Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 10:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - подробно рассмотреть процесс кадрового планирования, а также выявить методы его совершенствования на примере организации.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения и заключается в том, что персонал является важным ресурсом работы предприятия, который обеспечивает его бесперебойную работу для достижения целей.
Введение……………………………………………………………………………2
Методологическая характеристика проблемы определения
потребности в персонале…………………………………………………...3
Качественная и количественная потребность в персонале………..3
Методы определения потребности в персонале …………………...4
Структура планирования потребности в персонале……………….12
Практические аспекты определения потребности в персонале
на примере фирменного магазина компании «Les Montres»…………….14
Общая характеристика магазина «Les Montres»……………...……14
Организационная структура магазина «Les Montres»
в Москве……………………………………………………………….14
Расчеты по определению потребности в персонале
на примере фирменного магазина «Les Montres»………………….15
Рекомендации по совершенствованию процесса определения
потребности в персонале в компании «Les Montres»……………………29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы……………………………………………………………………….33
Известно, что руководство предприятия на 2014 год запланировало изменение штатной структуры предприятия в связи с расширением компании. В 2014 году планируется открытие еще одного фирменного салона в связи, с чем необходимо определить потребность в обслуживающем персонале магазина.
В связи с тем, что магазин «Les Montres» - торговое предприятие, в данном случае не подходят методы определения потребности в персонале, рассмотренные в пункте 1.2., поэтому для определения потребности в персонале предприятия воспользуемся методикой Рыжовой. [2]
Решение задачи будет производиться в несколько этапов.
Этап 1. Формулировка целей деятельности.
Этап 2. Определение качественной потребности в персонале:
а) составление матрицы распределения функций;
б) формулировка требований к персоналу.
Этап 3. Определение количественной потребности в персонале:
а) составление схем реализации бизнес-процессов;
б) разработка норм работы;
в) расчет количества сотрудников.
Этап 1. Формулировка целей деятельности
Задача менеджера по персоналу на данном этапе - объяснить руководителю важность постановки целей деятельности, добиться выполнения этой работы и проанализировать (желательно во взаимодействии с маркетологом) полученные данные. Анализ поможет предусмотреть все тонкости будущего дела, позволит к моменту начала работы создать оптимальную модель предприятия, в том числе и в области количественных и качественных характеристик персонала.
Директор магазина ставит перед менеджерами следующие цели:
1. За 2014 год работы магазин должен получить не менее 1.500.000 рублей общей выручки.
2. Магазин должен привлечь внимание покупателей с высоким и превышающим средний уровнем дохода.
3. К концу года количество
постоянных покупателей
Этап 2. Определение качественной потребности в персонале
а) Составление матрицы распределения функций
Следующим шагом работы является построение матрицы распределения функций (МРФ). Такая матрица наглядно показывает, какие должностные лица участвуют в тех или иных работах, составляющих бизнес-процесс. Использование МРФ на разных этапах деятельности предприятия способно значительно облегчить работу менеджера по персоналу:
- помощь в определении
качественной потребности в
- исключение дублирования
функций или отсутствия
- более рациональное
- основа для написания должностных инструкций,
МРФ представляет собой таблицу, отражающую бизнес-процессы предприятия с их подробной детализацией. Перечислены исполнители работ и функции, которые каждый исполнитель реализует по отношению к данной работе.
Рассмотрим правила составления МРФ на примере двух бизнес-процессов магазина - "Поступление товаров в торговый зал" и "Продажа товаров".
Используется система обозначения функций:
Помимо этих основных функций могут также использоваться вспомогательные:
В строке функций не должны повторяться функциональные обязанности принятия решения (Р) и исполнения (И) для исключения ситуации "нескольких начальников" или "нескольких исполнителей".
Если действие рутинное или строго регламентированное, может отсутствовать функция принятия решения.
Таблица 6. Построение матрицы распределения функций
Бизнес-процесс |
Исполнители | |||||
Менеджер по сбыту |
Продавец |
Менеджер торг. зала |
Директор по сбыту |
Административный директор |
Директор магазина | |
ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРА В ТОРГОВЫЙ ЗАЛ | ||||||
1. Получение заказа |
И |
П |
Р К |
С А |
||
2. Формирование партии |
Р К |
|||||
3. Оформление документов |
И |
П |
Р | |||
4. Доставка в торг. зал |
П |
Р К |
||||
5. Выбор места для товара |
Р И |
К А |
||||
6. Установка цены |
П А |
И |
Р К | |||
7. Раскладка товара |
И |
Р К А |
||||
8. Оформление ценников |
И |
Р К |
П |
|||
ПРОДАЖА ТОВАРА | ||||||
1.Встреча покупателя |
И |
К |
||||
2.Выяснение запроса |
И |
К |
||||
3.Рассказ о товаре |
И |
К |
||||
4.Ответы на вопросы |
И |
У К |
||||
5.Помощь в примерке, выборе |
И |
К |
Продолжение таблицы 6.
6. Доставка со склада товара нужного цвета, размера (при временном отсутствии в торг. зале) |
П |
Р И |
К |
А |
||
7. Предложение сделать заказ на отсутствующий товар |
И |
К |
||||
8. Оформление заказа |
И К |
А |
||||
9. Передача покупки на кассу |
И |
К |
||||
10. Оформление покупки |
И |
К |
||||
11. Упаковка покупки |
И |
Заполненная таким образом матрица дает представление о сфере обязанностей каждого работника, о сложности выполняемой им работы, наглядно демонстрирует уровень занятости работника. На основе этих параметров, а также описанного выше анализа целей можно приступать к определению качественных параметров для каждой должности.
б) Формулировка требований к персоналу
Приведем формулирования требований к персоналу, строящихся на данных матрицы распределения функций. Кроме требований также можно сформулировать некоторые пути развития и обучения сотрудников на отдельных позициях.
Поскольку продажа элитных моделей часов ассоциируется с женским присутствием, идеальным кандидатом на вакансию продавца будет девушка 20-28 лет. Торговое образование и опыт работы не являются обязательным условием. Из таблицы видно, что основной функцией продавца в нашем случае являются консультирование покупателя, поэтому после окончания набора целесообразно провести обучение продавцов основам торговли и презентации, технике продаж, навыкам решения конфликтов, ознакомить их с ассортиментом. Продавцы должны иметь специализацию по своим секциям, но в то же время должны быть взаимозаменяемы (в дальнейшем следует проводить периодическое изучение продавцами всего ассортимента магазина).
Менеджер зала, обладая
такими же личностными
Полученные таким образом объективные требования к персоналу торгового зала следует скорректировать с учетом пожеланий руководителя магазина и менеджеров.
Этап 3. Определение количественной потребности в персонале
а) Составление схем реализации бизнес-процессов
После завершения второго этапа работ мы имеем практически полную картину того, как выглядят бизнес-процессы в рассматриваемом магазине. Для наглядности следует нарисовать схему этих бизнес-процессов.
Существует несколько подходов к построению таких цепочек. В данном примере мы используем способ построения цепочки бизнес-процесса на основе заполненной ранее матрицы распределения функций.
Рисунок 5. Схема бизнес-процесса «Поступление товара в торговый зал»
Рисунок 6. Схема бизнес-процесса «Продажа товара»
Для обозначения элементов бизнес-процессов использованы их порядковые номера в МРФ.
Используемые обозначения:
Вход – выход бизнес процесса (за пределами схемы он имеет свое продолжение, связи с другими процессами);
Возврат;
Продвижение от одного элемента бизнес-процесса к другому.
б) Разработка норм работы
Прежде чем переходить к расчету количественной потребности в сотрудниках торгового зала, необходимо сформировать графики дежурства продавцов. Рабочий день продавцов, кассиров и менеджера зала рассматриваемого магазина продолжается 10 часов (магазин работает без обеда, поэтому обеденный перерыв продавцов будет формироваться по скользящему графику). Следовательно, график работы должен иметь следующий вид: от "1 через 1" до "4 через 4" (более четырех дней в неделю продавец работать не может - иначе нарушится требование о 40-часовой рабочей неделе). Конкретный вариант можно выбрать, исходя из удобства работы других служб магазина, а также с учетом пожеланий сотрудников.
в) Расчет количества сотрудников
Из всех приведенных данных для расчета количественной потребности в персонале можно извлечь:
Если во время работы магазина то, необходимо учитывать, что какая-то часть продавцов будет отвлечена на раскладку товара. А если в другое время – удлиняется рабочая смена, требуется менять график дежурства продавцов. Предположим, что было решено раскладывать товар во время работы, в периоды наименьшего потока покупателей.
Таким образом, в каждой из 7 секций одновременно будет находиться 1-3 человека (при условии равномерного распределения покупателей по залу). Такое количество покупателей может обслужить один продавец, в то же время такая норма не является заниженной, так как магазин должен поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов. В моменты пика потока посетителей продавцы могут подменять друг друга, им также будет помогать менеджер зала.
Подсчитаем общую численность персонала торгового зала. Одновременно в зале будут находиться следующие сотрудники: продавцы – 7 человек, 1 менеджер торгового зала. Итого – 8 человек в одной смене. Магазин будут обслуживать две смены сотрудников, следовательно, до начала работы магазина следует осуществить отбор и необходимое обучение восемнадцати человек:
- 14 продавцов (двое из них должны иметь квалификацию продавца-кассира – для замены кассира);
- 2 менеджера торгового зала.
Таким образом, штатное расписание предприятия будет выглядеть следующим образом (табл. 7).
Таблица 7. Штатное расписание предприятия (плановое)
Должность |
Количество штатных единиц |
Обязанности |
Директор магазинов |
1 |
Контролирует работу магазинов «Les Montres» в Москве по всем вопросам |
Менеджер по персоналу |
1 |
Участие в отборе, приеме на работу и оценке труда работников магазина |
Административный директор |
1 |
Отвечает за поддержание порядка в магазине, обеспечение безопасности, погрузку/разгрузку и хранения товаров, сервисные услуги и вопросы аренды |
Директор по сбыту |
1 |
Контролирует непосредственно работу сбыта товаров |
Менеджеры по сбыту |
2 |
Контролирует работу непосредственно отдела продаж |
Продавцы-консультанты |
14 |
Консультирование покупателей в торговом зале, подбор моделей товаров, оформление покупок и их продажа |
Охранник |
1 |
Следит за безопасностью работы магазина |
Информация о работе Совершенствование процесса определения потребности в персонале