связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формированием  рыночного механизма образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижения равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической  выгоды обращаются на благо всего  общества.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условии  свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей  и продавцов;

2) высокой мобильностью  факторов производства;

3) отсутствием барьеров  на пути вступления на рынок  или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступам всех  участников рыночных отношений  к информации

Строго говоря, совершенная  конкуренция в чистом в виде ни когда и ни где не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому, совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из принципов  совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают  три основных вида несовершенной  конкуренции:

Информация о работе Совершенная конкуренция. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции