Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
цель данного курсового проекта – охарактеризовать состояния системы здравоохранения России на сегодняшний день, на основе полученных данных найти проблемы и пути их решения.
Были поставлены следующие задачи:
1) описание текущего состояния здравоохранения;
1) описание проблем сферы здравоохранения;
2) описание мер, принимаемых в России для устранения проблем;
3) предложение авторских мер по преодолению проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДАВОХРАНЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 5
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 13
ГЛАВА III. ПУТИ РАЗРЕШНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт Государственного управления и права
Кафедра Государственного и муниципального управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
«Экономика государственного и муниципального
сектора»
на тему: «Современное состояние и пути развития отрасли на примере здравоохранения РФ»
Выполнил: студент ____________________ ______________ ____________
Специальность,
курс, группа
подпись
Проверил: _____ ___________
Учёная степень, звание подпись
Москва – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДАВОХРАНЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 5
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 13
ГЛАВА III. ПУТИ РАЗРЕШНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
Богатство любого государства – это его население. Люди создают государство и являются источником, двигателем его развития и процветания. Но чтобы активно действовать, человек должен быть здоров. Поэтому одна из важнейших функций государства – поддержание здоровья своего населения. Такая поддержка осуществляется через систему здравоохранения.
Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – это социальное государство», в котором «охраняются труд и здоровье человека». Но на практике всё далеко не так, как написано. Большинство экспертов сходится во мнении, что система здравоохранения Советского Союза была одной из лучших в мировой практике, поскольку она выполняла все возложенные на неё функции по качеству, доступности и обеспеченности медицинскими услугами, лекарствами и материалами. Но после распада СССР она вступила в фазу стагнации: очень сильно сократилось финансирование, высококвалифицированные специалисты в области медицины уезжали за рубеж, прекратились научные исследования по медицине, сильно сократилось производство лекарственных препаратов и аппаратов для диагностики и лечения заболеваний.
Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.
А проводимые в РФ реформы здравоохранения имеют ярко выраженный фрагментарный характер в связи с нечеткостью правового регулирования здравоохранения на разных уровнях управления, неопределенностью разделения ответственности участников системы здравоохранения и координации их деятельности.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере здравоохранения.
Предметом исследования является основы управления в сфере здравоохранения.
Таким образом, цель данного курсового проекта – охарактеризовать состояния системы здравоохранения России на сегодняшний день, на основе полученных данных найти проблемы и пути их решения.
Были поставлены следующие задачи:
1) описание текущего состояния здравоохранения;
1) описание проблем сферы здравоохранения;
2) описание мер, принимаемых
в России для устранения
3) предложение авторских мер по преодолению проблем.
В курсовом проекте была использована информация не только из различных источников, но и наблюдения самого автора.
Методологическую и
Здравоохранение – совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.
Результаты деятельности любой системы здравоохранения оцениваются по показателям здоровья населения и демографическим показателям, в т.ч. по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ1) и общему коэффициенту смертности (ОКС2). На Рисунке 1 представлена динамика общего коэффициента смертности в РФ в период с 1980 по 2011 г. и прогнозы до 2020 г.
На нем наглядно видно, что реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в период 2005—2008 гг. и определенное улучшение социально-экономической обстановки в России снизили величину ОКС на 9% (с 16,1 до 14,6), что сохранило жизни 450 тыс. граждан нашей страны. Даже небольшие ежегодные вложения в этот проект (10% от общих государственных расходов на здравоохранение) за 4 года вызвали позитивные изменения в состоянии здоровья населения [13].
В период с 2008 по 2010 г. величина ОКС практически не менялась, снижение составило всего 3% (14,6 — 2008 г., 14,2 — 2009 г., 14,2 — 2010 г.). Это связано с экономическим кризисом 2008—2009 гг. и стагнацией реального, очищенного от инфляции государственного финансирования здравоохранения в этот период. Однако в 2011 г. благодаря тому, что руководством страны было принято решение увеличить государственные расходы на здравоохранение на 14% (или 220 млрд руб. ежегодно за счет увеличения на 2% тарифов страховых взносов в систему ОМС), смертность населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократилась на 100 тыс. человек и ОКС снизился на 5% (с 14,2 до 13,5).
Рисунок 1 – Динамика ОКС в «старых» и «новых» странах Евросоюза и РФ, прогноз ОКС в РФ до 2020 г.
Важнейший урок этих двух периодов
— увеличение финансирования здравоохранения
и политическая воля руководителей
страны позволили добиться заметного
улучшения демографических
Следует также отметить, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития РФ в период с 2008 по 2011 г. были достигнуты следующие положительные результаты по другим демографическим показателям: ожидаемая продолжительность жизни граждан Российской Федерации достигла в 2011 г. 70 лет; впервые за многие годы был обеспечен рост численности россиян до 143 млн человек; смертность от болезней кровообращения снизилась на 6,2%, от туберкулеза — на 7,4%, от ДТП — на 5,6%, от новообразований — на 1%.
Также продолжает снижаться младенческая смертность. В 2011 г. этот показатель составил 7,3 на 1 тыс. родившихся живыми, а в 23 регионах страны младенческая смертность сопоставима с уровнем стран ЕС (данные из доклада министра здравоохранения и социального развития «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2011 г. и задачах на 2012 г.»).
На Рисунке 1 также показана величина ОКС — 11,0, которая принята за целевую в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Если ОКС будет снижаться по пунктирной линии, показанной на рисунке 1 (до уровня 11,0), то до 2020 г. будет спасено 2,5 млн жизней наших граждан. Однако для этого потребуется гораздо более интенсивное развитие системы здравоохранения и более существенное увеличение ее финансирования.
Так, важнейшим условием дальнейшего развития сферы здравоохранения является переход на инновационный путь развития, в связи с чем должна быть обеспечена реализация следующих принципов:
• государственное регулирование в сочетании с эффективной конкуренцией в инновационной сфере;
• подготовка и переход
промышленности на увеличение выпуска
высокотехнологичной и
• создание долгосрочных условий для повышения производительности труда;
• концентрация ресурсов на инновации, которые обеспечат позитивные структурные сдвиги в экономике;
• стимулирование деловой
и инвестиционной активности в сфере
научной, научно-технической и
• интеграция инвестиционной, научно-технической, образовательной и производственной деятельности;
• обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности и авторских прав при распространении научно-технических знаний и информации;
• сотрудничество всех уровней государственной власти, а также государства, субъектов федерации и муниципальных образований по вопросам модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики и социальной сферы;
• гласность и обсуждение приоритетных инновационных программ и проектов при проведении открытых конкурсов.
Государственное регулирование недаром вынесено на первое место среди принципов. Без него инновационного развития не получится, поскольку частный бизнес неохотно включается в инновационный процесс. Регулирование и поддержка в сфере инноваций со стороны государства должна заключаться в следующем:
• разработка нормативно-правовых актов в сфере инновационной деятельности, организация и контроль за их исполнением;
• определение приоритетов в сфере инноваций, разработка и реализация инновационных программ и проектов;
• создание инновационной инфраструктуры и условий для инновационной деятельности (стимулирование через льготное налогообложение, дотации, субсидии из бюджетов);
• формирование и размещение на конкурсной основе государственного заказа на создание наукоемкой продукции и технологий;
• защита прав инвесторов и кредиторов;
• подготовка и повышение квалификации кадров, занятых в области инновационной деятельности;
• координация действий субъектов инновационной деятельности;
• поддержка создания
субъектов инвестиционной деятельности
с участием иностранного капитала,
с предоставлением
Так же при формировании программы здравоохранения обязательно должны быть учтены демографические и социально-экономические вызовы. Главный демографический вызов, который потребует серьезного внимания к здоровью граждан трудоспособного возраста, — это ежегодное сокращение на 1 млн численности населения трудоспособного возраста, или на 9 млн человек к 2020 г. [13].
Следует также учесть ожидаемое сокращение рождаемости из-за снижения к 2020 г. на 15% числа женщин детородного возраста; фактор старения населения (так, доля населения старше трудоспособного возраста увеличится на 5% к 2020 г.). Необходимо также отметить неудовлетворительные показатели здоровья детей (около 40% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности; в 1990 г. этот показатель равнялся 17%) и постоянный рост заболеваемости населения; соответственно, и потребности в медицинской помощи. Например, в 2010 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 228 млн случаев острых и хронических заболеваний, что в 1,5 раза больше на 100 тыс. населения, чем в 1990 г. [13]. Граждане нашей страны также ведут нездоровый образ жизни: доля курящего взрослого населения и потребление алкоголя на душу населения в год в России почти в 2 раза выше, чем в среднем в развитых странах [16].
Следует также учесть, что
важнейшим социально-
Рассмотрим основную законодательную базу по этому вопросу.
Законы «Об обязательном
медицинском страховании в
■ централизацию финансирования системы ОМС на уровне Федерального фонда ОМС;
■ нормирование тарифов страховых взносов на неработающее население;
Информация о работе Современное состояние и пути развития отрасли на примере здравоохранения РФ