Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработка системы мер по совершенствованию организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго».
Объект исследования – производственнохозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго».
Предмет исследования – организационная структура управления энергокомплексом.

Содержание

Введение 11
Теоретические основы организационной структуры управления производством на предприятии 14
Основные факторы, определяющие тип, сложность и
иерархичность организационной структуры 14
Классификация типов структуры управления организацией 20
Организация реструктуризации предприятия 33
Анализ организационной структуры управлением производством в РУП «Гомельэнерго» 41
Краткая характеристика производственно - экономической деятельности РУП «Гомельэнерго» 41
Анализ структуры управления производством в РУП «Гомельэнерго» 58
Необходимость реструктуризации энергокомплекса 63
Основные направления совершенствование организационной
структуры управления в РУП «Гомельэнерго» 71
Стратегия совершенствования структуры управления энергокомплексом 71
Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления 75
Заключение 83
Список использованных источников 87

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом2.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Начинает отрабатываться механизм взаимодействия РУП «Высоковольтные сети», предлагающего услуги по передаче электроэнергии, с РУП «Оператор рынка» как посредником между поставщиками и покупателями электроэнергии.

На оптовом рынке электроэнергии появляются в качестве поставщиков независимые энергопроизводители.

На третьем этапе (Рис.3.3) концерн «Белэнерго» преобразуется в республиканский холдинг - РАО «Белэнерго» путем выделения филиалов (электростанций), входящих в состав концерна, в самостоятельные акционерные общества, контрольный пакет акций в уставном фонде которых будет принадлежать основному акционерному обществу - РАО «Белэнерго». Уставной фонд РАО «Белэнерго» формируется за счет активов концерна и контрольного пакета акций акционированных электростанций. Взаимоотношения РАО «Белэнерго» с дочерними АО регулируются в соответствии с их учредительными документами. Министерство энергетики осуществляет владельческий контроль за деятельностью акционерных обществ.

РУП «ОДУ» как технический оператор системы, РУП «Оператор рынка» как коммерческий оператор системы, деятельность которых должна находиться в монополии государства, сохраняют свой статус юридических лиц и становятся предприятиями Министерства энергетики Республики Беларусь.

Акционируются РУП «Облэнерго», а также некоторые другие республиканские унитарные предприятия, включенные Министерством энергетики в перечень предприятий, подлежащих акционированию. Решается вопрос о преобразовании АО «Облэнерго» в дочерние акционерные общества РАО «Белэнерго».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.3 Реструктуризация. Этап 3.

Выделяются из состава РУП «Облэнерго» подразделения Энергонадзоров и на их основе создается РУП «Энергонадзор».

Устанавливаются порядок и сроки привлечения инвесторов, исходя из параметров, заложенных в проектах создания акционерных обществ.

Происходит совершенствование структуры АО «Облэнерго» (Приложение Е), в том числе разгосударствление, распределительных сетей, преобразование крупных электростанций в унитарные предприятия акционерных обществ или выделение их из состава обществ и преобразование в самостоятельные организации. Не исключены варианты преобразования отдельных АО «Облэнерго» в областные энергохолдинги. Районы электрических сетей преобразовываются в ОА или УП «Электрические сети». Теплоэлектро централи преобразуются в ОА или УП «Электростанция». Тепловые сети и котельные преобразуются в ОА или УП «Тепловые сети». Предприятия Электрических сетей (ПЭС) преобразуются в АО по ремонту и наладке.

Происходят укрепление и расширение республиканского оптового рынка электроэнергии и мощности, с развитием акционерных структур, распределительных сетей и местных энергоисточников формируются и активно развиваются розничные рынки электроэнергии.

Реформирование отраслей ТЭК направлено на усиление роли рыночных отношений между юридическими лицами при сохранении их управляемости.

Схема реформирования отрасли должна основываться на следующих концептуальных принципах:

  • постепенность и поэтапность реформирования отрасли при параллельном решении текущих проблем отрасли;
  • корректировка действий на основе мониторинга результатов;
  • единое оперативно-диспетчерское управление;
  • единая техническая и финансово-экономическая политика в отрасли;
  • разделение функций производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии;
  • монополия государства на оперативно-диспетчерское управление Белорусской энергосистемой, системообразующие и другие имеющие стратегическое значение линии электропередач и подстанции, организацию и управление оптовым рынком электроэнергии;
  • юридическая и хозяйственная самостоятельность организаций при сохранении государственного регулирования отдельных видов деятельности;
  • принадлежность государству акционерного капитала.

В процессе реструктуризации отрасли планируется создание следующих субъектов и инфраструктуры энергетического рынка:

    • оператора оптового рынка электроэнергии (мощности);
    • сетевой компании с функциями оперативно-диспетчерского управления;
    • генерирующей компании;
    • распределительно-сбытовых компаний;
    • электроэнергетического холдинга, а также республиканского регулирующего органа и республиканской инспекции государственного энергетического надзора.

Это позволит ввести стимулы для повышения эффективности и создания конкуренции в электроэнергетике, создать условия для привлечения инвестиций в целях обновления и развития основных фондов отрасли, достигнуть прозрачности затрат и финансовых потоков в сфере производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии.

В рамках совершенствования организационной структуры одними из приоритетных должны стать вопросы создания совместных предприятий, и в первую очередь с поставщиками ТЭР из России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За 2005 год выработка электроэнергии снизилась на 197 млн. кВтч. Это связано с тем, что потребление электроэнергии снизилось на 492, млн. кВтч.

Уровень оплаты за электроэнергию составляет более 100%, хотя и снизился с 100,8% до 100,6%, при этом денежными средствами оплачено 92,7%.

Рентабельность от реализации электроэнергии возросла с 55,6% до 61,1%.

Отпуск тепловой энергии увеличился на 446,1 тыс. Гкал., при этом убытки от реализации тепловой энергии возросли с 32451 до 98818 млн.руб. Производство тепловой энергии по прежнему не рентабельно.

Балансовая прибыль снизилась на 19681 млн. руб. Это связано с не запланированным ростом цен на энергоносители и принятием на свой баланс двух убыточных сельхозпредприятий, за не полный год ставшие рентабельными.

Продолжается негативная тенденция старения основных фондов, хотя за последний год ситуация немного улучшилась. Более 50% изношены сооружения, передаточные устройства, машины и механизмы, транспорт, инструмент и инвентарь.

Возросли капитальные вложения производственного назначения. В 2002г. было освоено 31.6 млрд.руб., в 2003г. 44.3млрд.руб., в 2004г. 86223млрд.руб., в 2005г. 87346млрд. руб., в 2006г. планируется освоить 90171млрд. руб.

Анализ структуры баланса показал, что финансово – хозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго» осуществлялась в условиях обеспеченности собственными оборотными средствами, для ведения хозяйственной деятельности, однако предприятие считается устойчиво неплатежеспособным, так как у него в течение последних четырех кварталов неудовлетворительная структура баланса. Основными причинами этого является:

-рост незавершённых капитальных  вложений, оборудования к установке;

-рост производственных  запасов материальнотехнических  ценностей;

-рост курса доллара.

Согласно произведённым экономическим расчётам коэффициентов платёжеспособности предприятие РУП «Гомельэнерго»  не считается потенциальным банкротом.

На конец 2005г. по сравнению с началом года коэффицент текущей ликвидности снизился с 1,11 до 1,08, коэффициент обеспеченности собственными средствами снизился с 0,107 до 0,08, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами снизился с 0,147 до 0,1. Всё это свидетельствует о неудовлетворительной тенденции в экономике предприятия, хотя эти коэффициенты пока ещё выше среднего по концерну «Белэнерго».

Существующая в РУП «Гомельэнерго» управленческая вертикаль позволяет оперативно и эффективно выполнять задачи по энергообеспечению субъектов хозяйствования и населения. Однако централизованное управление электроэнергетикой не обеспечивает необходимого развития энергосистемы в части реконструкции и модернизации основных фондов, строительства и ввода новых генерирующих и передающих мощностей, не создает экономических стимулов к повышению эффективности отрасли и ее предприятий. Кроме того, не отвечает стратегической линии Республики Беларусь на создание единого экономического пространства с Российской Федерацией.

Директивой ЕЭС от 1997 г. предписывается всем странам Восточной Европы осуществить либерализацию электроэнергетики. Реструктуризация как раз и представляет собой элемент либерализации, под которой в общем случае понимается:

1.Свободный доступ  производителей энергии на оптовый  энергетический рынок.

2.Свободный доступ  потребителей к оптовому рынку  электроэнергии.

3.Свободный выбор  потребителем электроэнергии её  поставщика. При этом сетевая и распределительная компании обязаны передавать энергию от производителя к потребителю.

4.Применение  свободных цен на электроэнергию, т.е.цен, освобождённых от государственного регулирования и формируемых на основе спроса и предложения.

