Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:44, дипломная работа
Цель работы – разработка системы мер по совершенствованию организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго».
Объект исследования – производственнохозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго».
Предмет исследования – организационная структура управления энергокомплексом.
Введение 11
Теоретические основы организационной структуры управления производством на предприятии 14
Основные факторы, определяющие тип, сложность и
иерархичность организационной структуры 14
Классификация типов структуры управления организацией 20
Организация реструктуризации предприятия 33
Анализ организационной структуры управлением производством в РУП «Гомельэнерго» 41
Краткая характеристика производственно - экономической деятельности РУП «Гомельэнерго» 41
Анализ структуры управления производством в РУП «Гомельэнерго» 58
Необходимость реструктуризации энергокомплекса 63
Основные направления совершенствование организационной
структуры управления в РУП «Гомельэнерго» 71
Стратегия совершенствования структуры управления энергокомплексом 71
Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления 75
Заключение 83
Список использованных источников 87
2.Сохранение структуры, способной обеспечить единую техническую и экономическую политику в отрасли «Электроэнергетика», управляемость национальной энергосистемой - о необходимости этого свидетельствует опыт Казахстана, Украины, России и других стран СНГ, в которых в некоторые периоды была частично утеряна управляемость энергосистемой и отраслью. Такой структурой в нашей стране может и должен стать концерн «Белэнерго».
3.Недопущение поспешности в процессах акционирования и приватизации энергетических объектов, необходимость управления этими процессами и их контроля со стороны государства - об этом также свидетельствуют результаты реформ в Казахстане, на Украине, в России и др.
4.Важность совершенствования системы подготовки кадров всех уровней в области энергетики в связи с реформированием электроэнергетического сектора экономики. В Республике Беларусь должна быть создана многоуровневая система обучения знаниям рыночной энергетики с учетом изменения кадровой структуры в реформированной энергетике. Назначение такой системы - во-первых, создание профессиональной подготовленности для реализации реформ и работы в послереформенный период и, во-вторых, создание психологической настроенности на созидательное начало в осуществлении реформ. Это необходимо для получения положительных результатов.
5.Вопросы реформирования и реструктуризации должны быть увязаны с разработкой стратегического развития отрасли (диверсификацией топливно-энергетических ресурсов, прогнозированием энергопотребления, развитием генерирующих и передающих мощностей и т.д.) - важный урок существующего опыта.
6.Организация работы по преодолению институциональных барьеров и подготовке общественного мнения по правильному восприятию предпринимаемых шагов реформы имеет особое значение в связи с тем, что как всякий процесс, тем более осуществляемый впервые в конкретных условиях, процесс реструктуризации, кроме положительных эффектов, может привести к некоторым негативным последствиям. Задача заключается в их предупреждении и минимизации.
Экспертный анализ опыта реструктуризации энергокомплекса других стран и объективных условий Республики Беларусь приводит к следующим выводам:
|
|
|
Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005г. №339 утверждены Концепция энергетической безопасности, повышения энергетической независимости Республики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на 2006 – 2010гг.
Государством установлен жесткий контроль над темпами роста цен и тарифов на энергоресурсы. В этой связи вопрос снижения себестоимости реализации 1 тыс. куб. метров газа, выработки 1 киловатт-часа электроэнергии и гигакалории тепла выходит на первое место.
3.1. Стратегия совершенствования
структуры управления
Основная задача реструктуризации электроэнергетики республики заключается в приведении структуры управления и хозяйствования в отрасли в соответствие с формирующимися социально-экономическими и имущественными отношениями в республике, в повышении эффективности производства и на этой базе поддержании тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность белорусской продукции.
