Современное состояние и пути развития отрасли на примере здравоохранения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

цель данного курсового проекта – охарактеризовать состояния системы здравоохранения России на сегодняшний день, на основе полученных данных найти проблемы и пути их решения.

Были поставлены следующие задачи:
1) описание текущего состояния здравоохранения;
1) описание проблем сферы здравоохранения;
2) описание мер, принимаемых в России для устранения проблем;
3) предложение авторских мер по преодолению проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДАВОХРАНЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 5
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 13
ГЛАВА III. ПУТИ РАЗРЕШНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 387.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

Институт   Государственного управления и права

Кафедра    Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора» 

на тему: «Современное состояние и пути развития отрасли на примере здравоохранения РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  ____________________   ______________       ____________

                             Специальность, курс, группа                 подпись                           И.О.Фамилия

 

 

Проверил:  _____   ___________

                       Учёная степень, звание    подпись                                  И.О.Фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДАВОХРАНЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 5

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 13

ГЛАВА III. ПУТИ РАЗРЕШНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Богатство любого государства  – это его население. Люди создают  государство и являются источником, двигателем его развития и процветания. Но чтобы активно действовать, человек  должен быть здоров. Поэтому одна из важнейших функций государства  – поддержание здоровья своего населения. Такая поддержка осуществляется через систему здравоохранения.

Согласно Конституции  РФ, «Российская Федерация – это  социальное государство», в котором  «охраняются труд и здоровье человека». Но на практике всё далеко не так, как  написано. Большинство экспертов  сходится во мнении, что система  здравоохранения Советского Союза  была одной из лучших в мировой  практике, поскольку она выполняла  все возложенные на неё функции  по качеству, доступности и обеспеченности  медицинскими  услугами,  лекарствами  и  материалами.  Но после распада  СССР она вступила в фазу стагнации: очень сильно сократилось  финансирование,  высококвалифицированные  специалисты  в  области медицины уезжали за рубеж, прекратились научные исследования по медицине, сильно сократилось производство лекарственных препаратов и аппаратов  для диагностики и лечения  заболеваний.

Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

А проводимые в РФ реформы здравоохранения имеют ярко выраженный фрагментарный характер в связи с нечеткостью правового регулирования здравоохранения на разных уровнях управления, неопределенностью разделения ответственности участников системы здравоохранения и координации их деятельности.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере  здравоохранения.

Предметом исследования является основы управления в сфере здравоохранения.

Таким образом, цель данного  курсового проекта – охарактеризовать состояния системы здравоохранения России на сегодняшний день, на основе полученных данных найти проблемы и пути их решения.

 

Были поставлены следующие  задачи:

1) описание текущего состояния  здравоохранения;

1) описание проблем сферы  здравоохранения; 

2) описание мер, принимаемых  в России для устранения проблем; 

3) предложение авторских  мер по преодолению проблем. 

В курсовом проекте была использована информация не только из различных источников, но и наблюдения самого автора.

Методологическую и теоретическую  основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской  работы.

 

 

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДАВОХРАНЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

 

Здравоохранение  –  совокупность  мер  политического,  экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического  и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического  и психического  здоровья каждого  человека, поддержание  его  долголетней  активной  жизни,  предоставление  ему  медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Результаты деятельности любой системы здравоохранения  оцениваются по показателям здоровья населения и демографическим  показателям, в т.ч. по ожидаемой  продолжительности жизни (ОПЖ1) и общему коэффициенту смертности (ОКС2). На Рисунке 1 представлена динамика общего коэффициента смертности в РФ в период с 1980 по 2011 г. и прогнозы до 2020 г.

На нем наглядно видно, что реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в период 2005—2008 гг. и определенное улучшение социально-экономической обстановки в России снизили величину ОКС на 9% (с 16,1 до 14,6), что сохранило жизни 450 тыс. граждан нашей страны. Даже небольшие ежегодные вложения в этот проект (10% от общих государственных расходов на здравоохранение) за 4 года вызвали позитивные изменения в состоянии здоровья населения [13].

В период с 2008 по 2010 г. величина ОКС практически не менялась, снижение составило всего 3% (14,6 — 2008 г., 14,2 — 2009 г., 14,2 — 2010 г.). Это связано с экономическим  кризисом 2008—2009 гг. и стагнацией реального, очищенного от инфляции государственного финансирования здравоохранения в  этот период. Однако в 2011 г. благодаря тому, что руководством страны было принято решение увеличить государственные расходы на здравоохранение на 14% (или 220 млрд руб. ежегодно за счет увеличения на 2% тарифов страховых взносов в систему ОМС), смертность населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократилась на 100 тыс. человек и ОКС снизился на 5% (с 14,2 до 13,5).

 

Рисунок 1 – Динамика ОКС  в «старых» и «новых» странах  Евросоюза и РФ, прогноз ОКС  в РФ до 2020 г.

 

Важнейший урок этих двух периодов — увеличение финансирования здравоохранения  и политическая воля руководителей  страны позволили добиться заметного  улучшения демографических показателей  в стране.

Следует также отметить, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития РФ в период с 2008 по 2011 г. были достигнуты следующие положительные результаты по другим демографическим показателям: ожидаемая продолжительность жизни граждан Российской Федерации достигла в 2011 г. 70 лет; впервые за многие годы был обеспечен рост численности россиян до 143 млн человек; смертность от болезней кровообращения снизилась на 6,2%, от туберкулеза — на 7,4%, от ДТП — на 5,6%, от новообразований — на 1%.

