Современное состояние и проблемы осуществления валютных операций субъектами хозяйствования Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ проблем, связанных с осуществлением валютных операций в Республике Беларусь и практики международного использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.ознакомиться с сущностью валютных операций,
2.изучить особенности и практику использования зарубежных стран, проанализировать современное состояние и проблемы
3.осуществления валютных операций субъектами хозяйствования Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.90 Кб (Скачать файл)

Достаточной либеральностью в указанных странах  отличаются и операции с драгоценными металлами[3,c.256].

Рассмотрим  опыт Турции и Сирии. Денежная единица  Турции – турецкая лира (1 лира равна 100 курушам). Коммерческие банки свободно устанавливают валютные курсы в  соответствии с условиями рынка. Данные  о самом низком и самом  высоком курсе в обязательном порядке ежедневно сообщаются Центральному банку. Курсы иностранных валют, объявляемые Центральным банком в 15 часов каждого делового дня, устанавливаются  с учетом состояния  международного и местного рынков. Эти курсы в  основном носят справочный характер.[4,c.211]

 Коммерческие  банки могут заключать форвардные  сделки в  пределах лимитов,  устанавливаемых Центральным   банком. В соответствии с международной  практикой курсы срочных сделок  свободно устанавливаются между  банками и их клиентами. Банки  также заключают сделки на  условиях "своп" с Центральным  банком на каждый квартал сроком  до  одного года.

Валютно-торговый контроль находится в ведении  Премьер-министра, которому подчинен Субсекритариат казначейства. Непосредственный контроль осуществляет Центральный банк. Субсекретариат казначейства уполномочивает коммерческие  банки проводить валютные операции за собственный счет. Ряд коммерческих сделок с Польшей, Россией, другими странами бывшего СССР осуществляется через специальные счета в долларах США.  Расчеты с остальными государствами производятся в СКВ.

Нерезиденты имеют право открывать счета  в  инвалюте и турецких лирах в  уполномоченных  коммерческих банках и по своему усмотрению распоряжаться  средствами с таких счетов.

Экспорт включает в себя экспорт, подлежащий регистрации, а также «свободный экспорт». Импорт лицензируется полностью. Импортная лицензия дает право на осуществление валютных платежей. Платежи за импорт производятся с открытых аккредитивов, по предъявлении документов или товаров, или с помощью акцептного кредита, или путем предоплаты. Импортные платежи могут производиться с валютных депозитных счетов, открытых в банках. [4,c.212]

Резиденты имеют право получать инвалюту от нерезидентов по сделкам, заключенным  в Турции. Без ограничений используется инвалюта, полученная резидентами в  оплату услуг, которые они предоставили нерезидентам, как в Турции, так  и за рубежом. По таким операциям  резиденты сами могут без ограничений  осуществлять платежи нерезидентам. Банкам разрешено продавать инвалюту резидентам и нерезидентам без ограничений.

Что касается операций, связанных с движением  капитала, то нерезиденты могут свободно переводить за границу выручку от реализации в Турции своей недвижимости. Перевод доходов от ценных бумаг  и выручка от их продажи производится через банки и специальные  финансовые организации. Прибыль, дивиденды  и выручка от продажи и ликвидации иностранного капитала могут быть переведены за границу, но об этом должен быть поставлен  в известность Центральный банк Турции.

Сирия. Национальная денежная единица – сирийский фунт (1 фунт равен 100 пиастрам). В отличие от предыдущих примеров осуществление валютных операций в Сирии имеет свои особенности. Только Центральный банк и Коммерческий банк Сирии имеют право осуществлять валютные операции.

В Сирии  функционирует рынок «экспортной  выручки», на котором устанавливается  курс, применяемый к ряду товаров, закупаемых на иностранную валюту, полученную от экспорта. Экспортеры, которые  не используют полностью свою выручку  на закупку импортных товаров, могут  продавать ее на этом рынке импортерам. Государственный валютный комитет  уполномочен определять валюты, которые  могут быть получены за экспорт. Выручка  за экспорт установлена в СКВ. Данное правило не распространяется на импортные платежи.

Без согласования с Центральным банком коммерческий банк Сирии принимает предоплату экспорта сирийских товаров резидентами  и нерезидентами. Коммерческий банк Сирии открывает аккредитивы и акцептует тратты без предварительного одобрения при условии выполнения определенных требований.   [4,c.214]

На счета  нерезидентов в сирийских фунтах вносится выручка в иностранной валюте, проданная уполномоченным банкам, а также другие поступления. С этих счетов списываются суммы в оплату за экспорт из Сирии в страну владельца счета и для расходов в самой Сирии. В Коммерческом банке Сирии нерезидентам открываются счета в СКВ, куда зачисляются денежные средства, поступившие из-за границы. Остатки по таким счетам могут быть проданы местным банкам, без ограничений переведены за границу или использованы на оплату разрешенного импорта. Нерезидентам, временно находящимся в Сирии могут быть открыты и временные счета, однако эти счета нельзя использовать для получения денежных средств в расчетных валютах. Нет ограничений на расходование средств как в самой Сирии, так их перевод за границу. [4,c.214]

Рассмотрим  опыт европейских государств на примере  Ирландии и Италии.

В Ирландии также как и в предыдущих странах  не существует налогов или субсидий на покупку или продажу иностранной  валюты, туристы могут свободно ввозить  и вывозить любое количество иностранной  валюты. Нет предписаний об использовании  иностранной валюты в международных  расчетах. В Ирландии отсутствует  валютный контроль. Действует система  уполномоченных банков. Резидентам разрешено  держать в стране любые по сроку  депозиты в иностранной валюте. [11,c.44]

Система экспортных и импортных лицензий действует по ограниченному кругу  товаров. Экспортная валютная выручка  должна быть предложена для продажи  одному из уполномоченных банков. Ввоз и вывоз капитала резидентами  и нерезидентами свободен от валютного  контроля и ограничений. Резидентам разрешено использовать срочный  валютный рынок для защиты от рисков финансовых потерь при совершении международных  операций, не относящихся к торговле товарами. [11,c.56]

В Италии также существует система уполномоченных банков. Уполномоченные банки имеют право совершать сделки спот и форвард в любой валюте. Налоги и субсидии при купле-продаже валют не применяются. Резиденты могут осуществлять валютные сделки (наличные, срочные, опционы) как с уполномоченными банками, так и с иностранными партнерами. Резиденты могут свободно осуществлять валютные операции либо через уполномоченные банки, либо напрямую: путем выставления требований на внешние счета, реальной доставки средств платежа в Италию или за рубеж, зачетом встречных денежных поступлений и платежей. Нерезидентам разрешено иметь счета в уполномоченных банках в иностранной валюте, средства по которым могут свободно зачисляться или списываться по требованию держателей. [12,c.38]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Проблемы  осуществления валютных операций субъектами хозяйствования Республики Беларусь прежде всего связаны с валютными ограничениями.

Валютные  ограничения — система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют . [5,c.50]

Мировая практика показывает, что государство, применяя валютные ограничения в  зависимости от сложившейся на данный момент экономической ситуации, ставит перед собой достижение следующих  целей:

1. Выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны;

2. Стабилизация или поддержание валютного курса.

Для выполнения обозначенных целей государство  ограничивает резидентов (юридические  и физические лица) в праве использовать, владеть и распоряжаться валютными ценностями, применяя различные формы валютных ограничений, включая такие сферы, как:

  • регулирование текущих валютных операций, отражающихся по текущему счету платежного баланса;
  • регулирование валютных операций, связанных с движением капитала, отражающихся по счету операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса (далее — капитальный счет);
  • регулирование внутреннего оборота валютных ценностей.

По счету  текущих операций применяются следующие  основные валютные ограничения:

  • частичная или в полном объеме обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральному банку страны и/или уполномоченным банкам, обладающим лицензией, позволяющей осуществлять данные операции;
  • ограничения, касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;
  • ограничения на приобретение иностранной валюты импортерами на внутреннем валютном рынке (только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых органами валютного контроля);
  • запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
  • ограничения суммы покупки иностранной валюты для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов;
  • ограничения по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей;
  • ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам. [7,c.348]

По капитальному счету применяются такие основные валютные ограничения, как:

  • запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на предоставление резидентами нерезидентам займов и кредитов в иностранной валюте;
  • запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на открытие юридическим и физическим лицам текущих и других счетов за границей;
  • запрет или ограничения на инвестиции нерезидентов (как правило, портфельных) во внутреннюю экономику;
  • запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на осуществление резидентами прямых и/или портфельных инвестиций за пределами страны;
  • запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;
  • запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;
  • запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;
  • уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов;
  • депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых финансовых обязательств.

По внутреннему  обороту валютных ценностей финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:

  • установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;
  • установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны [7,c.350]

При установлении валютных ограничений экспортеры и  другие организации и лица обязаны  сдавать получаемую ими в результате экспортных и иных операций иностранную  валюту банкам или другим уполномоченным органам, экспортеры — представлять валютным органам декларацию о проданных  товарах; вводится ограничение по продаже  и покупке иностранной валюты и золота, по вывозу ценных бумаг, а  также по операциям, связанным с  экспортом и привлечением капиталов. [6,c.248]

Сохранение  высоких темпов роста внутреннего  спроса в течение 2010 года наряду с  внешним энергетическим шоком в I квартале 2011 г., обусловленным увеличением  цена импортируемый природный газ, вызвали нарастание внешних дисбалансов, что в условиях сокращения доступа  к внешнему финансированию привело к дестабилизации макроэкономической ситуации, росту давления на национальную валюту, быстрому сокращению золотовалютных резервов.

 На  внутреннем валютном рынке чистый  спрос в I квартале 2011 г. составил 1,91 млрд. долларов США. При этом  наибольший спрос в размере  0,84 млрд. долларов США наблюдался  со стороны населения и был  обусловлен высокими девальвационными  ожиданиями, покупкой валюты для  приобретения легковых автомобилей  за рубежом.

Чистая  покупка предприятиями иностранной  валюты составила 0,47 млрд. долларов

Значительное  возрастание девальвационных и  инфляционных ожиданий, вызвавших в I квартале 2011 г. ажиотажный спрос на валютном и потребительском рынках, отразилось на кредитно-депозитном рынке, в результате чего наметилась тенденция к оттоку рублевых средств населения из банков. Снижение всех рублевых депозитов физических лиц за I квартал 2011 г. составило 103,8 млрд. рублей.[14]

На этом фоне уровень международных резервных  активов Республики Беларусь снизился в I квартале 2011 г. на 1,3 млрд. долл. США, до 3,8 млрд. долларов США.

 В  целях уменьшения давления на  золотовалютные резервы Национальный  банк был вынужден осуществить  ускоренное ослабление белорусского  рубля по отношению ккорзине  иностранных валют. В результате  на 22 апреля 2011 г. стоимость корзины  иностранных валют достигла верхней  границы коридора (8 процентов).

Информация о работе Современное состояние и проблемы осуществления валютных операций субъектами хозяйствования Республики Беларусь