Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:43, курсовая работа
В условиях развития мировых хозяйственных связей заметен процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении формирования безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современных условиях. Одним из самых распространенных инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых странах пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт демонстрирует степень интеграции банковской системы и общества. Довольно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в индустриально развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
1.2 Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
1.4 Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 42
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения
Подтверждением высокой эффективности работы ВТБ стало присвоение ему звания лучшего коммерческого банка России авторитетным журналом Global Finance. Также в 2007 году международное рейтинговое агентство Fitch объявило Банк лидером в сфере корпоративного кредитования. Банк вошел в тройку лидеров по количеству пластиковых карт в обращении.
Таблица 2.1.2.
Банки по количеству пластиковых карт в обращении на 1 января 2009 года
Банки по количеству пластиковых карт в обращении на 01 января 2009 года | |||||
№ |
Банк |
Количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2009 года (шт.) |
в т.ч. платёжной системы Visa (шт.) |
в т.ч. платёжной системы NCC (шт.) |
в т.ч прочих платёжных систем (шт.) |
1 |
Сбербанк |
30 438 932 |
11 469 784 |
0 |
0 |
2 |
Альфа-Банк |
5 127 983 |
4 402 789 |
0 |
4 |
3 |
ВТБ |
3 918 471 |
3 774 373 |
0 |
24 |
В ближайшем будущем ВТБ намерен не только упрочить лидерство во всех основных сегментах российского рынка банковских услуг, но и стать первым и единственным в мире финансово-банковским институтом, предоставляющим банковские услуги практически на всем постсоветском пространстве. К концу 2010 года свыше полутора тысяч отделений ВТБ смогут предложить клиентам Банка весь комплекс финансовых услуг более чем в 20 странах мира.
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
Операции с банковскими и платежными картами:
ВТБ является принципиальным членом платежных систем Visa International с 1995 года, MasterCard International с 1998 года. С 2003 года Банк выпускает и обслуживает карты международной платежной системы Diners Club International, а также распространяет карты American Express. C 2006 года Банк обслуживает карты платежной системы China UnionPay.
Основные преимущества проведения операций с банковскими и платежными картами в ВТБ:
ВТБ выпускает и обслуживает корпоративные банковские карты международных платежных систем Visa International, MasterCard International и Diners Club International, а также распространяет корпоративные карты платежной системы American Express.
Рис. 2.2.1 ВТБ по количеству пластиковых карт в обращении на 1 июля 2009 года (по платежным системам)
Основные удобства и преимущества для клиентов по картам, эмитируемым Банком:
В настоящее время Банк для выпуска карт Visa Business, MasterCard Business, Visa Gold, MasterCard Gold, Visa Platinum, MasterCard Platinum открывает счета банковских карт в рублях, долларах США и евро.
Для выпуска карт Diners Club счета банковских карт открываются в рублях и долларах США. Для получения карт American Express достаточно открытия в Банке расчетного/текущего счета в долларах США или евро.
Для предприятий торговли
и сферы услуг ОАО Банк ВТБ
проводит расчеты по операциям с
банковскими картами
К основным преимуществам заключения соответствующего договора с ОАО Банк ВТБ для предприятий торговли/сферы услуг относятся:
При заключении договора ОАО Банк ВТБ:
В настоящее время предприятиям торговли/сферы услуг предлагается широкий спектр услуг, оказываемых Банком в зависимости от рода деятельности:
ОАО Банк ВТБ заключает договора с организациями на перечисление заработной платы сотрудников на счета банковских карт международных платежных систем Visa International и MasterCard International в рублях, долларах США или евро.
Улучшение качества кредитного портфеля остается одним из приоритетов ВТБ. Несмотря на серьезный спад в экономике, объемы кредитования остаются на стабильном уровне при сохранении высокого уровень дисциплины в управлении рисками. По итогам девяти месяцев 2009 г. объем кредитного портфеля до вычета резервов вырос на 3,0% до 2 728,8 млрд. рублей, объем розничных кредитов увеличился на 8,7%, объем корпоративных кредитов – на 2,0%.