Также продолжает снижаться младенческая смертность. В 2011 г. этот показатель составил 7,3 на 1 тыс. родившихся живыми, а в 23 регионах страны младенческая смертность сопоставима с уровнем стран ЕС (данные из доклада министра здравоохранения и социального развития «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2011 г. и задачах на 2012 г.»).

На Рисунке 1 также показана величина ОКС — 11,0, которая принята за целевую в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Если ОКС будет снижаться по пунктирной линии, показанной на рисунке 1 (до уровня 11,0), то до 2020 г. будет спасено 2,5 млн жизней наших граждан. Однако для этого потребуется гораздо более интенсивное развитие системы здравоохранения и более существенное увеличение ее финансирования.

Так, важнейшим  условием дальнейшего развития сферы  здравоохранения  является переход на инновационный  путь развития, в связи с чем  должна быть обеспечена реализация следующих  принципов:

•  государственное регулирование  в сочетании с эффективной  конкуренцией в инновационной сфере; 

•  подготовка и переход  промышленности на увеличение выпуска  высокотехнологичной и наукоемкой продукции, отвечающей потребностям рынка  и перспективам его развития; 

•  создание  долгосрочных  условий  для  повышения  производительности труда; 

•  концентрация ресурсов на инновации, которые обеспечат  позитивные структурные сдвиги в  экономике;

•  стимулирование деловой  и инвестиционной активности в сфере  научной, научно-технической и инновационной  деятельности через налоговые, кредитные  и другие экономические льготы; 

•  интеграция  инвестиционной,  научно-технической,  образовательной  и производственной деятельности; 

•  обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности  и авторских прав при распространении  научно-технических знаний и информации;

•  сотрудничество всех уровней  государственной власти, а также  государства, субъектов федерации  и муниципальных образований  по вопросам модернизации и  технологическом  обновлении  базовых  отраслей  экономики и социальной сферы;

•  гласность  и  обсуждение  приоритетных  инновационных  программ  и проектов при проведении открытых конкурсов.

Государственное регулирование  недаром вынесено на первое место  среди принципов. Без него инновационного развития не получится, поскольку частный  бизнес неохотно включается в инновационный  процесс. Регулирование и поддержка  в  сфере инноваций  со  стороны  государства должна  заключаться  в следующем:

•  разработка  нормативно-правовых  актов  в  сфере  инновационной  деятельности, организация и контроль за их исполнением;

•  определение приоритетов  в сфере инноваций, разработка и  реализация инновационных программ и проектов;

•  создание инновационной  инфраструктуры и условий для  инновационной  деятельности (стимулирование  через  льготное  налогообложение, дотации, субсидии из бюджетов);

•  формирование и размещение на конкурсной основе государственного заказа на создание наукоемкой продукции  и технологий; 

•  защита прав инвесторов и кредиторов;

•  подготовка и повышение  квалификации кадров, занятых в области  инновационной деятельности;

•    координация действий субъектов инновационной деятельности; 

•  поддержка создания субъектов инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала, с предоставлением соответствующих  госгарантий деятельности.

Так же при формировании программы здравоохранения обязательно должны быть учтены демографические и социально-экономические вызовы. Главный демографический вызов, который потребует серьезного внимания к здоровью граждан трудоспособного возраста, — это ежегодное сокращение на 1 млн численности населения трудоспособного возраста, или на 9 млн человек к 2020 г. [13].

Следует также учесть ожидаемое  сокращение рождаемости из-за снижения к 2020 г. на 15% числа женщин детородного  возраста; фактор старения населения (так, доля населения старше трудоспособного  возраста увеличится на 5% к 2020 г.). Необходимо также отметить неудовлетворительные показатели здоровья детей (около 40% детей  рождаются больными или заболевают в период новорожденности; в 1990 г. этот показатель равнялся 17%) и постоянный рост заболеваемости населения; соответственно, и потребности в медицинской помощи. Например, в 2010 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 228 млн случаев острых и хронических заболеваний, что в 1,5 раза больше на 100 тыс. населения, чем в 1990 г. [13]. Граждане нашей страны также ведут нездоровый образ жизни: доля курящего взрослого населения и потребление алкоголя на душу населения в год в России почти в 2 раза выше, чем в среднем в развитых странах [16].

Следует также учесть, что  важнейшим социально-экономическим вызовом является недовольство населения качеством и доступностью бесплатной медицинской помощи (2/3 недовольных), что связано как с недостаточным финансированием бесплатной медицинской помощи, так и с неспособностью большинства населения самостоятельно платить за эту помощь (55% населения проживает на ежемесячные доходы менее 15 тыс. руб.) [13].

Рассмотрим основную законодательную  базу по этому вопросу.

Законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ) и «Об основах  охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323—ФЗ) помогут решить проблемы здравоохранения только частично. Так, Закон «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» предусматривает серьезные положительные  нормы:

■ централизацию финансирования системы ОМС на уровне Федерального фонда ОМС;

■ нормирование тарифов  страховых взносов на неработающее население;

Информация о работе Современное состояние и пути развития отрасли на примере здравоохранения РФ