Разделение трех видов деятельности отрасли «Электроэнергетика» на производство, передачу, распределение и сбыт электроэнергии - первый шаг рыночного реформирования энергетики во всех странах. В краткосрочной перспективе такое разделение с предоставлением энергетическим предприятиям юридической и хозяйственной самостоятельности создает их заинтересованность в результатах производственно-хозяйственной деятельности и ответственность за них, позволяет получить экономические стимулы к снижению издержек и повышению эффективности работы энергопредприятий. Достигается прозрачность финансовых потоков и финансового состояния предприятий, что может служить фактором привлечения инвесторов и обновления основных производственных фондов.

На основании исследования в данной выпускной квалификационной работе проблем организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго» перед энергетиками РБ сегодня стоит основная задача – реорганизация отрасли с выделением отдельных структур по выработке, передаче, распределении и сбыту энергии, преобразовав их в сетевые структуры. Для этого необходимо:

  1. Создать Высоковольтные РЭС во всех филиалах электрических сетей  для разделения затрат электрических сетей на высоковольтную передачу и распределительную части.
  2. Продолжить работы по снижению издержек на производство и передачу электрической и тепловой энергии.
  3. Привести в соответствие с реальными затратами тарифы на тепловую энергию, исключив убытки от реализации тепловой энергии и перекрёстное субсидирование.
  4. Провести  ускоренными темпами модернизацию основных фондов, внедряя оборудование, удовлетворяющее международным стандартам ISO 9000.
  5. Покрыть все объекты  Белорусского государственного энергетического концерна (в том числе и объекты РУП «Гомельэнерго») современной информационной сетью, связав ею все субъекты хозяйствования.
  6. Произвести модернизацию расчетного учёта электроэнергии путём внедрения автоматизированных информационно – измерительных систем контроля и учёта энергии, обеспечив прозрачность физических потоков электрической энергии, предусмотрев:
  • АСКУЭ межгосударственных и межсистемных перетоков электроэнергии;
  • региональных  АСКУЭ РУП – облэнерго;
  • региональных АСКУЭ филиалов электросетей;
  • региональных АСКУЭ РЭС;
  • АСКУЭ электростанций и котельных.

Исходя из вышесказанного, можно сделать главный вывод: внедрение новейших технологий на объектах РУП «Гомельэнерго», хотя и потребуют значительных финансовых средств, необходимо выполнить в ближайшие годы. Это позволит уменьшить затраты на производство и передачу электрической и тепловой энергии, значительно сократить обслуживающий персонал, убрав дублирующие уровни управления и малоэффективные штабные полномочия, что позволит в конечном итоге снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию, и существенно повысить уровень жизни народа Республики Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1

Агеев А. В. Итоги работы Министерства Энергетики РБ за 2005г.// Энергетика Беларуси. – 2006. – 7 фев.- с.1-8

2

Антонова Н. Б. Государственное регулирование экономики. – Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2002. – 775с.

3

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. – М.: «Юридическая литература», 1997. – 400с.

4

Брасс А. А. Менеджмент: Основные понятие, виды, функции. – Мн.: ООО «Мисанта», 2002. – 211с.

5

Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: «ЮНИТА -ДАНА»,2005. – 511с.

6

Гончаров В. И. Менеджмент. – Мн.: ООО «Мисанта», 2003. – 624с.

7

Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – М.: ООО «Новое знание», 2005. – 336с.

8

Князев С. Н., Кремень М. А. Термины и понятия в системах управления. - Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2004. – 102с.

9

Панкевич С. П. Методика экономического анализа деятельности предприятия // «Вестник – ИНФО». – 2005. - №12. – с. 44-51; №13. – с. 60-63; №14. – с. 62-64; №15. – С. 89-92; №16. – С. 61-65.

10

Пелих С. А. Производственный менеджмент. Управление предприятием. – Мн.: «БГЭУ», 2003. – 555с.

11

Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. – 262с.

12

Радиевский М. В. Организация производства на промышленных предприятиях / Учебное пособие. – Мн.: ЗАО«Маркетингфонд», 2001. – 264с.

13

Сорокин А. П. Производственный менеджмент: Курс лекций. – Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2003. – 316с.

14

Суша Г. З. Экономика предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2003. – 384с.

15

Уварова Г. В. Стратегия реструктуризации предприятий.: НПЖ «Финансы. Учёт. Аудит», 1997. – 182с.

16

Чернухин А. А., Флаксерман Ю. Н. Экономика энергетики СССР. – М.: «Энергоатомиздат», 1985. – 416с.

17

Янчевский В. Г., Седегов Р. С., Кривцов В. Н. Теория системного менеджмента. – Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2001. – 391с.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса