Современная экономика США и
ее проблемы
Современная
экономика США и ее проблемы
Уже в
начале 20 века США выделились
как самая мощная в политическом
и экономическом плане страна.
После второй мировой войны
к этому добавилось и военное
доминирование. С распадом СССР,
США остались единственной сверхдержавой.
И, несмотря на то что экономическая
составляющая их лидерства уже не столь
внушительна как прежде, на пороге нового
тысячелетия американская экономика является
главной стабилизатором и локомотивом
мировой экономики.
Общая
характеристика экономики США
На всем
протяжении американской истории
социально-экономическому развитию
страны способствовали благоприятный
географические и природные факторы, такие
как
- обширная
территория, допускающая постоянную
экспансию населения и экономики
- преобладание
умеренных зон, благоприятных
для сельского хозяйства, богатство
ресурсов, полезных ископаемых
- наименьшее
среди великих держав, зависимость от
импорта сырья, особенно нефти
- свободный
доступ к двум незамерзающим
океанам
- отсутствие
соседей, способных серьезно угрожать
безопасности интересам
США
Положительное
влияние имело также большее,
чем у других развитых стран
социально-политическая стабильность
США. Почти полтора века в
этой стране не было революций,
переворотов, неконституционной
смены власти, массовых волнений,
сопровождавшихся насилием.
В настоящее
время США является ведущей
страной в мировом хозяйстве,
одним из крупнейших по территории,
населению государством мира. Они
занимают территорию площадью
около 9.3 млн. кв. км. на которой проживает
более 265 млн. человек или 1.7% населения
мира.
По масштабам
хозяйства США значительно опережают
любую другую промышленно развитую
с рану. Один лишь федеральный
бюджет страны превосходит размеры
ВВП всех
государств мира, кроме Японии
и германии.
Огромен,
ас следовательно, и чрезвычайно привлекателен
для производителей и инвесторов американский
внутренний рынок. Он поглощает примерно
90% всего объема внутреннего производства
и, кроме того, значительную часть продукции,
которая создается в других странах, в
том числе и развивающихся.
По масштабам
хозяйства США значительно опережают
любую другую промывшленно развитую
страну. Один лишь федеральный бюджет
страны превосходит размеры
ВВП всех
государств мира, кроме Японии
и Германии.
Огромен,
а следовательно и чрезвычайно привлекателен
для производителей и инвесторов американский
внутренний рынок. Он поглощает примерно
90% всего объема внутреннего производства
и ,кроме того, значительную часть продукции,
которая создается в других странах, в
том числк и развивающихся.
Только
промышленность США потребляет
около 1/3 сырья, добываемого в
мире, а также имеет самый емкий
рынок машин и оборудования, на
долю которого приходится свыше
40 % реализуемой в развитых странах
продукции машиностроения.
США располагают
одним из самых высокоэффективных
хозяйств в мире.
Отличительной
чертой их экономики является
ориентация на НТП и передовую
технику. Она лидирует в области
внедрения результатов НТП в производство,
в экспорте лицензий на свои открытия,
изобретения и новей2шие разработки. Все
это зачастую приводит к зависимости других
стран от США в области науки и техники.
Страна
расходует огромные средства
на НИОКР (до 40% мировых затрат,
162 млрд. Долл. В 1992 г.). Ежегодные ассигнования
на эти цели превышают подобные
расходы Британии, Германии, Франции
и Японии вместе взятых. Велика
также доля СШа в общем объеме экспорта
наукоемкой продукции в современном мире,
которая составляет не менее 20%.
Прочные
позиции на мировых рынках
занимают американские ТНК, заграничные
предприятия которых обеспечивают
производство товаров и услуг
в объеме примерно 3 трлн. долл. В
год (почти 40% ВНП США). Они оказывают
огромное влияние на экономику
стран, где эти предприятия
работают. Некоторые исследователи
даже считают, что сегодня существуют
2 американские экономики: одна- на
территории США, другая- в иных странах.
Объем
производства ВНП США достигает
более 7 трлн. Долл. В год. Ход
экономических процессов здесь является
одним из главных генераторов развития
всей мировой экономики. Деловая активность
в США служит своего рода барометром для
мировой экономики, реально влияет на
движении цикла и ход экономического развития
в других странах, на структуру мировой
торговли.
Хотя
США уступают некоторым странам(Швейцарии,
Японии, Швеции) по показателю ВВП на душу
населения, в целом по уровню жизни они
превосходят большинство развитых стран.
На это к примеру указываете тот факт,
что на единицу стандартной продовольственной
корзины в 1993, житель большого города США
должен был работать в среднем 2,4 часа
(против 4.6 для жителя
Токио, 5.2
– Парижа, 3.5 – Лондона, 4.4- Рима).
Душевое
потребление говядины и мяса
птицы в США больше чем во
всех других развитых странах.
Несколько выше показатели обеспеченности
жильем, владение автомобилями и
некоторыми хозяйственными приборами
(хотя эти различия не слишком
велики). Достаточно высоки также
показатели образованности американского
населения. Так доля мужчин
старше 215 лет, имеющих высшее
образование (4-х летний колледж
и более высокое образование),
возросла с
10% в 1960 году
до 26% в 1995 году, женщин – с 6%
до 20%.
Значительные
успехи достигнуты в сфере
охраны окружающей среды. Под
влиянием жесткого законодательства
и при многообразном участии
государства расходы на эти
цели в реальном исчислении
возросли с 1972 по 1997 г. более
чем на 10% и достигли 2% ВВП, что
равно половине военных расходов.
Несмотря
на все вышеупомянутое для
США характерен ряд серьезных,
прежде всего социально-политических
проблем.
Во- первых,
при исчезновении главного стратегического
противника и отступление угрозы глобальной
войны, сохраняется опасность локальных
войн и терроризма.
Во-вторых,
несмотря на известные достижения,
смягчение расовой проблемы, ее
осторота велика, особенно потому, что
расовые различия, в большой мере совпадают
с различиями в экономическом и социальном
статусе.
В-третьих,
преступность и число заключенных
в США (по отношению к общей
численности населения) на порядок
выше, чем в других развитых
государствах, таких как например, Япония
или Скандинавские страны. Серьезную нагрузку
на бюджет оказывают также наркотики и
СПИД, которые представляют для США более
серьезную проблему чем для других развитых
странах.
В-четвертых,
сохраняется опасность глубокого
экономического кризиса (хотя
еще одна Великая депрессия
вряд ли возможна), поскольку устойчивости
финансовой сферы, существенно
больше связанной с мировым
рынком, чем в 30-е годы, не гарантированы.
В-пятых,
США имеет тенденцию жить не
посредства, что проявляется в
низкий норме личных сбережений при высокой
кредитной задолженности населения, дефицитности
(до самого недавнего времени) государственного
бюджета, в пассивном сальдо торгового
и текущего платежного баланса.
Наконец,
в –шестых, разрастание социальных
программ постепенно приводит к образованию
устойчивого общественного строя, живущего
за счет государственных пособий разного
рода, что повышает социальное напряжения
в обществе, ибо главном плательщиком
налогов по-прежнему является средний
класс.
Экономика
США 1970-1980 гг. и экономическая
программа Р. Рейгана
В послевоенный
период можно выделить следующие
периоды развития, отличающиеся
характером применяемых технологий,
целями государственного регулирования
экономики и положением США
в мировом хозяйстве.
Первый
период – время после второй
мировой войны до конца 50-х
годов.
Основное
его содержание – переориентация
экономики США на гражданские
нужды, восстановление и расширение
потребительского спроса, развертывание
программ антикризисного государственного
регулирования. На международной
арене США обладали абсолютными
экономическим превосходством и
всемирно содействовали восстановлению
стран Западной Европы в рамках
плана Маршалла, активно наращивая
вывоз ссудного и предпринимательского
капитала в эти страны.
Второй
период начался с кризиса 1957-1958
гг. и завершился кризисом 1973-
1975 гг. Для
него характерны расширение поточного
производства, ориентированного на
выпуск стандартной продукции
для массового потребителя, а
также бурное развитие НТП
в этом направлении. В государственном
регулировании экономики господствовали
представители кейнсианства.
Произошли
крупные перемены в позиции
США в мировом хозяйстве страны
Западной
Европы и Японии становиться
активным конкурентами для США
не только на мировых рынках,
но и на собственном, внутреннем
США. Кроме того, наряду с долларом
статус международных расчетных
и резервных валют приобретают(хотя
и в скромной мере) немецкая марка, японская
иена и ряд других валют.
На протяжении
70-80-х годов динамика многих
важных показателей, характеризующих
международные экономические позиции
США, была отрицательной. Доля
США в совокупном ВВП стран-
членов ОЭСР упала с 42.3% в
1961 до 38.7% в1984:
доля в промышленном производстве
развитых стран понизилась с
39.5% в 1960г. до 36.7% в 1983г.; в мировом
экспорте _ сократилась с 18.2% в 1960г. до
12.4% в 1980г.
В 1985 г.
из крупнейшего кредитора США
превратились в “страну-должника”,
когда дефицит платежного баланса
за 1984г. почти вчетверо превысил
уровень чистых активов. Замедление
темпов экономического роста
в стране привело к тому, что
в 1980 г. уровень ВНП на душу
населения здесь был ниже, чем
в
ФРГ, Англии
и Франции, и лишь на 15% превышал
японский.
Относительное
ослабление экономических позиций
США в тот период обусловлено
действием ряда факторов. Первый
фактор – низкий уровень номы
накопления капитала внутри страны
по сравнению с ее конкурентами,
что обусловило медленное обновление
основного капитала и снижение
темпов роста производительности
труда.
Другой
важный фактор – сокращение
“технологического разрыва” между
США и конкурентами, наблюдавшееся
в 60-70-е годы, а в некоторых
областях продолжавшееся и в
80-х годах.
Хотя
США по абсолютным размерам
затрат в середине 80-х годов
все еще направляли на НИОКР
больше, чем Англия, Франция, ФРГ
и Япония вместе взятые, однако
их доля в ощей сумме расходов
крупнейших стран – членов ОЭСР продолжала
сокращаться (с 70% в 1969г. до менее 50% в 80-х
годах). На сокращение “технологического
разрыва” указывало и сближение США с
другими развитыми странами по числу научных
работников, а также по изменениям в сфере
патентования новой техники и технологии.
Наконец,
фактором ухудшения экономических
позиций США послужило их длительное
отставание от других развитых
стран по темпам роста производительности
труда. В 1960-1982 гг. ее среднегодовые
темпы в обрабатывающей промышленности
были в 3.5 раза ниже, чем в
Японии, и вдвое ниже чем в ФРГ, во
Франции, в Италии и Голландии.
Третий
период начался с конца 70-х
годов. Рост мировых цен на
сырье подоткнул экономику страны
к переходу на новые технологии,
в результате чего ее экономическое
развитие стало в большой мере
ориентироваться на мировую экономическую
систему. Существенно возросла
роль денежной политики в регулировании
экономики. В 80-е годы основной
стратегической целью стало восстановление
экономической и стратегической
мощи США.
Именно
в такой обстановке на рубеже
80-х годов сформировался новый
подход в государственной политике,
который получил название “рейганомики”
(по имени тогдашнего президента США Р.
Рейгана). Он затронул микро - и макроуровень
экономики страны, также характер их сочетания
друг с другом.
Следует
отметить, что “рейганомика” явилась
лишь одним из вариантов неконсервативной
политики, которая на протяжении 80-90-х
годов, применялась во всех развитых странах
и получила название “консервативной
волны”.
Неоконсерватизм,
возникший как реакция на ухудшение
условий капиталистического воспроизводства,
выдвинул на первый план задачи
рационализации производства, его
структурной и технологической
перестройки, усиления интернационализации
капитала.