Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и прогнозирование последствий вступления России во Всемирную торговую организацию, оценка баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по отдельным отраслям.
Актуальность работы заключается в исследовании последствий этого вступления для нашей страны, экономика которой является шестой по мощи на планете. Очевидно, что вступление России в ВТО отразится на конкурентоспособности национальной экономики, развитии отдельных отраслей и в конечном итоге на благосостоянии каждого гражданина нашей страны.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Этапы и ход вступления России в ВТО……………………………………… .5
1.1 История создания ВТО. Основные функции и структура ВТО……………..5
1.2 Ход присоединения России к ВТО……………………………………………9
1.3 Возможные последствия вступления РФ в ВТО……………………………13
2 Россия на пороге ВТО………………………………………………………….15
2.1 Ожидаемые общехозяйственные последствия вступления РФ в ВТО…….15
2.2 Отраслевой анализ последствий вступления России в ВТО……………….16
3 Современное положение России на мировом рынке…………………………20
3.1 Структура внешней торговли………………………………………………...20
3.2 Концепция внешнеэкономической стратегии до 2020 года………………..25
Заключение..............................................................................................................27 Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………
Другой стороной нахождения в ВТО является аналогичное открытие российского рынка на импортном направлении, правда, только в части продукции с высокой добавленной стоимостью (например, сталь с полимерным покрытием). Кроме того, возможно определенное влияние на характер промышленного потребления. Следует отметить, что национальный режим будет запрещать дискриминацию иностранных производителей относительно российских металлургических предприятий. В частности, это может касаться реализации ряда крупных инфраструктурных проектов в России, однако возможность дискриминации иностранных компаний при реализации данных проектов объективно ограничена отсутствием экономически оправданной конкуренции со стороны зарубежных производителей на российском рынке.
Отечественные металлургические компании в любом случае получают доступ (через государственные структуры) в Комиссию по урегулированию споров ВТО, что позволяет обеспечить справедливое обращение при рассмотрении международных торговых споров.
Базовые металлы
Экспортные пошлины
на базовые металлы будут
Трубная промышленность
В отношении импортных пошлин для трубной промышленности подробные цифры пока не были представлены. Возможная отмена антикризисной тарифной поддержки российских компаний сектора высвечивает следующие риски для отрасли. Во-первых, с введением общего режима средние импортные пошлины могут снизиться в июле 2012 г. с нынешних 15-20% до 5-10% (такие ставки действовали в 2007 г.) Во-вторых, Украина может добиться проверки российских антидемпинговых пошлин (18.9-19.9% для украинских труб, поставляемых сверх беспошлинной квоты в размере 300 тыс. т).
Автомобилестроение
Условия принятия России в состав ВТО предполагают, что после завершения процесса снижения тарифов средний размер ввозных пошлин на автомобили составит 12% против нынешних 15.5%. Для отрасли также предусмотрен 7-летний переходный период. Объявленное снижение отражает средний масштаб сокращения пошлин по всем сегментам автомобилестроительной промышленности, что не исключает большую защищенность некоторых сегментов. Судя по предыдущим официальным заявлениям, не ожидается, что вступление в ВТО существенно отразится на ситуации в российском автомобилестроительном секторе в среднесрочной перспективе. Многие из деталей достигнутого соглашения до сих пор не раскрывались, но прогнозируется, что сразу после вступления пошлины на ввоз новых автомобилей будут понижены с нынешних 30% до 25%, а затем начнется период постепенного дальнейшего снижения примерно до 15%. Наиболее заметным эффект может оказаться в сегменте производства грузовиков, где значительнее всего снижаются импортные пошлины – с 25% до 15%. Такая ставка должна оказаться достаточной, чтобы вступление в ВТО не привело к резкому сокращению доли рынка российских производителей грузовиков (при прочих равных условиях), однако вполне вероятно понижательное давление на рентабельность.
Сельское хозяйство
Правительству в целом удалось сохранить основные меры защиты отечественного производителя. Договоренности по всем ключевым пунктам были достигнуты ранее, за исключением нескольких спорных аспектов. Один из таких вопросов касается тарифных квот на свинину: согласно итоговому соглашению, действие квоты продлится до 2020 г. При этом ввозная таможенная пошлина на свинину в пределах и за пределами квоты снижена с 15% до 0% и с 75% до 65% соответственно. Это не должно стать проблемой для отечественных производителей, но позволит предотвратить резкое падение цен на свинину и снижение рентабельности свиноводческих хозяйств сразу после вступления в ВТО. Однако с 2020 г. тарифные квоты будут отменены, уступив место единой импортной пошлине в размере 25%. Для говядины и мяса птицы тарифные квоты останутся в силе, а размер пошлин в целом не изменится. Размер государственной помощи сельскохозяйственной промышленности в 2012 г. ограничится суммой в 9.0 млрд. долларов США, а к 2018 г. постепенно сократится до 4.4 млрд.долларов США. На самом деле, объем субсидий сектору никогда не превышал 4.0 млрд. долларов, из чего следует, что все меры по его поддержке останутся в силе (конечно, при условии наличия бюджетных средств на их реализацию), и все запланированные программы будут выполнены в полном объеме.
Банки
Открытие в России дочерних подразделений иностранных банков не отразится на состоянии банковской системы. Зарубежные банки, которые были заинтересованы в присутствии на российском рынке, на сегодняшний день уже открыли здесь свои подразделения, и при нынешнем уровне конкуренции выход на рынок новых игроков затруднителен. В свою очередь проблемы в мировой финансовой системе (особенно в Европе) и новые нормативы, установленные для банков в странах Еврозоны, также препятствуют появлению новых игроков в среднесрочной перспективе. Тем не менее, прогнозиреутся сохранение интерес зарубежных инвесторов к российским активам, а повышение допустимого предела иностранного участия в капитале российских банков до уровня, значительно превышающего нынешние 20-24%, привлечет в сектор еще большее число инвесторов. Исключение приватизационных сделок из схемы расчета доли участия дополнительно укрепит интерес инвесторов в свете предстоящей приватизации Сбербанка и Международной Фининсовой группы «ВТБ». Вместе с тем косвенно принятие в ВТО должно способствовать внедрению в России наиболее современных стандартов отчетности и контроля, следовательно, и повышению прозрачности банковского сектора.
Телекоммуникации
На ситуации в секторе связи вступление в ВТО вряд ли отразится существенно, поскольку иностранным операторам очень сложно выйти на российский рынок на данном этапе его развития. Присоединение России к ВТО может упростить осуществление потенциальных сделок слияния и поглощения с участием глобальных игроков для крупнейших российских операторов МТС и Мегафона. Правда, изменение структуры собственности существующих операторов не приведет к структурным изменениям на рынке.
Контейнерные перевозки
Компании «FESCO» и «ТрансКонтейнер» могут получить преимущество от вступления России в ВТО, поскольку предстоящее снижение импортных пошлин будет стимулировать рост импорта. На долю импорта приходится 20-25% совокупных контейнерных перевозок в России (в случае «ТрансКонтейнера» эта доля несколько ниже – 15%). На автозапчасти и комплектующие приходится крупнейшая доля ввозимых в Россию контейнерных грузов (примерно 45% объема), и снижение пошлин может способствовать дальнейшему росту этого вида импорта – особенно с учетом увеличения доли иностранных марок в автопарке и роста числа иномарок, собираемых в России. Дополнительную поддержку может получить и импорт химической продукции (18% всех ввозимых в страну контейнерных грузов), в отношении которой, как и в отношении продукции машиностроения, также будут введены более низкие импортные пошлины (8.4%).
Электроэнергетика
Для капиталоемких компаний (в их числе ФСК, МРСК и ряд генерирующих предприятий) членство России в ВТО может означать определенное сокращение капиталовложений, если понизятся пошлины на импортируемое оборудование (турбины, трансформаторы и др.). Кроме того, могут увеличиться темпы роста тарифов на электроэнергию (при условии более быстрого повышения внутренних тарифов к паритету с экспортными ценами на газ), что имело бы позитивное значение для генерирующих компаний, особенно для РусГидро, ОГК-4 и ОГК-5.
3 Современное положение России на мировом рынке
3.1 Структура внешней торговли
В условиях рыночных реформ и политики интеграции России в мировое хозяйство роль внешнеэкономических связей в экономике страны резко возросла.
Сведения об объеме внешней торговли Российской Федерации в I полугодии 2010-2011 гг. приведены в Приложении В.
По данным таможенной статистики в I полугодии 2011 года внешнеторговый оборот России составил 386,9 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с I полугодием 2010 года возрос на 36,1%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 326,9 млрд.долларов США (рост на 34,4%), со странами СНГ – 60,0 млрд.долларов США1 (рост на 46,1%).
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 107,0 млрд.долларов США, что на 12,6 млрд. долларов США больше, чем в I полугодии 2010 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 89,6 млрд.долларов США (рост на 7,4 млрд.долларов США), со странами СНГ – 17,4 млрд. долл. США1 (рост на 5,2 млрд.долларов США).
Экспорт России в I полугодии 2011 года составил 246,9 млрд.долларов США и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличился на 30,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 208,2 млрд.долларов США (рост на 28,0%), в страны СНГ – 38,7 млрд.долларов США (рост на 45,3%).Увеличение стоимостного объема экспорта в I полугодии 2011 года по сравнению с I полугодием 2010 года было обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, тогда как физический объем экспортных поставок практически не изменился. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 127,2%, а индекс его физического объема – 99,5%.
Основу российского экспорта в I полугодии 2011 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,9% (в I полугодии 2010 года – 72,0%). В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (53,9%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимает нефть сырая, физические объемы поставок которой снизились по сравнению с I полугодием 2010 года на 2,6%, а стоимостные объемы возросли на 35,7%.
Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья бензина автомобильного на 24,1%, электроэнергии – на 10,2% газа природного – на 7,2%. При этом сократились объемы экспорта угля каменного на 9,8%, нефти сырой – на 2,6%, нефтепродуктов – на 8,7%, в том числе: топлив жидких – на 8,4%, дизельного топлива – на 11,3%.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в I полугодии 2011 года составила 9,5% и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1%. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с I полугодием 2010 года на 16,4%, а физический снизился на 11,8%. В группе металлов снизились физические объемы экспорта чугуна – на 6,2%, ферросплавов – на 15,7%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 25,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 22,7%. Физические объемы экспорта меди сократились на 67,1%, никеля – на 17,0%, а алюминия увеличились на 6,1%.
Доля экспорта продукции химической промышленности в I полугодии 2011 года составила 5,5% (в I полугодии 2010 года – 5,6%). По сравнению с I полугодием прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 26,1%. Возросли физические объемы экспорта метанола – на 7,2%, азотных удобрений – на 6,7%, смешанных удобрений – на 4,9%, сократились объемы калийных удобрений – на 8,1%, каучуковых и резиновых изделий – на 4,6%.
Доля экспорта машин и оборудования в I полугодии 2011 года составила 4,6% (в I полугодии 2010 года – 3,4%). По сравнению с I полугодием 2010 года стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 71,3%, в том числе: электрического оборудования – на 13,1%, железнодорожного оборудования – в 2,7 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Вместе с тем сократились стоимостные объемы экспорта механического оборудования на 11,5%, инструментов и аппаратов оптических – на 1,3%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 32,6% и 22,7% соответственно.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в I полугодии 2011 года составила 2,1% (в I полугодии 2010 года – 2,3%). Стоимостной объем в экспорте данной товарной группы увеличился по сравнению с I полугодием 2010 года на 15,9%. Физические объемы экспорта пиломатериалов возросли на 12,5%, целлюлозы – на 14,4%, фанеры – на 2,3%; физические объемы экспорта бумаги газетной снизились на 9,2%.
Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре в I полугодии 2011 года составила 1,0% (в I полугодии 2010 года – 2,2%), и по сравнению с I полугодием 2010 года стоимостные объемы поставок этих товаров снизились на 42,5%, а физические – на 82,2%. Снижение объемов экспорта продовольственных товаров вызвано в основном снижением экспорта зерновых культур, физический объем которых снизился на 99,2%.
Импорт России в I полугодии 2011 года составил 140,0 млрд.долларов США и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличился на 47,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 118,7 млрд.долларов США (рост на 47,3%), из стран СНГ – 21,3 млрд.долларов США (рост на 47,7%).
Увеличение стоимости российского импорта в I полугодии 2011 года по сравнению с I полугодием 2010 года было обусловлено как ростом физического объема, индекс которого составил 130,0%, так и ростом средних цен импортируемых товаров, индекс которых составил к I полугодию 2010 года 109,8%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в I полугодии 2011 года приходилось 48,4% (в I полугодии 2010 года – 43,7%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с I полугодием 2010 года увеличился на 63,3%, в том числе: механического оборудования – на 52,4%, электрооборудования – на 33,5%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – в 2,0 раза, инструментов и аппаратов оптических – на 30,8%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 82,3%, грузовых – в 2,2 раза.
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,8% (в I полугодии 2010 года – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с I полугодием 2010 года возросли на 23,4%, в том числе: зерновых культур – в 3,8 раза, свежемороженого мяса – на 12,2%, мяса птицы – на 30,9%, сливочного масла – на 24,4%, цитрусовых – на 25,6%, сахара-сырца – на 17,9%, чая – на 6,3%. Объемы закупок растительного масла снизились на 26,2%, свежемороженой рыбы – на 20,6%, сгущенного молока – на 28,0%, сыров и творога – на 0,4%, кофе – на 7,1%.
Удельный вес
продукции химической промышленности
в товарной структуре импорта
составил 16,7% (в I полугодии 2010 года – 18,3%).
Стоимостной объем ввоза продук
Доля импорта текстильных изделий и обуви в I полугодии 2011 года составила 5,5% (в I полугодии 2010 года – 6,4%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с I полугодием 2010 года на 26,3%. Физические объемы закупок обуви с верхом из натуральной кожи возросли на 1,6%, хлопчатобумажных тканей – на 7,4%.
Информация о работе Современное положение России на мировом рынке