Современная денежная система РФ. Проблемы российских денег последних лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:40, реферат

Краткое описание

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены федеральными законами от 27 июня 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» с последующими дополнениями и изменениями. Эти законы определили правовые основы денежной системы, а также задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения и денежной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Василина.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

 

4.4. Девальвация  рубля и Олимпиада 2014 года.

За минувшие 15 лет в России было две крупные девальвации рубля. Первая девальвация рубля произошла в августе 1998 года, когда страна объявила о невозможности обслуживать свои долговые обязательства. Тогда рубль обвалился по отношению к доллару резко в несколько раз. Заголовки всех новостей только и сменяли цифры: с 5 рублей за доллар рубль упал до 12 рублей за доллар, потом до 20 рублей за доллар и в конце достиг отметки около 25-28 рублей за доллар.

Многие предприниматели во время кризиса 1998 года потеряли всё или почти всё. Если вы брали кредит в долларах, то ваш долг автоматически вырастал в 4-5 раз. Многие не выдерживали и терпели нервные срывы. Во время того кризиса очень многие люди оказались на дне. Другая известная девальвация произошла в конце 2008 года – в начале 2009 года. Тогда стоимость рубля относительно доллара уменьшилась приблизительно на треть. С 25 рублей за доллар до уровня около 33-35 рублей за доллар. 
На практике девальвация рубля означает, что за рубли вы сможете покупать меньше импортных товаров из других стран, а для других стран российская продукция станет напротив дешевле. [1]

Т.к. в России мало что производят и много что завозят из-за рубежа, девальвация приводит к обнищанию населения. Для бюджета и для экспортирующих компаний девальвация – напротив является благом, т.к. за то же количество товаров они начинают получать больше рублей. 
Для валютного кризиса в России есть сразу несколько предпосылок. Во-первых, цены на нефть больше не растут теми темпами, которыми они росли до кризиса. Нефтяная "подушка безопасности" практически исчерпана. Во-вторых, экономика впала в кому стагнации. Если не произойдет очередного кризиса, импорт продолжит расти, пусть и небольшими темпами. В-третьих, компании будут получать прибыль и платить дивиденды западным партнерам. А поток российских туристов за рубеж, если и не вырастет, хотя бы не спадет.

Крупные компании для повышения конкурентоспособности своей продукции будут и дальше занимать деньги заграницей. Но из-за растущих платежей по внешнему долгу чистый отток капитала, согласно прогнозу Центра развития, не снизится и составит в 2014 году $60 млрд.

Все эти факторы в совокупности приведут к тому, что в российской экономике возникнет дефицит валюты. Эксперты оценивают объем этого дефицита в $75 млрд.

Компенсировать его можно будет двумя способами: с помощью Центробанка, который выкинет на рынок средства из валютных резервов, или за счет займов на внешних рынках.

Первый канал поступления валюты будет постепенно сжиматься. Все последнее время ЦБ раздвигал валютный коридор при снижающемся объеме накопленных интервенций, делая курс рубля более рыночным.

В этой ситуации ключевым вопросом становится способность России компенсировать дефицит счета текущих операций без участия Центробанка. [2]

Учитывая проблемы с инвестиционным климатом в России, рассчитывать на паломничество новых инвесторов не приходится. Если сохранятся все текущие тенденции (стагнация экспорта; слабый рост импорта в пределах 2–4%; устойчиво растущий неторговый дефицит; высокий отток частного капитала), счет текущих операций станет дефицитным уже во втором квартале 2014 года.

А это значит, что Россию ожидает привычный способ разрешения проблем - девальвация.

Банк России уже потратил с июня по ноябрь 2013 г. около $23 млрд и допустил ослабление курса рубля к бивалютной корзине на 2,4 рубля. Получается примерно 1:10 или девальвация на 1 рубль при сокращении резервов на $10 млрд.

Если такое соотношение сохранится, рубль обесценится в 2014 году на 20% по отношению к текущей стоимости бивалютной корзины.

При этом эксперты Центра развития ВШЭ уверены, что только за счет валютных интервенций и девальвации рубля платежный баланс не станет устойчивым. Угроза очередного валютного кризиса будет возникать раз в несколько лет. Без структурных преобразований экономики получить устойчивый платежный баланс будет сложно.

Рассчитывать, что девальвация национальной валюты поможет российским производителям тоже не приходится. Только 25% промышленного производства РФ приходится на долю отраслей, конкурирующих с импортом и имеющих зависимость от валютного курса.

Опыт мирового кризиса показал, что сокращение импорта не обязательно ведет к импортозамещению. По расчетам Центра развития, эффект импортозамещения может проявиться лишь при значительно большей девальвации рубля, чем в 2008–2009 годах, например, на 50–60% и выше. Но при этом снижение курса рубля не должно быть временным и должно сопровождаться улучшением инвестиционного климата.

Между тем эксперты не ждут существенной девальвации в 2014 году, хотя, по его словам, к этому имеются определенные предпосылки. Платежный баланс будет ухудшаться, но темпы ухудшения будут не такими быстрыми.

«По нашим оценкам, рубль уже ощутимо девальвировался в этом году. Этой коррекции курса должно быть достаточно. Согласно нашему прогнозу курс составит на конец 2014 года 33 рубля на доллар», прогнозируют эксперты.

По данным на январь 2014 года рост ВВП России в январе 2014 года оказался отрицательным –  об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителей финансово-экономического блока правительства. Масштаб спада пока не уточняется, однако известно, что результаты января оказались близки к наиболее пессимистичным прогнозам экспертов. 
 
Чем объясняется эта ситуация? Эксперты называют самые разные причины, однако чаще всего упоминается нестабильность курса рубля на валютном рынке, из-за которой многие экономические игроки предпочли иметь дело с иностранной валютой.

Кроме того, по данным экспертов и СМИ, негативную роль могла сыграть и расчистка финансового сектора, инициированная в прошлом году Центробанком. Напомним, что в результате ее несколько десятков банков лишились лицензии за сомнительные операции, что привело к сокращению объемов кредитования, особенно мелкими и средними кредитными организациями. [1]

Ранее ожидалось, что сочинская Олимпиада значительно увеличит поток иностранных инвестиций. Однако сегодня эксперты сходятся на том, что олимпийская стройка и организация спортивных мероприятий – скорее негативный для экономики фактор.

Олимпиада – это событие, которое всегда приводит к лихорадочному приросту, а потом, после того как она заканчивается, это становится источником расходов на долгие годы вперед. [4]

После Олимпийских игр-2014 Россия может испытать «постолимпийскую» депрессию, вызванную высокими издержками на проведение Игр. Об этом пишет The Financial Times. Издание указывает, что существует целый список стран, которые сначала стали хозяевами престижных спортивных мероприятий, а затем пережили экономический упадок – например, Греция и Южная Африка.[5]

По экспертным оценкам, на подготовку к сочинской Олимпиаде Москва потратила более 50 миллиардов долларов – это в семь раз превышает затраты на проведение Игр в Лондоне. России удалось обогнать даже Китай, который вложил в Олимпийские игры в Пекине (причем летние, а не зимние) 40 миллиардов долларов. Российские олигархи и госкомпании, которые обеспечивали финансирование строительства олимпийских объектов, активно занимали средства у иностранных кредиторов, из-за чего в последние два года наблюдался устойчивый рост российского внешнего долга.[7]

Следующим ярким событием 2014 года является присоединение Крыма к территории РФ. Рассмотрим его влияние на денежную систему и экономику России.

 

4.5 Присоединение Крымского полуострова к территории России. Влияние на экономику России.

Экономическая помощь Крыму после его присоединения к России составит более 80 млрд рублей ежегодно. Эта сумма включает в себя компенсацию дефицита бюджета, а также социальные выплаты жителям полуострова и теоретически может возрасти до 150 миллиардов рублей. Кроме того, около 180 миллиардов (в качестве единоразовой выплаты) может быть потрачено в Крыму на строительство инфраструктуры: аналитики сходятся на том, что экономический потенциал у полуострова есть, однако его развитие потребует значительных вложений.

В последние годы полуостров сильно зависел от "материковой Украины". По словам депутата Верховного совета Крыма Леонида Пилунского, автономия финансово самостоятельна лишь на 34%. В составе Украины Крым являлся дотационным регионом и получал около 70 млрд рублей в год. У России на этот регион каждый год будет уходить приблизительно 88 миллиардов.

Кроме того, власти полуострова не в состоянии обеспечить жителей топливом, электроэнергией и водой без посторонней помощи. 80% электроэнергии и 65% газа Крым получает из приграничных украинских областей. Большая часть воды на полуостров поступает из Днепра через Северо-Крымский канал. Если Крым станет субъектом Российской Федерации, эти проблемы придется решать именно российским властям [10].

Расходы по присоединению Крыма к России лягут на плечи российских налогоплательщиков. Еще до референдума власти полуострова попросили у России 1 млрд долларов на покрытие дефицита бюджета.

Формально бюджет Крыма имеет профицит: доходы в 2014 году запланированы на уровне 21,24 млрд рублей, расходы - 20,75 млрд. Но более половины доходов должны были обеспечить дотации из Киева. Если Крым станет субъектом РФ, трансферты с Украины поступать не будут.

По подсчетам международного рейтингового агентства Standard&Poor's (S&P), из федерального бюджета РФ региону придется выплатить не менее 38 млрд рублей. Расчеты строились исходя из уровня дотаций в сопоставимых регионах России.

При этом расчеты не учитывают влияние последних событий на экономику Крыма. От обострения ситуации сильно пострадает туристический бизнес, который приносит в бюджет до 7,3 млрд рублей в год. Если региональная казна недосчитается этих денег, их также придется компенсировать Москве.

Выплаты пенсионерам на Украине в настоящее время формируются из тех денег, которые работодатели вносят в Пенсионный фонд действующих работников. В случае, если регион войдет в состав России, все пенсионеры, коих насчитывается около 1,6 млн, перейдут под юрисдикцию РФ. Украинский пенсионный фонд передаст российскому необходимые реестры, но пенсионные деньги, разумеется, останутся на Украине.

Средний размер пенсии в Крыму составляет около шести тысяч рублей. Если встанет задача довести средний размер пенсии в Крыму до среднероссийской (10 тысяч рублей), сумма на социальные выплаты будет увеличена.

Непонятной пока остается судьба 32,4 тысяч военных пенсионеров, проживающих в Крыму. Пенсионное обеспечение военнослужащих в России подведомственно Минобороны, и процедура пересчета с учетом прав украинских граждан представляет собой отдельный вопрос. [11]

Что касается бюджетников, в этой сфере Крыма занято около 200 тысяч человек. Их средняя зарплата составляет примерно 12,5 тысяч рублей. Чтобы поднять зарплаты до российского уровня (30 тысяч), понадобится еще 42 млрд рублей ежегодно.

Инфраструктура потребует от России серьезных вложений, которые не рассматриваются при расчете ежегодных дотаций. При этом в рамках инвестиционных проектов российских компаний Крым может получить около 180 млрд рублей.

Если Украина отключит энергосистему Крыма, для его энергоснабжения понадобится строительство линий электропередачи через Керченский пролив, что оценивается примерно в 18 млрд руб.

Реконструкция морских портов Крыма обойдется в 63,6 млрд рублей. В крымские автодороги следует вложить около 54 млрд, еще 8,6 нужно на аэропортовую инфраструктуру, 9,7 млрд - на проекты на железнодорожном транспорте. В крымский туризм предполагается вложить около шести с половиной миллиардов, в сельское хозяйство - еще четыре.

В Крыму рассматриваются также пять крупных проектов по строительству дорог на общую сумму в 6,5 млрд рублей. В их числе, например, окружная вокруг Симферополя с развязками и путепроводом, трасса Симферополь - Ялта через Ангарский перевал и расширение дороги Харьков - Симферополь.

Эксперты считают, что у региона есть потенциал, и Крым может выйти на самообеспечение, но для этого надо инвестировать огромные суммы - в том числе в добычу полезных ископаемых и в его курорты. Точную сумму инвестиций в развитие туризма оценить почти невозможно, но Крым может "съесть" больше денег, чем Сочи.

Один из проектов также предполагает строительство в Керчи автодороги и моста, который соединит Крым и Россию (а именно - Таманский полуостров). Разговоры о подобном строительстве ходили уже давно, и вот 3 марта премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании "Росавтодор", которая будет выступать заказчиком строительства.

Министр транспорта России Максим Соколов оценил проект минимум в 50 млрд рублей. По данным источников "Росавтодора", стоимость может составить около 16,6 млрд рублей за каждый километр (по проекту 2007 года, длина моста должна была составить четыре с половиной километра).

Таким образом, новое «приобретение» будет стоить России крупных финансовых вложений, прежде чем будет получена какая-то выгода, как и для любого предприятия, создаваемого вновь. Тем не менее, в будущем сельское хозяйство Крыма и его курортный потенциал могут принести значительную прибыль, как и снижение затрат на обслуживание Черноморского Флота [10].

 

Список литературы:

Электронные ресурсы:

  1. Бюджет в плюсе, народ в минусе. Кому выгодна девальвация рубля – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/mymoney/1102511;
  2. Девальвация и валютный кризис 2014 года – Режим доступа: http://www.garagebiz.ru/view/budet_li_devalvaciya_rublya_v_2014_godu_v_rossii/trends;
  3. Денежная система России – Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/d001/12.htm;
  4. Олимпиада-2014 и экономика РФ – Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/olympic-economic/1856464.html;
  5. Олимпийские деньги – Режим доступа: http://www.nvgazeta.ru/news/12581/492558/
  6. Особенности отмывания денег в России – Режим доступа: http://advokat-ko.ru/2011/11/otmyvanie-deneg-v-rossii/;
  7. После Олимпийских игр-2014 – Режим доступа: http://valiks.livejournal.com/312791.html;
  8. Современная денежная система Российской Федерации – Режим доступа: http://witso.ucoz.ru/news/sovremennaja_denezhnaja_sistema_rossijskoj_federacii/;
  9. Фальшивомонетчики предпочитают покрупнее – Режим доступа: http://www.bigness.ru/articles/2014-01-23/money/144664/;
  10. Цена Крыма. Станет ли полуостров самодостаточным регионом – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/economy/1145148;
  11. Экономическая помощь Крыму – Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/17mar2014/money_crimea.html.

Информация о работе Современная денежная система РФ. Проблемы российских денег последних лет