Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
цель данного курсового проекта – охарактеризовать состояния системы здравоохранения России на сегодняшний день, на основе полученных данных найти проблемы и пути их решения.
Были поставлены следующие задачи:
1) описание текущего состояния здравоохранения;
1) описание проблем сферы здравоохранения;
2) описание мер, принимаемых в России для устранения проблем;
3) предложение авторских мер по преодолению проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДАВОХРАНЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 5
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 13
ГЛАВА III. ПУТИ РАЗРЕШНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
руб.;
Стоимость препарата - $10;
Пошлина на импорт лекарственных средств – 10 %;
Таким образом, стоимость данной вакцины при пересечении границы равна 324,5 руб. (10*1,1*29,5).
Конечная же стоимость будет складываться из наценок розничных сетей, затрат на доставку и на продвижение лекарства. Можно сделать предположение, что стоимость для населения составит около 500 руб. за 1 дозу. Совершено очевидно, что большинство населения России не сможет себе позволить такую вакцину из-за низких доходов, что повышает риск заболеваемости и смертности от вируса «свиного гриппа».
3) необоснованность цен
на лекарства. Проблемы
Российские же препараты
население зачастую боится приобретать,
отдавая предпочтение импортным, поскольку
нет уверенности в
Такая же ситуация (как в
примере с расчётом стоимости) наблюдается
в целом по рынку фармацевтических
препаратов, что ставит Российское
государство под серьёзную
Как же выйти России из столь плачевной ситуации со здравоохранением? Главное – это реформы. Но не точечные по принципу «найти решающее звено, потянуть за него – и всё разрешится». Необходим комплекс реформ, направленных на все элементы здравоохранения. Они должны быть продуманными и полными, иначе, как это часто бывает в России, от них будет только хуже.
Для повышения эффективности сферы здравоохранения специалисты предлагают разработать механизм стимулирования конкуренции между медиками, медицинскими учреждениями. Требуется создать такой механизм, который заинтересует медицинских специалистов в повышении качества оказываемых ими услуг. Например [1, 10]:
1) создание базы данных
врачей и их пациентов (
2) оказывать финансирование
медицинских учреждений за
3) необходимо принять
ряд законов, способствующих
конкуренции в
4) необходимо изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений. Сегодня все они государственные. Это значит, что возникающие финансовые результаты от их работы уходят к государству: излишек денежных средств забирается, возникающие долги гасятся.
Такая ситуация демотивирует медицинские учреждения относительно эффективной работы. Следует дать им больше свободы в деятельности;
5) следует дифференцированно
подходить к вопросам развития
сферыздравоохранения на различных
территория Российской Федерации
в силу их неодинакового
развития. Где-то требуется только
повышать эффективность
К вопросам оплаты труда специалистов медицины следует подходить с точки зрения развития региона (города), нежели увеличивать заработную плату на одинаковую сумму по всей стране. Из-за сильных различий в уровне развития субъектов федерации, муниципальных образований, сумма повышения заработной платы будет восприниматься везде по-разному. Так, в Москве 10 тыс. руб. надбавки для участкового врача значит очень мало, а в Дагестане эта же сумма является большими деньгами.
Также требуется создать механизмы, благодаря которым бесплатную медицинскую помощь в первую очередь получали бы те, кому нечем платить, а те, кому есть, чем заплатить, при наличии дефицита (оборудования, специалистов, лекарственных препаратов) могли бы оплатить требуемую для себя врачебную помощь [12].
Ещё один способ развития конкуренции – использование современных информационных достижений в сфере здравоохранения. В частности, эксперты предлагают идею создания персонифицированной базы индивидуальных счетов. На её основе можно будет научно обосновать требуемое количество специализированных коек в конкретном регионе.
Повышение качества медицинского обслуживание также будет достигаться и за счёт развития отделений интенсивной терапии (реанимации различной специализации). На Западе в структуре каждого госпиталя имеется 20-25% коек интенсивного лечения. В России этот показатель не превышает 5%.
Следующая проблема сферы здравоохранения – тарифы на медицинские услуги – должна решаться путём цивилизованного вмешательства государства. Медицинские тарифы должны включать в себя все статьи расходов. В них должна учитываться необходимая рентабельность и уровень прогнозируемой инфляции [3].
Для привлечения финансирования и стимулирования новых разработок предлагается учреждать венчурные фонды (с участие разного капитала), выделять государственные гранты на исследования. Начинается сотрудничество бизнеса с вузами и наукоградами. Сегодня существуют биотехнологические лаборатории на базе МГУ, Ставропольского госуниверситета, наукограда в Пущине. Их задача – первый этап разработок. В дальнейшем полученная формула будет продана частной компании.
Государству необходимо стимулировать инновационное развитие всей экономики в целом и сферы здравоохранения, в частности. Как уже отмечалось раньше, в России практически нет новых разработок лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Чтобы исправить ситуацию, государству, в первую очередь, необходимо развивать инновационную инфраструктуру, менять налоговое законодательство (увеличивая налоговые льготы и вводя налоговые каникулы для компаний, осуществляющих новые разработки). Предусматривается в скором времени создание нескольких НИИ для проведения научных исследований в области медицины.
Но уже существуют реальные подвижки в данной ситуации. Так в 2011 году из бюджета было выделено 19,4 млрд. руб. на строительство центров новых медицинских технологий в Пензе, Хабаровске, Астрахани и в других городах. При поддержке государства развивается медицинское направление в технопарках (Курчатовский, Зеленоградский, Обнинский), где разрабатываются новые методы лечения, лекарственные средства, оборудование [10].
В начале 2005 г. была запущена
программа Дополнительного
Всё выше сказанное – это то, что предлагают эксперты. В целом автор согласен с их предложениями. Но проанализировав проблемы сферы здравоохранения России, он предлагает дополнительный ряд мер, направленных на улучшение ситуации.
Самое главное – это
инновационное развитие. Государство
должно стать инициатором
На начальном этапе разработок государство должно активно помогать компаниям в финансовом плане, особенно молодым фирмам с перспективными разработками. Для этого можно использовать средства федеральных целевых программ, государственных заказов, гранты, создание совместных предприятий с частным бизнесом, создание различных венчурных фондов.
Для стимулирования новых разработок следует создать научно-исследовательские центры (как минимум, по одному в каждом федеральном округе), под крышей которого собрать учёных и предоставить им финансирование под их идеи. В дальнейшем разработки можно будет либо продавать частным компаниям, либо налаживать их промышленный выпуск и продвижение на рынке в рамках совместных предприятий, либо использовать арендную или лизинговую форму реализации разработки. При продаже разработки в договоре следует прописать формы и сроки оплаты. Оптимальной будет ступенчатая оплата (первоначальный взнос, затем фиксированные либо процентные отчисления с выручки от продаж нового препарата/оборудования). При арендной форме приобретатель (арендополучатель) будет лишь платить отчисления за пользование формулой либо промышленным образцом прибора без перехода права собственности на арендуемую разработку. При этом данная разработка может быть сдана в аренду другим компаниям. При лизинговой форме приобретатель (лизингополучатель) будет использовать все преимущества лизинговой схемы.
Для облегчения перехода на инновационный путь развития первоначально можно создавать дженерики на западные образцы, но уже на их основе производить собственные разработки. Но необходимо усилить контроль за дженериками, что автоматически повысит доверие к ним со стороны населения и сократит количество побочных эффектов.
Чтобы была возможность инновационного развития, нужны высококвалифицированные кадры. Следует искать и поощрять талантливых студентов, привлекать их к работе в исследовательских проектах. Также необходимо остановить отток отечественных учёных за рубеж. Для этого необходимо создать им все условия для исследовательской деятельности: предоставить лаборатории, выделить финансирование. Но такие меры следует предпринять по приоритетным научным направлениям, а также перспективным направлениям. Не стоит распылять ресурсы на сомнительные исследования (коих в современном мире можно найти множество).
Одним из таких ключевых направлений (помимо применения нанотехнологий в медицине, создание новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования) должна стать диагностика. Развитие данной сферы медицины позволит в разы снизить сроки лечения и количество заболевших средней и высокой степени тяжести, поскольку болезни будет возможно выявлять и лечить на ранней стадии, когда это сделать много проще, чем позже.
Для решения проблемы стоимости лекарств следует проследить ценообразование на всей цепочки (от производителя до розничной торговли). И наказывать тех, кто необоснованно завышает цены.
По итогам проведённой работы можно сделать вывод, что, несмотря на огромный объём накопившихся проблем, в российской системе здравоохранения начинаются перемены в сторону улучшения. Но существует ещё одна серьёзная проблема, которую не решить только новыми идеями и финансированием. Эту проблему не выделяют эксперты, но с ней сталкивается каждый человек. Речь идёт о доверии потребителей к российским лекарственным препаратам, медицинскому оборудованию, врачам. И причина названной проблемы как раз кроется в тех изъянах сферы здравоохранения, названных в работе. К тому же ещё с советских времён у людей осталась мысль о том, что все импортные товары обладают лучшим качеством, характеристиками, более безопасны, чем российские аналоги (если они имеются).
Утраченное доверие всегда очень сложно вернуть. Но если будут решаться все обозначенные в работе проблемы, если их решение не растянется на долгий срок, то люди перейдут на отечественные лекарственные препараты и медицинское оборудование, перестанут считать максимальное изъятие денег у пациента главной целью врачей. Сократится количество дней пребывания в стационарах. Уменьшится смертность и возрастёт продолжительность жизни. Всё это незамедлительно положительно скажется на экономике страны. Только тогда можно будет сказать, что российская система здравоохранения эффективна.
Информация о работе Современное состояние и пути развития отрасли на примере здравоохранения РФ