Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение современного состояния угольной промышленности Украины, проблем и перспектив её развития.
Задачи курсовой работы - изучение структуры угольной промышленности, её места и роли в жизни страны, анализ современных тенденций её развития, выявления основных проблем, и конечно же исследование возможных путей их решения, учитывая современную конъюнктуру.
Введение .3
Глава 1. Общая характеристика угольной промышленности Украины. .5
1.1. Роль и значение добычи угля в Украине. .5
1.2. Территориальная структура угольной промышленности. .7
1.3. Краткий экскурс в историю развития угольной промышленности. .9
1.3.1 История развития угледобычи Донбасса. .9
1.3.2. История развития Львовско-Волынского каменноугольного бассейна. 11
1.3.3. История добычи бурого угля в Украине. 11
1.4. Оценка состояния угольных шахт. 12
Глава 2. Современное состояние угольной промышленности. Проблемы и перспективы развития. 15
2.1. Актуальные проблемы угольной промышленности. 15
2.2. Возможные пути решения проблем угольной промышленности 20
Глава 3. Реструктуризация и приватизация в угольной промышленности Украины. 24
3.1. Общая характеристика реструктуризации. 24
3.2. Нормативная база реструктуризации и ход действий. 24
3.3. Ожидаемые результаты реструктуризации. 26
3.4. Приватизация угольных предприятий. 26
Заключение 29
Одной из существенных причин падения уровня добычи на шахтах Министерства Угольной Промышленности (Минуглепрома) является недостаточное внимание к вопросам капитального строительства, проведения добычи, и как следствие, подготовке новых горизонтов и новой линии очищающих забоев.
Как и раньше, остаётся несбалансированной экономика угольных предприятий из-за нестабильности реализации продукции, неадекватности цен на уголь, материалы и горное оборудование, электроэнергию. Себестоимость 1 тонны товарной угольной продукции угледобывающих предприятий, подчинённых Минуглепрому, в феврале 2009 года составила 655,59 грн, а цена 1 тонны товарной угольной продукции – 439,0 грн. Превышение себестоимости над ценой составило 216,59 грн. [9]
Действия монополистов на рынке угля и в поставке шахтного оборудования останавливают развитие рыночных прессов, не дают производителям угля возможности выйти на необходимый уровень самоокупаемости, ставят барьеры для инвестирования отрасли.
С другой стороны, плохую реализацию угольной продукции и профицит угля в виде значительных остатков на угольных складах часто можно объяснить жёстким вторжением Министерства угольной промышленности и его структур в ценовую политику без учёта конъюнктуры рынка.
Вследствие несбалансированности доходов и затрат на угольных предприятиях практически не формируются амортизационные денежные средства как источник восстановления основных фондов.
На протяжении последних лет остаётся низкой заработная плата. В областном рейтинге уровня зарплаты работников по видам экономической деятельности она занимает одиннадцатое место; на многих государственных предприятиях её выплачивают несвоевременно.
Самая главная проблема – отрасль пока существует за счёт проедания производственного потенциала, который был сформирован в последние годы. Но ведь это не может продолжаться долго. Когда-то накопленный годами производственный потенциал всё-таки иссякнет.
Кроме этого, нет реального понимания механизмов решения таких важных проблем развития отрасли, как обеспечение безопасности труда, кадровое обеспечение, повышение производительности труда.
Не может не беспокоить кадровая проблема отрасли, которая назревает уже много лет. Шахтёрский труд перестал быть престижным, дефицит квалифицированных кадров в угольной промышленности приобретает опасные масштабы. Динамика изменения численности работающих свидетельствует о том, что за последние восемь лет промышленность потеряла более половины занятых в производстве.
Ситуация не изменилась и после принятия Закона Украины «Про повышение престижности шахтёрского труда». Поэтому угольная отрасль имеет уже не проблему, а кадровую катастрофу.
Накопленная за прошлые годы задолженность по зарплате в значительной мере выплачивалась за счёт государственного бюджета, но каждый раз продолжала снова быстро расти, т.к. не ликвидируется первая причина задолженности – убыточность угольных предприятий. На 1 марта 2009 года задолженность государственных угледобывающих предприятий по выплате зарплаты достигла 523,7 млн. грн. При этом задолженность по выплатам зарплаты шахтёрам составляет 47,1 млн. грн, задолженность с отчислений в социальные фонды 476,6 млн. грн.
Уровень тарифных ставок шахтёров не отвечает действующему законодательству. Довести минимальную зарплату до законодательно установленного уровня угледобывающие предприятия не могут из-за дефицита денежных средств. Текущий анализ их финансовой деятельности показывает, что практически все они находятся на критическом уровне неплатежеспособности. [15]
Очень негативно влияют на экономику отрасли сложные геологические условия, а также низкий производственно-технический уровень большинства шахт. Проблематичной является производительность труда на шахтах, которые находятся на уровне середины 50-х годов прошлого века. Оплата шахтёров сегодня никак не связана с этим показателем. Отсюда и финансовая несбалансированность предприятий и возрастание себестоимости добычи угля.
Учёные-экономисты спрогнозировали падение уровня добычи угля в Донецкой области в 2010 году до 26 млн. тонн.
2.2. Возможные пути решения проблем угольной промышленности.
Если такую негативную ситуацию в угольной промышленности не исправить кардинально, то в ближайшее время объёмы добычи отечественного энергетического ресурса снизятся ещё в 1,5-2 раза.
Таким образом, реальная ситуация в отрасли требует формирования новых подходов к решению ключевых проблем угольного производства. Последовательная государственная политика должна опираться на согласование стратегических задач и концепции развития угольной промышленности, структуры предприятий всех форм собственности с нынешним состоянием отрасли.
Такие концептуальные направления развития отрасли, как реструктуризация, увеличение объёмов государственной политики, поиск и внедрение разных структур управления государственными предприятиями, пока что не принесли существенных экономических результатов.
Главное препятствие здесь - несовершенное управление угольной промышленностью на всех уровнях. Ни предыдущие, ни нынешние схемы управления не устраняют настоящих причин негативных процессов в отрасли.
Касаемо угольной промышленности государство и до сих пор выступает в роли неэффективного собственника.
Украина, приняв за основу экономического строя рыночную экономику, тем самым определила её основной ориентир – частную форму предпринимательства. Поэтому в основу реформирования отрасли необходимо положить последовательную политику в приватизации предприятий, которая будет описана далее, и привлечения государственных инвестиций для их расширенного восстановления.
К системе управления шахтами должны прийти владельцы и потребители угольной продукции, которые являются звеньями в цепях: «уголь – кокс - металл» или «уголь – электроэнергия». Только в этом случае начнут действовать рыночные механизмы создания цен на угольную продукцию, появляться эффективные схемы её реализации, сбалансируется экономика производства ликвидной продукции – продукции, которая может быть реализованной, превращённой в прибыль.
Инвестирование отрасли возможно только при условии проведения её приватизации. Приватизация позволит привлечь частных инвесторов к развитию угольной промышленности. На рисунке 3 графически представлена динамика финансирования угольной прмышленности.
Рис. 3. Динамика финансирования угольной промышленности Украины. [12]
К 2008 году постепенно увеличилось бюджетное финансирование угольной промышленности и достигло 11 млрд. грн. Но даже этого мало для возобновления эффективной работы угольных предприятий. Юлия Тимошенко заявила, что на поддержку угольной промышленности в будущем Правительство намерено потратить 21,6 млрд. грн., но, вероятно, это только слова. Финансирование капиталовложений за счёт предприятий постепенно снижается, что обусловлено экономическим кризисом и собственно кризисом угледобывающих предприятий.
В Минтопливэнерго разработан законопроект «Про особенности приватизации предприятий угольной промышленности». Его суть в том, что все угольные предприятия будут поделены на три группы. В первую группу войдут привлекательные для инвесторов шахты. Их немного , поэтому фонд госимущества продаст их по обычной цене. Во вторую группу будут включены те, которые по конкретным обстоятельствам могут стать прибыльными. Эти предприятия будут проданы, а деньги возвращены им для развития, а не в госбюджет. В третью группу войдут шахты, которые ещё могут добывать уголь, но они уже никогда не будут прибыльными. Их планируется продать по символическим ценам. Те, которые купят шахты с небольшими запасами угля, должны взять на себя обязательство вскоре их закрыть.
