Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ОАО «Ижевский механический завод». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ОАО «Ижевский механический завод» и определение основных причин его ухудшения
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Общая характеристика методов управления. Понятие и классификация методов управления
1.2. Социологические методы управления
1.3. Психологические методы управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ОАО «ИЖЕВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Оценка эффективности работы предприятия
2.3. Исследование социально-психологических факторов управления на предприятии ОАО «Ижевский механический завод»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Развитие системы социального и психологического планирования
3.2. Совершенствование организационной культуры
3.3. Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива
На основе результатов социологических исследований разрабатываются и применяются также методы социального регулирования, нормирования и морального стимулирования. Методы социального регулирования используются для упорядочения отношений в коллективе. К ним относятся: методы повышения социально-служебной активности (обмен опытом, почин, критика, самокритика, агитация, пропаганда, соревнование); методы социальной преемственности (торжественные собрания, вечера, чествование ветеранов, совещания передовых работников по профессии и др.). К методам социального регулирования и нормирования относятся методы, которые призваны закреплять и развивать отношения, соответствующие системе управления. Это - установление моральных и иных норм. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов органов, групп, отдельных работников, добившихся высоких показателей в работе. Социальная информация, как известно, служит исходным материалом для планирования социального развития коллектива органа.
1.3 Психологические методы управления
Эти методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.
Трудовая деятельность осуществляется на основе функционирования психики человека, т.е. мышления, воображения, внимания и иных психических свойств. Совершенно очевидно, что психическое состояние человека в тот или иной временной период прямо и непосредственно оказывает воздействие как на его личные результаты труда, так и на трудовые достижения коллектива, в котором он работает.
К психологическим методам управления относятся: методы комплектования малых групп и коллективов; методы гуманизации труда; методы психологического побуждения (мотивации); методы профессионального отбора и обучения.
Методы комплектования малых
групп и коллективов
Существуют два вида совместимости:
психологическая и социально-
Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.
Методы психологического побуждения (мотивации). Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления - работника (работников). Методы психологического побуждения многообразны. К их числу относятся:
1) убеждение - воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров;
2) внушение - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления путем влияния руководителя на психику подчиненного. Наибольшую эффективность дает применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника. Внушаемость во многом зависит от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические качества внушающего имеют важное значение в повышении эффективности применения рассматриваемого метода;
3) подражание - воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом. Руководитель прежде всего сам обязан быть образцом в своем поведении и деятельности, ибо он находится в центре внимания всех, к его поведению все присматриваются, его действия обсуждаются и оцениваются. Руководитель, как правило, служит в качестве эталона поведения для руководимых, для всех тех, кто постоянно контактирует с ним;
4) вовлечение - побудительный прием, посредством которого работник-исполнитель становится участником процесса подготовки и реализации решений, принятых руководителем;
5) оказание доверия - психологическое воздействие, выражающееся в подчеркивании, выделении положительных качеств работника, его опыта, квалификации и т.п., в выражении уверенности в его возможностях, что повышает моральную значимость поручаемого задания;
6) принуждение - психологическое воздействие на работника, заставляющее его (иногда вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее задание.
Мотивация деятельности работника может носить перспективный и текущий характер. Наличие перспективной (далекой) мотивации помогает работнику преодолевать временные трудности в работе, ибо он устремлен в будущее, настоящее работник рассматривает, как этап достижения намеченных целей. Если же у работника текущая (близкая) мотивация деятельности, то трудности или неудачи в труде могут снизить его трудовую (служебную) активность или даже вызвать желание перейти на другую работу.
Методы профессионального отбора и обучения. К таким методам относятся: отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе (занимаемой должности); развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела.
Все вышеуказанные методы могут оказывать эффективное воздействие на человека, если будут применяться с учетом особенностей психологического склада конкретной личности, т.е. ее характера, способностей, темперамента.
ГЛАВА 2. Анализ используемых социально – психологических методов и их эффективность на ОАО «Ижевский механический завод»
2.1. Характеристика объекта
ОАО «Ижевский механический завод» многопрофильное промышленное предприятие, выпускающее гражданское и служебное оружие, электроинструмент, упаковочное оборудование, нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, точное стальное литье. Находится на территории Ижевска.
