Совершенствования деятельности кредитных союзов в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 06:50, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования является систематизация знаний об организации и развитии кредитных союзов в РФ. Задачами, поставленными при написании курсовой работы, являются: – рассмотреть теоретические основы функционирования кредитных союзов; – оценить деятельность кредитных кооперативов, рассмотреть проблемы и перспективы их развития в кредитной системе РФ; – обозначить мероприятия, направленные на совершенствование деятельности кредитных союзов в РФ.
Содержание
Введение 2 1 Теоретические основы функционирования кредитных союзов 5 1.1 Сущность кредитных союзов и их экономическая основа 5 1.2 Отличия кредитных союзов от банков, других финансовых организаций и организации взаимопомощи 9 1.3 Понятие кредитной системы и место кредитных союзов в ней 12 2 Оценка деятельности кредитных кооперативов, проблемы и перспективы их развития в кредитной системе РФ 16 2.1 Тенденции развития кредитных кооперативов в России 16 2.2 Анализ деятельности кредитных кооперативов в РФ 19 2.3 Оценка роли кредитных кооперативов в финансовой системе РФ 25 3 Мероприятия, направленные на совершенствование деятельности кредитных союзов в РФ 30 Заключение 34 Список использованных источников 35
Между тем, более пристальное
внимание к кредитной кооперации со стороны
государственной власти, а также ее заинтересованность
и содействие в этом важном деле позволили
бы:
1. хозяйствующим субъектам
и населению российской провинции
и малых городов обрести столь
необходимый для них социально-экономический,
политический и культурный статус
в формирующейся отечественной
рыночной экономике, возродить чувство
хозяина, утраченное в командно-административной
системе, поднять престиж крестьянского
труда;
2. постепенно формировать
сельский рынок товаров, труда
и капиталов, остановить процесс
натурализации обмена, унизительного
и грабительского для села
бартера, освободиться от ростовщических
пут коммерческих банков;
3. на основе подъема
производства фермерских и других
хозяйств существенно снизить
зависимость страны от импорта
продовольствия, сельскохозяйственного
сырья и другой продукции.
Следует заметить, что поскольку
кредитная кооперация как разновидность
кооперации вообще основывается на принципах
самоуправления, взаимной ответственности
по обязательствам и взаимной помощи,
то масштабных материальных, финансовых
и других затрат от государства она не
потребует.
Прежде всего, от государства
требуется решительность и последовательность
законодателя, который принятием соответствующего
закона открыл бы путь ее развитию. При
этом, учитывая большие пробелы в действующих
законах, следовало бы руководствоваться
процедурами, отработанными мировой юридической
практикой: с принятием очередного закона
вносить, по возможности, в максимальном
объеме изменения, дополнения, поправки
в другие нормативные акты.
Хотя российские кредитные
кооперативы еще очень малочисленны, не
столь мощны по сравнению с другими кредитными
организациями, уступая последним в финансовом,
материально-техническом отношении, кадровом
обеспечении, все же есть основания утверждать,
что их ожидают неплохие перспективы.
Во-первых, они оказались надежными и достаточно
устойчивыми структурами в условиях общеэкономического
спада и острого банковского кризиса.
И объясняется это вовсе не тем, что к начальной
фазе банковского кризиса кредитные кооперативы
еще не успели интегрироваться в систему
российских финансовых рынков.
Процесс формирования общенациональной
системы кредитной кооперации сталкивается
с определенными трудностями. Они обусловлены
несовершенством правовой базы деятельности,
отсутствием государственных органов
регулирования, недостаточным вниманием
к проблемам сельской кредитной кооперации
федеральных и региональных органов власти.
Большие надежды в деле развития сельской
кредитной кооперации представители малых
форм аграрного бизнеса связывают с началом
реализации приоритетного национального
проекта «Развитие АПК».
2.2 Анализ деятельности
кредитных кооперативов в РФ
Проведем анализ
состояния сельской кредитной кооперации
как наиболее значительного звена кредитной
кооперации в России.
Несмотря на сравнительно быстрый
рост численности сельских кредитных
кооперативов, потенциал для их развития
остается огромным. По данным проводимого
Фондом Развития Сельских кредитных кооперативов
(далее ФРСКК) ежегодного социологического
опроса сельских кредитных кооперативов
неудовлетворенный спрос на займы членов
кооперативов колеблется от 50% до 75%.
За последние годы в Российской
Федерации неуклонно расширяется членская
база сельской кредитной кооперации (рис.1).
Рис. 1. Динамика членской базы
сельской кредитной кооперации в Российской
Федерации
Ареал распространения сельских
кредитных кооперативов в Российской
Федерации постоянно расширяется. По данным
мониторинга ФРСКК в настоящее время сельская
кредитная кооперация представлена в
62 субъектах Российской Федерации, 373 сельских
районах и в более 792 сельских поселениях,
что дает основание считать ее неотъемлемым
элементом кредитно-финансового обслуживания
сельских территорий.