Расходы на создание резервов за первые девять месяцев 2009 г. превышают аналогичный показатель прошлого года, но темпы роста данных расходов, достигнув пика, начали снижаться. В третьем квартале расходы на резервирование составили в годовом исчислении 4,3% кредитного портфеля, что ниже, чем в первом (7,1%) и во втором (6,6%) кварталах 2009 г. Резерв под обесценение кредитов увеличился за девять месяцев текущего года до 7,9% валового объема кредитного портфеля по сравнению с 3,6% на конец прошлого года.
Начиная с данного
отчетного периода ВТБ
По итогам девяти месяцев ВТБ зафиксировал существенный приток клиентских средств. Объем средств на счетах клиентов (за вычетом средств Минфина РФ) увеличился на 30,5% до 1 438,4 млрд рублей по сравнению с 1 101,9 млрд рублей на конец 2008 г. Объем розничных депозитов вырос на 21,5% до 430,2 млрд рублей с 354,1 млрд рублей на конец 2008 г.[49]
Доля группы ВТБ на рынке депозитов физических лиц увеличилась до 6,0% по сравнению с 5,7% на конец декабря 2008 г. Таким образом, розничный банк Группы, ВТБ, продолжает опережать своих конкурентов на рынке. Средства на счетах корпоративных клиентов и органов государственной власти (без учета депозитов Минфина РФ) возросли на 34,8% до 1 008,2 млрд рублей по сравнению с 747,8 млрд рублей на конец 2008 г.
Доля краткосрочных займов, привлеченных от государства, в обязательствах Группы снизилась с 19,0% по состоянию на конец 2008 г. до 10,2% на 30 сентября 2009 г.[49]
Чистый убыток группы ВТБ за девять месяцев 2009 г. в размере 45,5 млрд рублей в основном обусловлен высоким уровнем расходов на создание резервов.
Увеличение капитала в третьем квартале 2009 г. значительно укрепило капитальную базу Группы. В результате коэффициент достаточности капитала Группы достиг 19%, а достаточность капитала первого уровня составила 14%. Стабильная структура баланса ВТБ дает его акционерам и держателям долговых инструментов дополнительную уверенность в способности Группы противостоять возможным экономическим шокам, а также в том, что ВТБ обладает достаточным капиталом для развития бизнеса в условиях восстановления экономики.
ВТБ Капитал продолжил укреплять свои позиции в качестве ведущего инвестиционного банка России. Растущий спрос на финансирование, в первую очередь на внутреннем долговом рынке, в сочетании с улучшением настроений инвесторов, позволяет рассчитывать на то, что увеличивающийся поток доходов, генерируемых инвестиционным бизнесом, будет вносить существенный вклад в финансовые показатели Группы. С возобновлением активности на рынках долгового и акционерного капитала инвестиционный бизнес ВТБ сможет получать новые мандаты на организацию сделок, что позволит ему и дальше наращивать свою долю рынка. Согласно рэнкингу Bloomberg Capital Markets League Tables (Russia), доля ВТБ Капитала на рынке составляет почти 30%.
По итогам третьего квартала 2009 года ВТБ Капитал занял первое место в рейтинге инвестиционных банков – организаторов облигационных займов (агентство Cbonds), организовав 24 выпуска общим объемом 170,5 млрд рублей. Также в третьем квартале ВТБ Капитал занял вторую строчку в рейтинге крупнейших организаторов еврооблигационных займов на рынке России и стран СНГ (журнал EuroWeek), а позже поднялся на первое место рейтинга. ВТБ ожидает, что растущий спрос на организацию облигационных выпусков позволит и дальше укреплять позиции Группы как на внутреннем, так и на международных рынках долгового капитала.
В течение первых девяти месяцев 2009 года ВТБ Капитал укрепил свои позиции на рынке РЕПО биржи ММВБ. В июле 2009 года ВТБ Капитал впервые вошел в пятерку крупнейших операторов в режиме торгов РЕПО по акциям на ММВБ, согласно рейтингу «Ведущие операторы» биржи, в октябре 2009 г. ВТБ Капитал занял в этом рейтинге третье место.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
Среди международных банковских карт карточка VISA (Gold VISA, VISA Classic, VISA Business, VISA Electron, VISA Plus) – наиболее популярная, престижная, и, соответственно, дорогая.
Чуть менее популярна EuroCard/MasterCard (EuroCard/MasterCard Standard, EuroCard/MasterCard Gold). Несмотря на «европейское» происхождение, к оплате она принимается во всем мире подобно картам VISA.