Современная трактовка предмета «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является раскрыть тему«Современная трактовка предмета «Национальная экономика».
Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие национальной экономики, - указать цели национальной экономики, - обозначить занятость населения как фактор экономики;
- указать национальную экономику как отрасль экономических наук и учебную дисциплину;
- выявить этапы развития национальной экономики и критерии их разграничения.

Вложенные файлы: 1 файл

Современная трактовка предмета национальная экономика.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Произошло реформирование бюджетной, финансовой и денежно -кредитной систем, была создана новая двухуровневая банковская система. Наряду с подавленной инфляцией появилась открытая. Возникли рынок труда и безработица. Возросли социальная дифференциация и бедность населения. Обострилась проблема социальной защиты населения. В обществе стала усиливаться социальная напряженность.

Этот период характеризуется  также ростом масштабов коррупции и теневой экономики.

Новые институциональные  нормы рыночной экономики были закреплены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, а также Трудовым, Налоговым, Бюджетным, Таможенным кодексами РФ и другими правовыми актами.

Развитие национальной экономики связано не только с ростом количественных показателей (темпов роста ВВП и др.) экономического потенциала, но и с улучшением качественных показателей, зависящих от многих факторов, которые подробно рассматриваются в работе. Национальная экономика России развивается не в изолированном пространстве, а в рамках мирового хозяйства, используя его богатейший опыт в развитии рыночной экономики. Важнейшим условием развития экономики России является ее конкурентоспособность.

Перспективы развития национальной экономики России во многом будут  зависеть от двусторонних и многосторонних связей стран, входящих в СНГ. Важнейшее  значение в этой связи приобретает  объединение этих стран в рамках единого экономического пространства, что дает возможность использовать исторически сложившийся потенциал разделения труда и кооперации между этими странами, решать проблемы конкурентоспособности каждой отдельной страны в мировом хозяйстве, роста уровня и качества жизни.

Подводя итоги первых лет либеральных реформ, можно  сделать следующие выводы:

- первые итоги либеральных реформ показали, что их цена оказалась очень высокой: произошел резкий спад производства, усилилась инфляция, снизилось благосостояние населения, обострились проблемы социальной защиты населения, разорвались исторические связи России с другими странами и т.д.;

- приватизация и либерализация экономики лишь создают формальные предпосылки для экономического роста;

- рыночная экономика не отрицает необходимости прогнозирования и индикативного планирования;

- легитимны не только рынок, но и государство, поэтому без сильного государства невозможно решать задачи социально ориентированной экономики.

 

Заключение

 

Современное государство  в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Государственное регулирование  выступает в качестве объективной  потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне дорогих условий воспроизводства рабочей силы, высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.

Большую роль в системе  госрегулирования играет сфера внешнеэкономической  деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой  и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.

В современных условиях трансформирования экономики России задача оптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мер государственного воздействия представляется тем  более актуальной, что с одной  стороны, Россия обладает исторической, «национальной» и природно – географически обусловленной спецификой, в силу которой копирование западных моделей и практики их применения (даже если они имели успех в странах Восточной Европы в условиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, а зачастую просто вредно. С другой – процесс ускоренного преобразования государственной собственности и отсутствие эффективного управления ею как со стороны Госкомимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества, необходимость структурной перестройки производственного потенциала и создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, – все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий для их жизни.

Итак, национальная экономика, с одной стороны, представляет собой отрасль экономической науки, а с другой стороны — сложный социально -экономический и политико-правовой процесс организации национального хозяйства конкретной страны, в котором реализуются рекомендации науки.

Национальная экономика России развивается не изолированно, а в рамках мирового хозяйства. Важнейшим качественным показателем развития экономики страны является ее конкурентоспособность. Перед Россией стоит выбор: либо возродиться на основе использования достижений науки как великая и мощная держава, либо оказаться отсталой, полуколониальной страной, сырьевым придатком ушедших вперед конкурентов.

Этапы развития национальной экономики России подтверждают легитимность присутствия в ней государства. Государство является конституирующей основой национальной экономики, но изменяются формы и методы государственного регулирования. Развитие экономики, экономический рост объективно требуют выбора оптимального сочетания форм и методов государственного  и рыночного регулирования.

 

Список использованной литературы

 

  1. Жерлицина О.Ю. Структурное преобразование национальной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 9. - С. 268 - 269.
  2. Камаев В.Д.Экономическая теория. - М., 2002. – 640 с.
  3. Мильнвр, Б.3. Управление знанием, - М. : Инфра - М, 2003. – 273 с.
  4. Мэнкью, Г. Принципы экономике. - СПб.: Питер, 2003. – 342 с.
  5. Николаева И.П. Макроэкономика. - М.: Юнити - ДАНА, 2000. – 264 с.
  6. Савченко П.В. Национальная экономика. — М.: Экономисть, 2005. — 813 с.
  7. Сидорович А.В. Курс экономической теории. - М.: ДиС, 2001. – 322 с.

1 Камаев В.Д.Экономическая теория. - М., 2002. – С. 421 – 422.

2 Мильнвр, Б.3. Управление знанием, - М. : Инфра - М, 2003. – С. 126 – 127.

3 Мильнвр, Б.3. Управление знанием, - М. : Инфра - М, 2003. – С. 134 – 135.

4 Савченко П.В. Национальная экономика. — М.: Экономисть, 2005. — С. 24 – 25.

5 См. тамже. – С. 28.

 


Информация о работе Современная трактовка предмета «Национальная экономика»