Основными целями деятельности Общества является:
Сегодня открытое акционерное общество «Ижевский механический завод» — крупнейшее многопрофильное предприятие России с современными технологиями машиностроения, металлургии, приборостроения, микроэлектроники, выпускающее гражданское и служебное оружие, электроинструмент, упаковочное оборудование, нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, точное стальное литье. Продукция производится под товарным знаком Baikal, имеющим международную регистрацию. За 60 лет завод превратился в один из крупнейших в России, на сегодняшний день, по данным маркетологов завода, предприятие выпускает около 86% оружия в стране. По оценкам независимых экспертов, доля завода около 40-45%.
Преимущественно предприятие выпускает охотничье и боевое оружие. Завод имеет возможность выпускать примерно 100 различных видов охотничьих ружей и 18 видов пневматических винтовок. Предприятие закупает практически все ресурсы, такие как: конструкционная сталь, штамповки, стальную проволоку, цветные металлы, провода, масла и смазки, пластмассы, различные сплавы, технические химикаты, дерево. Продукция поставляется из ближайших районов на конкурсной основе.
Среди цехов завода есть: ложевой, ствольный, металлургический, сборочный, экспериментальный, ремонтный, деревообрабатывающий и многие другие. Завод практически полностью обеспечивает себя инструментами, в цехах идет производство деталей, а затем в сборочном цехе создается готовая продукция. На заводе используется современные станки для деревообработки. Наибольшее преимущество (перед предприятием «Ижмаш» например) создает оборудование для производства дульных насадок, которое было поставлено на завод не так давно, но уже доказало свою конкурентоспособность. Эти станки позволяют выпускать насадки в несколько раз дешевле, чем на обычном оборудовании. По сравнению с другими российскими оружейными заводами, механизация труда в норме, однако, если сравнивать с иностранными производителями, то степень автоматизации крайне низка. На заводе есть своя ТЭС, которая работает на газу и мазуте. ТЭС, помимо нужд завода, обеспечивает также и ближайшие жилые дома. Продукция Ижевского механического завода налажено продается по всей России, также налажен экспорт в другие страны. Наиболее популярным товаром для экспорта является оружие, выделанное на заказ гравёрами.
Охарактеризуем основные структурные подразделения ОАО "Ижевский механический завод"
1) Экономический блок
составляют такие отделы, как
планово-экономический, отдел
2) Планово-экономический
отдел осуществляет работу по
экономическому планированию, направленному
на организацию рациональной
хозяйственной деятельности
4) Бухгалтерия ведет учет
заработной платы, готовит
5) Финансовый отдел проводит
комплексный анализ доходов,
6) Техническая часть включает
главного инженера, отдел конструкторского
бюро, отдел главного технолога
и отдел подготовки
Главный инженер осуществляет координацию и контроль за деятельностью отделов подготовки производства, конструкторского бюро и отдела главного технолога. Главный инженер непосредственно является руководителем отдельных производственных подразделений предприятия.
7) Директор по организационным
вопросам и управлению
Отдел кадров ведет прием,
перемещение и увольнение работников,
разрабатывает систему
8) Коммерческий директор
контролирует деятельность
9) Производственный директор ОАО контролирует деятельность планово-диспетчерского отдела, а также производственных цехов.
10) Директор по режиму
контролирует отдел охраны и
отдел экономической
Производственные кадры. По сравнению с 2010 годом численность принятых 2012 году в 2,5 раза больше, это связано с заменой техники в цехах, появлением новых транспортных средств. Можно сделать вывод, что хотя в 2012 году численность работников цехох сократилась, также сократились и случаи увольнения по собственному желанию и за нарушения. В процентном выражении снижение случаев увольнений превышают темп снижения численности, поэтому можно предположить, что выросла привлекательность работы в цехе, повысилась заработная плата; а также укрепилась дисциплина
Текучесть кадров в 2012 году
снизилась по сравнению с 2010 на 10,1%,
это можно рассматривать как
положительное явление, т.к. в 2010 году
большинство уволившихся
Информация о работе Совершенствование социально-психологических методов управления