Самая высокая плотность размещения
сельских кредитных кооперативов наблюдается
в Центральном (в основном Белгородская
обл.), Южном, Приволжском и Сибирском федеральных
округах. Сельские кредитные кооперативы
здесь широко представлены не только в
районных центрах, но и в сельских муниципальных
образованиях.
Низкий уровень активности
по созданию кредитных кооперативов сохраняется
в республиках Северного Кавказа, в автономных
округах Северо-Западного, Сибирского
и Дальневосточного федеральных округов.
Региональная характеристика системы
сельской кредитной кооперации в России
по состоянию на 01.01.13 г. отражена в таблице
2.
Таблица 2 – Распределение сельских
кредитных кооперативов по федеральным
округам Российской Федерации (на 01.01.2013
г.)
Регион
Сельские кредитные кооперативы,
всего
Из них сельскохозяйственные
кредитные потребительские кооперативы
(СКПК)
Российская Федерация
872
473
Центральный федеральный округ
391
46
Северо-Западный федеральный
округ
39
30
Южный федеральный округ
155
148
Приволжский федеральный округ
137
104
Уральский федеральный округ
26
26
Сибирский федеральный округ
101
97
Дальневосточный федеральный
округ
23
22
Анализ структуры членов сельских
кредитных кооперативов в Российской
Федерации показывает, что средний и мелкий
сельскохозяйственный товаропроизводитель
активно пользуется услугами сельских
кредитных кооперативов.
В настоящее время в сельской
кредитной кооперации преобладающее влияние
в структуре членской базы (более 80 %) имеют
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Причем, часть членов, относящихся к данной
категории, являются активными заемщиками.
Другая же часть сельских граждан (в основном
пенсионеры) предпочитают сохранять в
кооперативе свои сбережения. В целом
такая структура по существу соответствует
положению ст.4, п.8 ФЗ «О сельскохозяйственной
кооперации» о том, что «кредитные кооперативы
образуются для кредитования и сбережения
средств членов» (рис. 2).
Таким образом, создание кредитных
кооперативов следует рассматривать в
качестве важнейшей составляющей в реализации
приоритетного национального проекта
«Развитие АПК» в части, стимулирования
развития малых форм хозяйствования.
Рис.2. Структура членов сельских
кредитных кооперативов (по данным за
2012 г.)
Сельскохозяйственные кредитные
потребительские кооперативы (СКПК) образуют
центральное звено сельской кредитной
кооперации в России, с участием которого
должны осуществляться основные мероприятия,
связанные с реализацией приоритетного
национального проекта «Развитие АПК».
Как уже отмечалось выше, в России их насчитывается
более 470. Многие из этих кооперативов
достигли существенных результатов в
части оказания финансового содействия
своим пайщикам. Несмотря на то, что на
их долю приходится немногим более 50% численности
всех структур в системе сельской кредитной
кооперации, в общей численности пайщиков,
размере активов и величине кредитного
портфеля СКПК занимают от 78 до 88 процентов
(табл. 3)
Реализация национального проекта
«Развитие АПК» предусматривает участие
ОАО «Россельхозбанк» и других кредитных
организаций в развитии системы кредитной
кооперации. Россельхозбанк планирует
в течение 2013-2015 гг. создать не менее 1000
сельскохозяйственных кредитных потребительских
кооперативов.
Таблица 3 – Основные показатели
развития сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативов в Российской
Федерации (по данным на 01.01. 13)
Федеральный округ (ФО)
Кол-во регионов
Количество СКПК
Количество членов
Активы, млн. руб.
Остаток ссуд, млн. руб.
Центральный
18
42
2 870
96,4
87,4
Северо-Западный
11
22
3 197
57,7
49,0
Южный
13
132
49 836
1 026,3
898,9
Приволжский
15
108
7 192
459,9
429,9
Уральский
6
26
731
14,0
13,8
Сибирский
16
97
8 647
165,1
156,5
Дальневосточный
10
19
769
15,3
13,2
Итого
89
446
73 242
1 835
1 649
Роль других кредитных организаций
заключается в предоставлении кредитных
ресурсов сельским кредитным кооперативам.
Государство стимулирует развитие такого
взаимодействия путем субсидирования
части затрат кредитных кооперативов
на уплату банковских процентов и возмещение
из расчета 90% произведенных затрат на
выплату стоимости вознаграждения по
гарантии или по договору поручительства
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации № 249 от 22 апреля
2010 года.
Проведем анализ
уровня развития потребительских кредитных
кооперативов в РФ.
В России существуют великолепные
перспективы для развития кредитных потребительских
кооперативов. Банковские кредиты по-прежнему
остаются недоступными многим предпринимателям
и гражданам, в силу как экономических,
так и географических причин. Кредитные
потребительские кооперативы уже сейчас
являются важными финансовыми институтами
в сельской местности и маленьких городах,
однако КПК находят потребителей и в больших
городах, вроде Москвы, Санкт-Петербурга,
Новосибирска, Перми и др.