Подводя итоги, следует отметить, что запланированные у внедрению рыночные механизмы должны сформировать базу для достижения стратегической цели – возрождение былого успеха в угледобыче. Уголь будет ещё долго оставаться единственным энергоносителем, который Украина имеет в объёмах, достаточных для полного обеспечения нужд национальной экономики. Привлечь к убыточной отрасли десятки миллиардов инвестиций – очень сложное задание.
Пути решения проблем угольной промышленности можно представить в виде следующей схемы:
Законодатель-ство |
||||||
|
Освобождение от таможенных пошлин импортируемой горной техники |
Льготный режим получения и выплаты кредитов |
||||
|
Техническое перевооружение шахт: улучшение тех-нического состоя-ния; повышение производительности труда; максимиза-ция безопасности труда рабочих |
Привлечение дополнительных денежных средств |
Стимулирование организаций участвовать в реализации инвестиционных проектов шахт | |||
Улучшение экономического состояния угледобывающих предприятий |
Рис 4. Схема льгот угледобывающих предприятий. [7]
Глава 3. Реструктуризация и приватизация в угольной промышленности Украины.
3.1. Общая характеристика реструктуризации.
Реструктуризация была начата в 1996 г. согласно с указом Президента Украины «о структурной перестройке угольной промышленности».
Основные цели реструктуризации:
Успех реструктуризации зависит от нескольких условий:
мероприятия восстановления экономической активности шахтёрских регионов, обеспечение занятости населения. [10]
3.2. Нормативная база реструктуризации и ход действий.
В сентябре 2001 г. был принят системный документ – Программа «Украинский уголь», рассчитанный на период 2001-2010 г. Он предусматривал курс на ускорение процесса корпоратизации шахт, определение инвестиционно привлекательных объектов и проведение их приватизации.
Но в 2002-2003 гг. была проведена структурная реформа отрасли, которая не соответствовала программе «Украинский уголь». Минуглепром предусматривал приватизацию не отдельных объектов, а целостных комплексов, которые начинали создаваться. На базе государственных холдинговых компаний и самостоятельных шахт создано 21 государственную компанию. В их состав входили как рентабельные, так и нерентабельные предприятия, которые теряли статус юридического лица. С такой структурой рентабельные предприятия не имели стимула для развития.
В июле 2005 г. Кабинетом министров Украины была одобрена Концепция развития угольной промышленности. Согласно с этой Концепцией основные направления реформирования отрасли включают:
Самой главной предпосылкой формирования в угольной промышленности рыночной конкурентной среды является создание открытого внутреннего рынка угля.
В мае 2008 г. принята «Концепция реформирования угольной отрасли».
Цель Концепции – обеспечение ускоренного развития угольной промышленности и достижение показателей работы, предусмотренных Энергетической стратегией Украины в период до 2030 года путём рыночного реформирования предприятий и системного устранения кризисных факторов.
По сути, эта Концепция отрабатывает механизм реструктуризации угольной отрасли, в основе которого лежит приватизация всех угледобывающих предприятий путём укомплектования их в 22 лота. Вместе с этим, Концепция предусматривает широкий спектр мероприятий законодательного. технического и финансового обеспечения реструктуризационных процессов.
Усовершенствование законодательной базы включает разработку законодательных актов, направленных на создание условий для адаптации предприятий отрасли к рыночной среде и способствование её развитию. В первую очередь, разрабатываются акты, направленные на повышение престижности шахтёрского труда, восстановление и возрастание людского потенциала отрасли, решение других проблем, что будет способствовать обеспечению должного уровня техники безопасности и охраны труда на угольных шахтах, повышению уровня оплаты труда шахтёров, социальной защите работников отрасли и членов их семей.
Информация о работе Современное состояние угольной промышленности Украины