Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и прогнозирование последствий вступления России во Всемирную торговую организацию, оценка баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по отдельным отраслям.
Актуальность работы заключается в исследовании последствий этого вступления для нашей страны, экономика которой является шестой по мощи на планете. Очевидно, что вступление России в ВТО отразится на конкурентоспособности национальной экономики, развитии отдельных отраслей и в конечном итоге на благосостоянии каждого гражданина нашей страны.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Этапы и ход вступления России в ВТО……………………………………… .5
1.1 История создания ВТО. Основные функции и структура ВТО……………..5
1.2 Ход присоединения России к ВТО……………………………………………9
1.3 Возможные последствия вступления РФ в ВТО……………………………13
2 Россия на пороге ВТО………………………………………………………….15
2.1 Ожидаемые общехозяйственные последствия вступления РФ в ВТО…….15
2.2 Отраслевой анализ последствий вступления России в ВТО……………….16
3 Современное положение России на мировом рынке…………………………20
3.1 Структура внешней торговли………………………………………………...20
3.2 Концепция внешнеэкономической стратегии до 2020 года………………..25
Заключение..............................................................................................................27 Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………
Введение…………………………………………………………
1 Этапы и ход вступления России в ВТО……………………………………… .5
1.1 История создания ВТО. Основные функции и структура ВТО……………..5
1.2 Ход присоединения России к ВТО……………………………………………9
1.3 Возможные последствия вступления РФ в ВТО……………………………13
2 Россия на пороге ВТО………………………………………………………….15
2.1 Ожидаемые общехозяйственные последствия вступления РФ в ВТО…….15
2.2 Отраслевой анализ последствий
вступления России в ВТО……………….
3 Современное положение России на мировом рынке…………………………20
3.1 Структура внешней торговли…………
3.2 Концепция внешнеэкономической стратегии до 2020 года………………..25
Заключение....................
Список использованных источников……………………………………………31
Приложения……………………………………………………
Необходимость повышения
конкурентоспособности
Как известно, переговоры о присоединении России к ВТО ведутся уже второй десяток лет, и все это время не прекращаются дискуссии в общественных, деловых и научных кругах о последствиях более полного включения страны в многостороннюю торговую систему.
К сегодняшнему моменту сложился определенный консенсус в подходах правительства и бизнеса: вхождение России в многостороннюю торговую систему не повлечет за собой угрожающих последствий для национальной экономики в целом, хотя и породит определенные проблемы для отдельных отраслей материального производства, в сельском хозяйстве, сфере услуг. При этом, как справедливо отмечается многими исследователями, издержки, которые вынуждены будут нести национальные экономические субъекты, будут вполне реальными и ощутимыми, они возникнут сразу после того, как правительство начнет выполнять обязательства, принятые в документах о присоединении к ВТО. Напротив, основная часть выгод и преимуществ носит ожидаемый характер, и для их получения необходима активная позиция России в ВТО и в отношениях с основными торговыми партнерами, знание и опыт применения норм и правил многосторонней торговли и постоянное взаимодействие правительства и участников внешнеэкономической деятельности.
Присоединение к ВТО создает для России возможности более полного взаимодействия с мировым хозяйством и участия в международной торговле на основе правил, которые коллективно, на основе консенсуса устанавливаются подавляющим большинством государств в рамках ВТО.
Это отвечает требованиям
развития национальной рыночной экономики
на современном этапе и способству
На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства в ВТО. Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок, и каждая страна стремиться занять свою нишу.
Целью данной курсовой работы является изучение и прогнозирование последствий вступления России во Всемирную торговую организацию, оценка баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по отдельным отраслям.
Актуальность работы заключается в исследовании последствий этого вступления для нашей страны, экономика которой является шестой по мощи на планете. Очевидно, что вступление России в ВТО отразится на конкурентоспособности национальной экономики, развитии отдельных отраслей и в конечном итоге на благосостоянии каждого гражданина нашей страны.
1.1 История создания ВТО. Основные функции и структура ВТО
Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка от иностранного импорта высокими таможенными пошлинами показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В качестве третьей опоры нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО).
Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, призванная выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, а также взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР.
Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций. Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО. Таким образом первоначально временное соглашение ГАТТ, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) было принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО. Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.
ВТО часто называют наследницей и правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, поскольку оно стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ. На сегодняшний день ВТО объединяет 153 страны, на долю которых приходится около 90% мировой торговли и более четверти населения земного шара. Кроме России, положительного решения вопроса о вступлении в эту организацию ожидают еще около 30 стран.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами, строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров. К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми странами. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Задачей ВТО является
не достижение каких-либо целей или
результатов, а установление общих
принципов международной торгов
- Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации;
- Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;
- Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария), главой ВТО (генеральным директором) является Паскаль Лами, с соответствующим подчиненным ему секретариатом. Организационная структура ВТО приведена в Приложении А.
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.
В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д. Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между государствами-участниками споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО.
К основным многосторонним соглашениям ВТО по торговле товарами относят:
Информация о работе Современное положение России на мировом рынке