Реструктуризация энергокомплекса РБ основывается на следующих концептуальных принципах:
Справочно:
Функциональные зоны отрасли «Электроэнергетика» |
Степень возможности развития конкуренции с целью оптимизации функционирования отрасли |
1 Теплоснабжение |
Слабоконкурентная область. Значительное государственное влияние и монополизация |
2 Производство энергии |
Конкурентная область. Ограничения из-за значительного удельного веса ТЭЦ. |
3 Ведение режима и поставки аварийной пиковой, дополнительной мощности (энергии) и оперативная компенсация небалансов, связанных с отклонениями частоты |
Высококонкурентная область активной коммерческой деятельности. К ней относятся также системы коммерческих АЧР, САОН, договорных графиков ограничений и другие формы управления нагрузкой. |
4 Передача энергии по |
В рамках электроэнергетики - неконкурентная область. Конкуренцию составляет транспорт топлива - трубопроводный, железнодорожный, морской, передача по электрическим сетям сопредельных территорий или государств Ценовые тенденции определяют перспективы развития и конкурентоспособность одних по сравнению с другими. |
5 Передача и распределение энерг |
Неконкурентная область. |
6 Управление и эксплуатация |
Допустима конкуренция среди специализированных в данной области компаний, действующих по доверенности собственника объекта в целях достижения максимальной эффективности. |
7. Ремонтные работы |
Потенциально высококонкурентная область, кроме уникальных работ и поставок запасных частей, привязанных к производителю оборудования. |
8. Сбыт электроэнергии |
Конкурентная область для профессиональных посредников и потребительских объединений в зависимости от концепции сбыта и управления энергоснабжающей организацией. |
9 Управление оптовым рынком |
Целесообразно единоначалие при эффективном контроле государства. |
10. Учет и контроль |
Конкурентная область. Известна положительная практика специализированных организаций по достоверному учету, контролю и аудиту деятельности крупных вертикально интегрированных предприятий с использованием программно-технических средств и систем обучения персонала. |
11. Организация процесса |
Целесообразно привлечение внешних и/или подконтрольных специализированных структур, способных организовывать и осуществлять финансирование деятельности со средним, текущим и длительным инвестиционным циклом. |
12. Строительство и монтаж объектов энергетики |
Конкурентная область, кроме уникальных случаев. |
13 Поставка оборудования и |
Ограниченность конкуренции в связи с привязкой к производителю оборудования. Выбор в части потребительских характеристик оборудования, условий поставок и вариантов финансирования. |
14 Научно-исследовательские, проектно-исследовательские, опытно-конструкторские работы |
Конкурентная область. Часть работ ориентирована на долговременное сотрудничество, единственного заказчика и требует уникального опыта. |
Социально-экономическая эффективность реформ будет иметь место для страны в целом, для предприятий энергокомплекса, для всех групп потребителей, в том числе для населения.
Результаты реформирования электроэнергетики зависят от многих факторов, основными из которых являются:
В таблице 3.1 представлена дифференциация целей реформирования по уровням интересов (общенациональный, отраслевой, потребители) и по времени достижения (кратко-, средне-, долгосрочные).
Цели реформирования отрасли «Электроэнергетика»
Дифференциация по уровням интересов |
1. Общенациональный: |
|
2. Отраслевой: |
|
3. Потребители: |
|
Дифференциация по срочности |
Краткосрочные: |
|
Среднесрочные: |
|
Долгосрочные: |
|
Основные причины, определяющие сегодня сложную обстановку в энергетическом комплексе РБ:
Вышеуказанные причины «вымывают» оборотные средства, амортизационные отчисления, средства инновационного фонда, средства выделенные на капитальный ремонт основных промышленно-производственных фондов и приводят к необходимости привлечения значительного объема кредитных ресурсов под закладку мазута и расчетов за энергоносители, а также не дает возможности в полной мере осуществить подготовку оборудования к работе в осеннее - зимний период и ставит под угрозу выполнение программы технического перевооружения и реконструкции отрасли.