Кредитные потребительские
кооперативы и микрофинансовые организации
(МФО) за последние 2 года стали самыми
многочисленными по количеству игроков
сегментами финансового рынка. По данным
Федеральной службы по финансовым рынкам,
количество КПК на 5 декабря 2012 г. в России
составило 3599, а МФО на 26 апреля текущего
года - 1402.
Причем число игроков неуклонно
растет ежеквартально. Для сравнения:
в России работает менее 1000 банков и около
600 страховых компаний.
Такой рост игроки рынка связывают
с увеличением спроса населения на микрозаймы.
Портфель займов микрофинансового сектора
России в 2012 г. вырос на 34% и составил 35
млрд рублей, в результате средний активный
портфель займов одного микрофинансового
института по итогам года составил 159 млн
рублей, говорится в исследовании Российского
микрофинансового центра.
В целом поквартальный рост
выданных кредитов физ. лицам в IV квартале
2012 г. составил около 9%, в I квартале 2013
г. - уже 16%. При этом наибольший прирост
в I квартале текущего года произошел по
кредитам на сумму около 50 тыс. рублей,
выданным при помощи кредитных карт - 24%.
Одновременно прирост просрочки по кредитам
физ. лиц замедлился. По подсчетам НБКИ,
которое хранит данные 76,6 млн. кредитных
историй, около половины просроченных
кредитов приходится на просрочки в 5-30
дней. Объем просроченной задолженности
по микрофинансовому рынку, по экспертным
оценкам, составляет около 2 млрд. рублей,
на аутсорсинг передано около 1 млрд рублей.
Средняя доля просрочки в сегменте
свыше 30 дней просрочки составляет 5,8%
от общего объема выданных кредитов, при
этом в 2014 г. возможен рост этого показателя
до 7-9%. При этом средняя годовая ставка
по выданным микрокредитам в 2012 г. снизилась
с 31,4% до 27%.
По оценкам Минфина РФ, объем
микрофинансового рынка в 2014 г. может достигнуть
77 млрд рублей. В лиге кредитных союзов
считают, что совокупный объем активов
кредитных коопераций в ближайшие 5 лет
вырастет до 90 млрд рублей, а число пайщиков
- до 3-4 млн человек. При этом число КПК
вырастет до 3-3,5 тыс.
Что касается микрофинансовых
организаций, то основной проблемой их
развития является недостаток регулирования.
До трети игроков работают «в тени» и конкурируют
скорее с ростовщиками, что подрывает
доверие заемщиков к рынку в целом.
За время прошедшее с момента
принятия «Концепции развития системы
кредитной кооперации в Российской Федерации
на период 2007-2011 годы» произошло много
кардинальных изменений в законодательстве,
регулировании деятельности кредитной
потребительской кооперации, в экономической
среде в которой работают кредитные потребительские
кооперативы. Система кредитной потребительской
кооперации динамично развивается, в ней
интенсивно происходят процессы самоорганизации.
И участникам российского движения кредитной
потребительской кооперации, необходимо
новое видение, осмысление происходящего,
поиск путей её устойчивого и поступательного
развития, отвечающих на вызов времени.
2.3 Оценка роли кредитных
кооперативов в финансовой системе
РФ
Неслучайно в рыночных экономиках
большое внимание уделяется глубине и
эффективности финансовых систем: хорошо
функционирующие финансовые системы эффективны
по определению, так как направляют средства
на наиболее важные цели. Эти финансовые
структуры выполняют и другие жизненно
важные функции: в частности, оказывают
услуги по сбережению, платежам и управлению
рисками максимальному числу участников
рынка, а также занимаются поиском возможностей
для роста бизнеса и финансированием инноваций.
Без всеохватывающей финансовой системы,
как бедные слои населения, так и предприятия
малого бизнеса могут рассчитывать только
на личные сбережения или на внутренние
ресурсы. Современные экономические теории
все чаще указывают на важность доступа
к финансам для экономического развития:
именно нехватка финансов лежит в основе
устойчивого неравенства доходов и медленного
роста экономики.
Для Российской Федерации по-прежнему
характерно неравномерное распределение
финансовых и банковских услуг, предложение
которых значительно отстает от спроса.
Такое положение дел вызвано высокими
издержками на создание и обслуживание
филиальной сети кредитных организаций,
а также тем, что для малого бизнеса и индивидуальных
предпринимателей банковские кредиты
недоступны из-за отсутствия необходимого
обеспечения, сложной процедуры их получения.
В результате в России 40% населения
не имеет доступа к финансовым услугам.
Эта ситуация существенно сдерживает
развитие малого бизнеса, вызывает диспропорции
в экономическом и социальном развитии
субъектов Российской Федерации.