Современная трактовка предмета «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является раскрыть тему«Современная трактовка предмета «Национальная экономика».
Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие национальной экономики, - указать цели национальной экономики, - обозначить занятость населения как фактор экономики;
- указать национальную экономику как отрасль экономических наук и учебную дисциплину;
- выявить этапы развития национальной экономики и критерии их разграничения.

Вложенные файлы: 1 файл

Современная трактовка предмета национальная экономика.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, национальные модели экономического развития обладают весьма существенными  особенностями. Однако они характеризуются  определенным сходством для стран, находящихся на близких ступенях развития производства, рынков и способов включения в мировое хозяйство.

Мировая экономика рассматривает  объективные процессы глобализации, роль международных экономических  и финансовых организаций, интеграционных группировок (ООН, ВТО, МВФ, Всемирный  банк, ЕС, АТЭС и др.). В условиях глобализации усиливаются две тенденции. Первая — использование возможностей и преимуществ мирового хозяйства в интересах национальной экономики. Вторая — стремление лидеров глобальной экономики подчинить себе развитие национальных экономик, превратить их в аграрно-сырьевые придатки.

Методологические основы изучения национальной экономики включают общие  для всех экономических дисциплин  и специфические принципы, подходы, методы. Это — рассмотрение национальной экономики на основе диалектики, системного, комплексного, исторического и других подходов как целостной системы, единства единичного, особенного и всеобщего, выделение общих закономерностей и индивидуальных черт экономики каждой страны, основных исторических этапов ее эволюции, сочетание формационного и цивилизационного подходов.

Каждая страна развивается в  рамках определенной социально-экономической  системы, используя имеющиеся условия  жизнедеятельности. Среди них следует  выделить три комплексных блока: природно-климатические факторы  развития страны, производственно-экономический базис и социокультурные традиции. Все страны, располагая различным уровнем и сочетанием этих условий, пытаются найти вектор развития, который в большей мере позволяет эффективно использовать имеющийся арсенал средств и реализовывать цели общества.

Каждое из названных условий воздействует на остальные, взаимодействуя с ними. Производственно - экономический базис воздействует на социокультурный образ жизни граждан и поведение масс. В свою очередь, традиции, ментальность, религия и др. могут как существенно ускорить, так и затормозить экономическое развитие. Об этом писал еще М. Вебер, отмечая воздействие протестантской религии на развитие рыночных отношений.

По мере экономической эволюции значение естественных условий жизни  страны перестает быть всецело определяющим, так как повышается роль так называемых приобретенных преимуществ. Именно они все больше начинают определять хозяйственный потенциал развития. Поэтому многие теоретические школы связывают особенности экономического развития различных стран с достигнутым уровнем производительных сил. К. Маркс выдвинул гипотезу о соответствии производственных отношений уровню и характеру производительных сил и на ее основе выделил способы производства, формации.

Однако богатство палитры  экономического и социального развития не укладывается только в классификацию формационного подход а. Тем не менее основная идея формационного подхода и сегодня реализуется в попытках обоснования градации экономик по критерию их возможностей решать определенные хозяйственные задачи, а значит в зависимости от достигнутого ими уровня развития производительных сил, а также действия хозяйственного механизма, адекватного этому уровню.

В современной экономической  теории широко используется цивилизационный подход в разграничении типов национальных экономик, который делает акцент на социокультурных различиях. Чаще всего выделяют восточный, западный и африканский типы цивилизации, с характерной для них локализацией культур и традиций. Цивилизационный подход используется при поиске национальных особенностей развития и опирается на постулат возможностей его многовариантности. Действительно, жизнь показала, что национальное хозяйство представлено веером различных действующих моделей: либеральной, западноевропейской, японской и т.д. И прошлое показывает палитру оттенков развития. Даже рабовладельческий строй был многовариантным. В Древнем Египте рабы были государственной собственностью, а в Древней Греции и Древнем Риме — частной. Однако многовариантность развития сама по себе не снимает проблемы градации экономик по их однотипным характеристикам и вовсе не противоречит зависимости результатов развития стран от степени развития их производительных сил. Более того, в условиях глобализации будет усиливаться в национальных экономиках то, что их объединяет, а не разъединяет.

3. Этапы развития национальной экономики и критерии их разграничения

 

Национальная экономика  изучает конкретно-историческое состояние и социально-экономическое развитие отдельной страны. Для изучения национальной экономики необходимо выделить основные этапы ее развития. Историческое прошлое всегда является важным фактором развития настоящего.

Исторические этапы  могут быть различными. Для их выделения используются формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход позволяет выделить исторические этапы, связанные с развитием производительных сил общества, системы экономических и социальных отношений. При цивилизационном подходе выделяются этапы индустриального общества и постиндустриального общества.

Этапы развития национальной экономики России могут быть выделены по ряду критериев. Одним из нихявляетсясротношениеэконо-мическихивнеэкономических(административныхит.д.)методовуправ-ления. Это имеет важное значение для исследования границ и механизмов государственного и рыночного регулирования.

Первый этап развития национальной экономики России начинается с образования Российского государства. Оно определяло административную и территориальную целостность, собирая налоги и защищая внешние границы страны. Благодаря государству объединялись интересы различных социальных групп населения. На этом этапе политические институты и механизмы их функционирования играли решающую роль.

На втором этапе — до отмены крепостного права — развитие национальной экономики стало осуществляться на основе сочетания внеэкономических и экономических методов управления. Возрастает значение рыночного хозяйства, но государство по-прежнему объединяет национальную экономику как целое.

Следует еще раз подчеркнуть, что для этих двух этапов можно  лишь весьма условно говорить о национальной экономике в современном понимании, так как в стране степень разделения труда и товарности производства была - весьма низкой.

На третьем этапе, после  отмены крепостного права в 1861 г., в России продолжает изменяться соотношение  этих методов управления. Возрастает роль свободы человека в стране. С точки зрения формационного  подхода начинается переход от феодальных отношений к капиталистическим. Происходит промышленная революция, появляются ростки индустриального развития общества. Делаются первые шаги в повышении уровня и качества жизни населения. Но внеэкономические методы управления, пережитки личной зависимости, сословная , градация общества еще сохраняются и оказывают сильное влияние на экономическое развитие.

Четвертый этап (конец XIX — начало XX в.) характеризуется экономическими реформами (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.).

Деятельность С. Ю. Витте  была нацелена прежде всего на поддержку крупной и средней промышленно - торговой буржуазии — главной движущей экономического подъема России и достижения ее величия. Но как сторонник государственного регулирования экономики С. Ю. Витте прекрасно понимал, что для ускорения экономического развития страны необходимы эффективная система управления и соответствующие кадры — бюрократия или чиновничество.4

Решение крестьянского  вопроса в аграрной России С. Ю. Витте  считал основным условием развития ее национальной экономики. Он отстаивал необходимость признания надельных земель собственностью их владельцев и установления порядка добровольного выхода из общины.

П. А. Столыпин подчеркивал, что нельзя создать правовое государство, не имея независимого гражданина —  крестьянина. В 1905 г. в России имелось 12,3 млн крестьянских дворов. Из них 77% владели 82% всех надельных земель на общинном праве. П. А. Столыпин считал, что каждый крестьянин имеет право свободного выхода из общины, и при этом община обязана выделить ему в частную собственность взамен чересполосных земель отдельный компактный участок — отруб или участок с жильем — хутор. Вместе с тем принудительной ликвидации общины не предполагалось. Если крестьяне не хотели выходить из конкретной общины, значит, она не изжила себя.

В результате аграрной реформы к 1914 г. более 20% крестьянских дворов подали заявления об «укреплении» земли в частную собственность. Расширился земельный рынок, так как бедные крестьяне стали продавать, а зажиточные — покупать землю.5

На этом этапе государство  сделало попытку использовать экономические институты регулирования экономики (государственное предпринимательство, налогообложение, частную собственность на землю и т.д.). Активизировалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Была построена Транссибирская железная дорога. Промышленность развивалась высокими темпами — до 15% в год. В результате индустриального развития появились крупные корпорации в промышленности, монополистические союзы. Все это было результатом экономической политики государства. Однако процессы экономического развития усиливали противоречие между производительными силами, социально - экономическими отношениями и политическими институтами.

Пятый этап охватывает период с октября 1917 г. до августа 1991 г. На этом этапе произошло усиление административных методов управления. Внутри него можно выделить три периода: «военный коммунизм», нэп и командно - административный.

Военный коммунизм был  вызван Гражданской войной 1918 - 1920 гг. В этот период в России проводилась  политика, характерная для закрытой экономики. Связь с внешним миром  была ликвидирована, все ресурсы  были мобилизованы, подчинены нуждам войны. В России не стало никаких признаков товарно - денежных отношений. Почти 100% населения работало на государственных предприятиях фактически бесплатно; частная торговля вначале ограничивалась, а затем была запрещена; вместо денежной заработной платы выдавались натуральные пайки. В деревне была введена продразверстка. У Крестьян отбирались все излишки продовольствия. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Все это вызвало недовольство населения, его активное сопротивление. К 1921 г. Россия столкнулась с необходимостью отмены «военного коммунизма».

Новая экономическая  политика (нэп) была рассчитана на более  широкое использование экономических  методов управления, рынка и его  инструментов, прежде всего торговли и денег. Нэп включала:

- разрешение частной торговли;

- допущение частного производства в промышленности;

- с принятием Земельного кодекса было укреплено крестьянское землепользование — разрешалась аренда земли.

Нэп восстановила институты  частной собственности, товарно-денежных отношений, заработной платы и цен. Все это привело к оживлению экономики России. В результате нэп оживились промышленность и сельское хозяйство. В этот период начала формироваться финансовая и кредитно - денежная системы. Была успешно осуществлена денежная реформа.

После ликвидации нэпа, что было связано с индустриализацией страны, начинается период, отличительной особенностью которого становится командно-административная, плановая система управления экономикой, в которой преобладали не стоимостные, а натурально -вещественные отношения. Она сыграла большую роль в развитии национальной экономики как единого народно-хозяйственного комплекса.

Планирование в СССР представляло собой систему, охватывающую все уровни народного хозяйства  — от союзного Госплана до планового  подразделения предприятия. Основной формой планирования был пятилетний план с разбивкой заданий по годам. Наряду с этим постепенно развивалась система долгосрочного перспективного планирования.

В экономике СССР существовала иерархическая система распределения  производственных ресурсов: наиболее важные ресурсы распределялись союзными ведомствами (Госплан и Госснаб СССР), другая часть — республиканскими министерствами и ведомствами; незначительная часть реализовывалась через систему оптовой торговли. Рыночные отношения на уровне предприятий вначале отсутствовали, а в конце периода допускались в строго регламентированных пределах.

Плановая система была несовершенна. Не был создан мотивационный механизм внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятиях, а у работников — повышения производительности труда Плановые задания не всегда были экономически обоснованы, не полностью согласовывались с проектировками смежных предприятий и отраслей Большая несбалансированность сложилась в комплексе по производству потребительских товаров, в капитальном строительстве и финансово-кредитной сфере, что породило экономику дефицита.

С 1991 г. после распада СССР начался переходный период от командно - административной системы к построению социально - ориентированной рыночной экономике. В этот период создаются институты частной собственности, осуществляется переход от натурально - стоимостных к конкурентной экономике, возрастает роль крупных частных корпораций, происходит переход к инновационной экономике, повышается уровень качества жизни населения до европейских стандартов, реформируется социальная сфера и социальная защита населения, развиваются отношения между государством и бизнесом, создается новый средний класс, формируются демократические институты гражданского общества. Этот период характеризуется возрастанием значимости экономических методов управления, созданием новых инструментов рыночной экономики, изменением форм и методов государственного управления, отменой монополии внешней торговли, государственного контроля над ценами и заработной платой, возросшей ролью рыночного саморегулирования, значительным усилением роли регионов в управлении социально -экономическими процессами.

Информация о работе Современная трактовка предмета «Национальная экономика»