3.2. Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления
Основная цель структурной перестройки энергетического комплекса Республики Беларусь состоит в создании условий для стимулирования снижения затрат на производство, транспорт и потребление энергоресурсов, а также привлечения инвестиций в целях своевременного обновления и модернизации основных фондов энергетических предприятий. Достижение целей структурной перестройки должно обеспечиваться путем изменения имущественных отношений в энергетике, реорганизации органов управления и предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для формирования конкурентной среды в сфере поставок, производства и распределения энергетических ресурсов. Процессы преобразования должны протекать при сочетании этапов и шагов по предоставлению полной экономической самостоятельности предприятиям и мер прямого государственного регулирования, контроля деятельности естественных монополий для сохранения технологической целостности и управляемости ТЭК.
В данной работе приведены три этапа реструктуризации. Следует обратить внимание на возможность совпадения во времени некоторых этапов и шагов реформы.
На первом этапе передаются в ведение концерна крупные конденсационные электрические станции: Лукомльская ГРЭС (2405МВт), Березовская ГРЭС (930МВт) и Минская ТЭЦ-5 (330МВт) с сохранением за ними статуса филиалов, обладающих хозяйственной самостоятельностью. Этот шаг имеет целью отделение от РУП «Облэнерго» части генерации электрической энергии (47.13% установленной мощности энергосистемы) от других видов деятельности электроэнергетики, создание для РУП «Облэнерго» примерно равных условий купли-продажи электроэнергии, а также создание относительно одинаковых конкурентов-поставщиков на оптовый рынок электроэнергии и мощности.
Готовятся предложения по формированию нормативной правовой базы функционирования оптового рынка электроэнергии.
В рамках концерна «Белэнерго» создаются и отрабатываются экономические механизмы взаимоотношений концерна (продавец электроэнергии), РУП «Облэнерго» (покупатели электроэнергии) и РУП «ОДУ» (технический оператор системы).
Строится система обучения персонала и осуществляется подготовка кадров для работы в условиях рынка и обеспечения его функционирования.
На рис.3.1 приведен первый этап реструктуризации .
Рис.3.1. Реструктуризация. Этап 1.
С целью подготовки на следующем этапе реформирования отделения функции передачи электроэнергии от функций ее генерации и сбыта, как потенциальных сфер конкуренции в энергетике, и сохранения монополии государства на системообразующие и транзитные сети предоставляется статус филиалов РУП «Облэнерго» их службам высоковольтных сетей. На базе филиалов электрических сетей создаются Высоковольтные РЭС (Приложение Д). Цель этого шага - обеспечить упорядочение и отделение активов указанных подразделений, а также урегулирование технических и социальных вопросов.
На втором этапе (Рис 3.2) на базе «Центра расчета за перетоками» концерна «Белэнерго» образуется подразделение «Оператор рынка» как коммерческий оператор системы со статусом филиала концерна. Формируются штаты, техническое и информационно-программное обеспечение этого подразделения. После чего образуется РУП с одноименным названием, т.е. функции коммерческого оператора создаваемого республиканского оптового рынка электроэнергии и мощности будет выполнять государственное предприятие, обладающее юридической и хозяйственной самостоятельностью.
Рис.3.2 Реструктуризация. Этап 2.
Филиалы «Высоковольтные сети» РУП «Облэнерго» преобразуется в самостоятельное предприятие РУП «Высоковольтные сети» с передачей его в ведение концерна «Белэнерго». Введение РУП «Высоковольтные сети» передаются филиалы «Высоковольтные сети» всех РУП «Облэнерго». Создание единой структуры в рамках концерна, кроме отделения функций передачи и импорта-экспорта электроэнергии от функций распределения и сбыта, позволяет на более высоком уровне с учетом специфики высоковольтных сетей осуществлять их развитие и эксплуатацию.
Внедряются основные нормативно-законодательные акты по функционированию оптового рынка электроэнергии и мощности. На этом этапе уже могут начать функционировать механизмы долгосрочных и краткосрочных контрактов на поставки электроэнергии и мощности между субъектами рынка, т.е. начать работать контрактный рынок. Кроме этого ведется работа над созданием механизма и правил торговли оптового рынка.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса