Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развития мировых хозяйственных связей заметен процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении формирования безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современных условиях. Одним из самых распространенных инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых странах пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт демонстрирует степень интеграции банковской системы и общества. Довольно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в индустриально развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
1.2 Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
1.4 Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 42
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

bestref-187831.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Заочное экономическое отделение

Кафедра «Банковское дело»

 

 

Допущена к защите

Зав. кафедрой

к.э. н., профессор _______ Е.И.Дашина

                             подпись

«__»________________20___г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

На тему: «Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)»

 

 

Работу выполнил

Студентка гр. ЗЭ-62Б __________________ Гарифуллина А.М.

                                                    подпись

Научный руководитель

К.э. н., профессор __________________ Дашина Е.И.

                                            подпись

Консультант звание, степень __________________

                                                        подпись

 

Казань, 2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы  организации операций банка с  пластиковыми картами

    1. Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
    2. Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
    3. Российские и зарубежные платежные системы
    4. Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами

2. Анализ операций  с банковскими картами ОАО «ВТБ»

2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»

2.2 Особенности операций  с пластиковыми картами в ОАО  «ВТБ» 42

3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 

3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт

3.2 Проблемы и перспективы  развития и совершенствования  рынка пластиковых карт. Рекомендации  по повышению эффективности работы  с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»

3.3 Пластиковые карты  в условиях экономической нестабильности

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях развития мировых  хозяйственных связей заметен процесс  интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в  частности, в направлении формирования безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современных условиях. Одним из самых распространенных инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых странах пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт демонстрирует степень интеграции банковской системы и общества. Довольно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в индустриально развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в перспективах развития и дальнейшего роста доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские пластиковые карты позволят сократить объем налично-денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.

Пластиковая карта используется для разнообразных операций. В  зависимости от оказываемых услуг  она может выступать в роли пропуска, водительского удостоверения, проездного документа и просто средством платежа. Впервые идея использования кредитной карточки была выдвинута в прошлом веке Эдуардом Белами (1887г). На практике первые картонные кредитные карточки стали использоваться в США на торговых предприятиях в 20-е годы прошлого столетия. На протяжении длительного времени не могли найти подходящий материал, который бы отвечал функциональным требованиям кредитных карт. Только в начале 60-х годов в США появились пластиковые карты с магнитной полосой. Впоследствии многие государства в банках ввели систему карточных расчетов, и она приобрела международный характер.

Деятельность российских банков с пластиковыми картами началась в марте 1988г., когда в Лондоне  между бюро путешествий ВАО «Интурист» и международной организацией VISA International было подписано соглашение, в результате которого «Интурист» стал членом этой международной организации, обладающим эмиссионными правами. С конца 60-х гг. и до 1989 кредитными карточками в РФ пользовались только иностранные туристы, однако вскоре была разработана система расчётов за товары и услуги пластиковыми картами, и в настоящее время все крупнейшие банки РФ предоставляют населению и организациям услуги по выпуску и обслуживанию пластиковых карт.

На сегодняшний день остается стабильно высоким спрос  населения на карточные услуги: наблюдается  постоянный и устойчивый прирост  различных категорий новых клиентов – владельцев пластиковых карт, причем не только с высоким уровнем  дохода. Их число пополняют менеджеры среднего звена, госслужащие и студенты, для которых пластиковые карты становятся повседневным платежным средством.

Пластиковые карты представляют собой финансовый инструмент, который  значительно упрощает доступ к кредитным  ресурсам для физических лиц. Для доступа к кредитной линии, предоставляемой банком, заемщику достаточно пройти однократную процедуру оформления договора, после чего, если заемщик добросовестный, часто рассчитывающийся пластиковой картой, возможно увеличение кредитного лимита.

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию  работы коммерческого банка с  пластиковыми картами и совершенствование  операций с пластиковыми картами  в ВТБ.

В связи с целью  работы были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие, виды пластиковых карт и их особенности;
  • Определить основные операции с пластиковыми картами;
  • Осветить российские и зарубежные платежные системы;
  • Проанализировать операции с банковскими картами ОАО Банк ВТБ;
  • Охарактеризовать зарубежный опыт использования пластиковых карт;
  • Исследовать проблемы развития рынка пластиковых карт в России;
  • Представить рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.

Объектом исследования является ОАО Банк ВТБ.

Предметом исследования является основные операции с пластиковыми картами.

Теоретическим вопросам посвящена первая глава выпускной  квалифицированной работы. Она отражает понятие, виды пластиковых карт и  их особенности, основные операции с  пластиковыми картами. В этой же главе  рассмотрены зарубежные и российские платежные системы и нормативное регулирование операций с пластиковыми картами.

Краткая экономико-организационная  характеристика ОАО Банк ВТБ осуществлена во второй главе. В ней же проведен и анализ эффективности операций с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.

Третья глава работы посвящена перспективе развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО  Банк ВТБ. В заключении подведены основные итоги исследования, а также сделаны выводы и представлены рекомендации. В процессе работы были использованы эмпирико-теоретические (описание, сравнение) и аналитико-синтетические методы (анализ, синтез). Информационной базой исследования являются официальные данные Госкомстата России, официальные статистические данные по Республики Татарстан, результаты научных исследований, аналитическая информация российской и зарубежной деловой прессы, годовые отчеты ОАО Банк ВТБ, а также нормативные и правовые акты РФ, органов исполнительной и законодательной власти регионального уровня.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ БАНКА С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ

 

1.1 Понятие, виды пластиковых  карт и их особенности

 

Пластиковая карточка –  персонифицированный платежный  инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Предприятия, принимающие карточку торговли/сервиса и отделения банков, образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).

Первую универсальную  пластиковую карту представила  в США 28 февраля 1950 года система Diners Club. Ее основатели Блумингдейл, Макнамара  и Снайдер разработали план внедрения  нового типа карт на рынок (ранее существовали карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века). Предполагалось, что новая карта позволит делать покупки ее владельцу по всей стране. Diners Club должна была стать посредником между покупателем и продавцом, обеспечивая им кредит, а своим эмитентам – доходы. Прибыль планировалось получать с фирмы-продавца, которая должна была давать 7% скидки с суммы покупки, а также с владельца карты в виде ежемесячной платы. По сути первая карта была кредитной, так как она предназначалась для двух сотен клерков Манхэттена, которые по таким карточкам могли питаться в кредит в 14 ресторанах Нью-Йорка. Уже в 1958 году к выпуску универсальных пластиковых карт приступили крупнейшая американская компания дорожных чеков American Express и компания Carte Blanche, а первый и второй по величине банки США – Bank of America и Chase Manhattan Bank – приступили к проведению операций с кредитными картами. В 1966 году Bank of America начал продавать лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard.

Второй национальной системой карт в США стала Interbank Cards Association. Эти системы совершили  прорыв в распространении кредитных  карт, проведя совместную рассылку карт по почте, увеличив при этом число владельцев карт на миллионы. В конце 1960-х годов прошлого столетия несколько крупных банков – конкурентов Bank of America создали свою межбанковскую карточную ассоциацию – Interbank Card Association. В 1969 году эта ассоциация купила права на карты Master Charge, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов; большинство банков – членов ассоциации перешли на выпуск этой карты. В свою очередь банки, выпускавшие BankAmericard, настояли на том, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 года была создана National BankAmericard Incorporated.

Параллельно с развитием  американского рынка шла и  интернационализация карточных  операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию Eurocard International со штаб-квартирой в Швеции. Сотрудничество MasterCard и Eurocard началось в 1974 году. Расширяя свое сотрудничество с MasterCard, эта ассоциация по мере появления новых технологий заключила соглашения с компаниями Cirrus и Maestro, что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International с платежной системой EuroCheck. Новая организация стала называться Europay international.

В России началом становления  рынка пластиковых карт принято  считать 1989 год, когда Сбербанк и  Кредобанк сумели стать членами Visa.

Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам  является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками «в долг» – товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.

При выдаче карточки клиенту  осуществляется ее персонализация –  на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится «вручную», когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS – Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры секретный ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством – банкоматом, который и проводит авторизацию.

При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом  лимитов. Характер лимитов и условия  их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям.

Держателю дебетовой  карточки необходимо заранее внести на свой счет в банке-эмитенте определенную сумму. Ее размер и определяет лимит  доступных средств. При осуществлении  расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь пополнить средства на своем счете.

Информация о работе Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)