Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:21, курсовая работа
Цель работы – изучение совокупного спроса и специфики его формирования в экономике России.
Реализация поставленной цели означает необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрытие теоретико-методологических основ концепции совокупного спроса на основе теории Дж. Кейнса и определение места совокупного спроса в неокейнсианских концепциях экономического роста народнохозяйственной системы;
- обоснование роли совокупного спроса в экономической политике обеспечения устойчивого роста национального хозяйства;
- выявление перспектив управления совокупным спросом
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ
СОВОКУПНОГО СПРОСА……………………………………….………….6
Понятие совокупного спроса и кривая совокупного спроса…………..6
Неценовые факторы совокупного спроса……………………….….……10
2 ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА В УСЛОВИЯХ
КРИЗИСА………………………………………………….………………..….17
2.1 Потребительский спрос…………………………………………………….19
2.2 Инвестиционный спрос……………………………………………….……25
2.3 Чистый экспорт ……………………………………………………….……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..32
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен, то есть происходит сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов5.
Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:
- уровень благосостояния, или величина богатства (Ω). Чем выше уровень благосостояния, то есть величина богатства (изменение которой в данном случае не должно обусловливаться изменением уровня цен), тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос - кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.
Воздействие изменения уровня благосостояния как неценового фактора, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль кривой AD;
- уровень текущего дохода (Y). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо);
- ожидания потребителей, которые включают:
ожидания изменения дохода в будущем (Ye) - если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо),
ожидания изменения уровня цен (πе) - если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая инфляционная психология), что также ведет к увеличению совокупного спроса;
- налоги (Тх). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода (Yd), частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево;
- трансферты (Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (то есть при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода, поэтому потребительские расходы растут и совокупный спрос увеличивается, обусловливая сдвиг кривой AD вправо;
- уровень задолженности домохозяйств (D). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево);
- ставка процента по потребительскому кредиту (R) — чем выше ставка процента по потребительскому кредиту (при этом изменение ставки не должно быть обусловлено изменением уровня цен), который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы (сдвиг кривой AD влево).
Функция потребления имеет вид:
C = C (Ω, Y, Ye πе Тх Tr, D, R),
где знаки "+" и "—" показывают соответственно прямую или обратную зависимость потребительских расходов от каждого фактора.
Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:
- ожидания инвесторов (фирм), которые связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (IRR), то есть ожидаемой нормой прибыли. Если инвесторы ожидают высокой нормы отдачи от инвестиций, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, инвестиционные расходы сокращаются;
- ставка процента (R) — чем выше ставка процента, то есть чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, кривая AD сдвигается влево. И наоборот.
Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, являющегося ценовым фактором и обусловливающим движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или спроса на деньги, происходящее не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора);
- величина дохода (Y) поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокупные инвестиционные расходы. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями;
- налоги (Тх) - рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево;
- трансферты фирмам (Tr) - они выступают в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный спрос;
- технологии (τ) - появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо;
- избыточные производственные мощности (Kвxcess) - их наличие снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно;
- величина запаса капитала фирм (Ко) — если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос.
Инвестиционная функция имеет вид:
I = I (IRR, R, Y, Тх, Тг, τ, Kexcess, Ko).
Факторы, воздействующие
на государственные закупки
- величина государственных закупок товаров и услуг (G) является, как правило, экзогенной переменной, параметром управления и определяется государственными законодательными органами (Государственной Думой, Парламентом, Конгрессом) при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год.
- рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение - сокращает. Изменение величины государственных закупок выступает важным инструментом стабилизации экономики (инструментом фискальной политики), который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен.
Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в других странах (YF). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос;
- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в данной стране (Y). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты увеличивают спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта, сокращению чистого экспорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Крива AD сдвигается влево;
- валютный курс национальной денежной единицы (е). Валютный курс — это цена национальной денежной единицы, выраженная определенном количестве денежных единиц другой страны, то есть это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 дол.). Это определение валютного курса соответствует прямой котировке валют, используемой, например, в Великобритании. В большинстве стран континентальной Европы и в России используется обратная котировка валют, при которой валютный курс представляет собой цену единицы иностранной валюты, выраженную в определенном количестве единиц национальной валюты (например, 1 дол.= 30 руб. для России).
Рост валютного курса (в нашем случае 1 фунт стерлингов = 3 дол.) означает, что американцы должны теперь поменять больше долларов, чтобы получить столько же фунтов и купить то же количество английских товаров, что у раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для США и экспорт Великобритании сократится. При этом американские товары становятся для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньше фунтов для покупки того же, что и прежде, количества американских товаров. Импорт Великобритании возрастет, чистый экспорт сократится и обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос.
Изменение чистого экспорта в результате изменения валютного курса как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (то есть изменения уровня цен), что обусловливает движение вдоль кривой AD.
Функция чистого экспорта имеет вид
Xn = Xn (YF, Y, e).
Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы.
Кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена), которая появилась еще в XVIII в. и развивалась в работах Д. Юма, а позже Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя, А. Маршалла6:
где М — масса (количество) денег в обращении,
V- скорость обращения денег (величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица),
Р - уровень цен в экономике,
Y - реальный ВВП.
Из уравнения количественной теории денег при заданных М и V (то есть. при прочих равных условиях) получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:
Это означает, что ценовой фактор (изменение уровня цен) влияет на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD.
Из уравнения также получаем
два неценовых фактора
- масса денег в обращении (предложение денег). Рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег), делая кредиты более дешевыми, что увеличивает потребительские и инвестиционные расходы, и соответственно совокупный спрос. И наоборот, уменьшение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны, что лежит в основе монетарной политики, с помощью которой путем воздействия на совокупный спрос может проводиться стабилизация экономики;
- скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.
Таким образом, совокупный спрос является агрегатом, который можно определить как сумму планируемых расходов макроэкономических субъектов на приобретение конечных товаров и услуг при каждом из возможных уровней цен.
На характер кривой совокупного спроса влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две группы: ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы действуют таким образом, что изменяется объем совокупного спроса. Выделяют три ценовых фактора: эффект процентной ставки, когда повышение уровня цен вызывает повышение спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения влечет повышение процентной ставки, последнее снижает объем инвестиций и общий уровень расходов в экономике; эффект богатства, когда повышение уровня цен вызывает снижение реальной стоимости финансовых активов с фиксированной ценой (реальных балансов), что снижает общий объем расходов; эффект импортных закупок, когда повышение уровня цен вызывает снижение экспорта страны и, соответственно, чистого экспорта, что влечет за собой снижение общего объема расходов.
Информация о работе Совокупный спрос и специфика его формирования в экономике